Что потребуется для работы
Хорошо, если есть возможность бурить спокойно и прерываться в случае усталости. Однако бывают случаи, когда это делать довольно тяжело. Например, земля может сильно промерзнуть или при бурении проруби для зимней рыбалки может быть очень холодно. В таком случае возникает желание сделать все как можно быстрее, а сил при этом потратить как можно меньше.
Есть ли простое решение для такого бурения? Конечно. Это соединение бура с бензопилой. Мощность мотора современной бензопилы – очень большая, такой мотор сохраняет работоспособность почти во всех климатических условиях.
Для совмещения необходимы:
- Бур;
- Мотор бензопилы, можно взять у дисковой пилы;
- Редуктор – для передачи крутящего момента;
- Труба – для изготовления корпуса;
- Аппарат для сварки;
- Шлифовальная машина (болгарка);
- Дрель или шуруповерт.
Достоинства самодельного мотобура
Сделать мотобур самостоятельно можно тем, кто имеет неплохие слесарные навыки и знаком с токарным делом. Расходы будут минимальными, если в наличии уже есть бензопила. Достаточно докупить переходник под винтовой шнек и шестеренчатый червячный редуктор. Передаточное число последнего должно составлять не менее 1/55. Необходимость в механических передачах или соединительных муфтах полностью отсутствует.
Такая техника имеет очевидные преимущества перед профессиональным инструментом:
Использование мотобура
- экономия денежных средств;
- возможность быстро и легко выполнять задачи по благоустройству участка;
- ввиду небольшой мощности мотора, нет необходимости дополнительно привлекать специалиста;
- самодельный бур — легкий и мобильный.
Некоторые полагают, что непрофессиональный бензобур нельзя относить к полноценной технике, ведь максимально возможный диаметр лунки составляет не более 150 мм. Данного значения вполне достаточно для решения бытовых задач. Конечно, для масштабного производства такая техника не подойдет.
Начнем с редуктора
К выбору редуктора нужно подойти очень ответственно: нельзя просто взять первый попавшийся. Двигатель бензопилы – очень мощный, и количество его оборотов – высокое. Если бур начнет вращаться с такой скоростью, им просто невозможно будет работать. А если редуктор будет передавать на выходной вал чересчур низкий крутящий момент, то использование бензопилы окажется бесполезным, ведь скорость вращения останется низкой. Именно поэтому нужно точно и аккуратно рассчитать характеристики подходящего редуктора.
Можно попробовать почитать техническую литературу и сделать такой расчет самостоятельно. А потом изготовить самостоятельно и редуктор. Но если у вас нет времени или желания, то стоит обратиться к профессиональному инженеру, который не только корректно выполнит расчеты, но и поможет выбрать подходящий редуктор.
Ледоруб из шуруповерта своими руками
Рыбаки смогли усовершенствовать ледобур, присоединив к нему шуруповерт. Просто они поняли, чего стоит трата драгоценного времени, тем более зимой.
Для изготовления необходимо иметь:
- Ледобур Mora (ручной).
- Переходник.
- Аккумуляторный шуруповерт.
Ледобур с шуруповертом
Как правило, оптимальный размер лунки – это около 10-ти см.
Характеристики шуруповерта для ледобура
Ледобур – это инструмент, который способен облегчить условия зимней рыбалки и сделать ее более комфортной. Чтобы сверление лунок осуществлялось без проблем, необходимо подобрать соответствующий шуруповерт и, соответственно, аккумуляторный.
Характеристики инструмента
- Высокая мощность.
- Напряжение питания от 18 до 36 V.
- Крутящий момент 40/80 Нм.
- Емкость батареи 2,5-3 А/ч.
Для элементарной модернизации бура подойдут такие модели, как Mora Nova System или Ise Arctic (Micro, Viking), Rapala. Подойдут так же и отечественные конструкции, типа Торнадо, Барнаул, Тонар.
Как подобрать шуруповерт
Как правило, рыболовы пробивают несколько лунок, а иногда и несколько десятков, так как зимняя рыбалка – это постоянный поиск мест стоянки рыбы. Поэтому, рыбалка превращается в тяжелый изнурительный труд, а это с удовольствием, получаемым от процесса рыбалки, сравнить никак нельзя.
Как подобрать аккумулятор
В основном, применяются два типа источника питания:
Никель – кадмиевый, который хорошо переносит минусовые температуры, но делает инструмент более тяжелым.
- Литий-ионный. Источник можно эксплуатировать при температуре -10ºС и при небольшой толщине льда. Несмотря на это, этот источник позволяет просверлить до 60 лунок, диаметром 10-16см. При более низких температурах, аккумулятор можно вытащить из устройства и положить во внутренний карман куртки.
- Никель — металлогидридная батарея – практически не используется в шуруповертах.
Желательно всегда брать с собой запасной аккумулятор и держать его в тепле.
Как делается переходник своими руками
Переходник или адаптер служит для того, чтобы соединить шуруповерт с остальной частью конструкции. Его можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно.
Переходник имеет шестигранную форму и одной стороной зажимается в патроне шуруповерта. При этом, следует учитывать, чтобы соединение было надежным. Зажимается шестигранная часть с помощью специального ключа. Другая сторона переходника соединяется с буром. Для этого, в цилиндрической части нужно просверлить отверстие, после чего берется болт соответствующего размера и закрепляется шнек с переходником.
Не помешает ручка, с помощью которой можно удержать бур, что не позволит ему упасть в воду. Не следует делать шнек большого диаметра, поскольку это увеличивает нагрузку на шуруповерт, что приведет к быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Оптимальный диаметр лунки 10-13см, что позволит ловить рыбу средней величины. Адаптер имеет следующие размеры: диаметр цилиндрической части 18мм, хвостовик имеет форму шестигранника, наличие упора обязательно.
Собираем корпус
Первым делом необходимо сделать крепкий корпус. Для этого нужно взять металлическую трубу и согнуть из нее рамку. Алгоритм для изготовления я использовал следующий:
- Сначала я отмерил нужный кусок от трубы: он должен быть равен периметру рамы (примерно 160 см);
- Сделал на нем надрезы глубиной примерно 1,3 радиуса трубы. Надрезы делаются в местах сгиба. Для того, чтобы металлическую трубу было нетрудно согнуть, на каждый сгиб надо сделать от 4 до 6 надрезов через полсантиметра друг от друга. Если при сгибе будет плохо выходить прямой угол, то придется немного сточить болгаркой выполненные надрезы;
- Заварил сварочным аппаратом углы и соединения.
По описанному алгоритму надо изготовить еще одну раму (периметром 40 см) и соединить изготовленные рамы между собой. Расстояние между плоскостями рам должно быть примерно треть метра. Обязательно нужно проследить, чтобы углы рам были соединены кусками трубы одинакового размера.
Так получится конструкция в форме усеченной четырехугольной пирамиды. В этом корпусе будет крепко зафиксирован редуктор. Но тут дело такое, Вы сами должны будете доработать корпус в зависимости от того, какой редуктор выберите.
Подготовка оборудования и материалов
Прежде, чем изготовить бур из бензопилы, следует тщательно подготовить нужные для работы материалы и инструменты. С материалов вам потребуется:
- Исправная бытовая бензопила;
- Редуктор;
- Цельный стальной лист, или фанера, толщиной 2 см;
- Комплект различных крепежей;
- Металлическая трубка;
- Стальная труба, диаметром 15 см;
- Металлическая трубка, длиной 25 см;
- Стальной шнек;
- Прорезиненные утеплители для ручки.
Для работы по изготовлению мотобура из бензопилы обязательно подготовьте такие инструменты:
- Головку на 27;
- Шуруповерт;
- Болгарку;
- Электрический лобзик;
- Шлифовальную машинку;
- Сварочный аппарат;
- Набор насадок для работы с металлом.
Для создания некоторых деталей для мотобура из бензопилы потребуется токарный станок, поэтому нужно заранее договориться с мастером по изготовлению металлических запчастей.
Мотор: съемный или несъемный
Итак, есть бур, двигатель бензопилы и редуктор в крепком и надежном корпусе. Теперь их необходимо соединить друг с другом. И вот здесь возникает такой вопрос: а как будет использоваться двигатель?
Если двигатель будет использоваться только для бурения, то конструкцию можно сделать монолитной: двигатель не будет выниматься из конструкции.
Однако такое решение кажется несколько странным. Ведь наверняка когда-нибудь потребуется воспользоваться и бензопилой, а, значит, придется вернуть ей двигатель на место. Поэтому лучше оставить возможность вынимать двигатель из самодельного корпуса по мере необходимости.
Для того чтобы получить такую возможность, нужно сделать в корпусе отверстия для установки двигателя. Отверстие должно соответствовать размерам двигателя от бензопилы.
Кроме того, очень важно продумать надежную систему крепления. Фиксация двигателя должна быть прочной, но при этом не должны быть жуткие затраты времени по вставке или выниманию двигателя. В идеале должно быть так: выкрутить две-три гайки, приподнять раму, вытащить мотор (или вставить мотор, опустить раму, вкрутить гайки).
При изготовлении конструкции нужно учитывать не только размеры бензопилы, а еще и удобство для заправки топлива, и управление клапаном для контроля давления в двигателе.
Бензопила старой модели
Преимущество бензопилы старой модели в том, что сейчас найдется немного желающих работать с ней. Поэтому взять ее двигатель и сделать бур с мотором – очень хорошее решение. В этом случае двигатель можно будет зафиксировать в конструкции из рам стационарно.
Крепить двигатель таким образом намного проще. На раму, которая находится сверху, будет удобно вывести подачу топлива. На эту же раму лучше всего вывести систему для аварийного выключения.
Конечно, если бур нужен для бурения льда, в такой предосторожности нет необходимости. Но для бурения земли – аварийное выключение очень важно. Почва может быть такой твердой, что потребуется срочно остановить работу бура.
Хорошо для бура подходит двигатель «Урала» (он требует минимальных доработок), но есть и один минус – комфортно работать с ним сможет только человек среднего или высокого роста.
Можно использовать мотор от агрегатов Дружба, Штиль, Партнер.
Моя практика показывает, что для организации передачи вращающего момента от двигателя к редуктору лучше не использовать цепную передачу. Оптимально сделать вал, учитывая исходные размеры. Можно выточить такой вал на заказ у токаря.
Делаем компактный бур из бензопилы: инструкция и пошаговое описание работ
Многие из нас на даче пользовались простым ручным шнековым буром.
А если отверстие в земле надо сделать глубже, а грунт очень плотный? Или надо пробурить много отверстий под столбы для возведения забора? Как раз для таких ситуаций, для экономии сил и времени мы предлагаем Вам сделать компактный бур из бензопилы. Необходимо совместить два узла — роторный привод на бензиновой тяге и шнек.
Какие нужны материалы и инструменты?
Для изготовления бура из бензопилы нам понадобятся:
- бензиновый двигатель от бензопилы
- редуктор для изменения передаточного отношения и крутящего момента
- шнековый бур
- металлическая труба
- дисковая пила «болгарка»
- дрель
- сварочный аппарат
Расчет будущего бензобура
Расчет необходимо сделать для проверки совместимости параметров бензинового двигателя и редуктора. Вал двигателя вращается с очень большой скоростью. Задача редуктора эту скорость понизить, при этом возрастает мощность, которая как раз и нужна для бурения плотной и вязкой земли. Если у Вас нет опыта проведения подобных расчетов, то обратитесь к специалисту.
В результате полученного расчета станет возможным подобрать максимально эффективный редуктор к двигателю. Если же у Вас есть инженерные знания и опыт в этой области, то можно не только произвести расчет соответствия двигателя с редуктором, но и изготовить редуктор самостоятельно.
Но учитывая нагрузки и важность стабильной работы все же надежнее приобрести редуктор промышленного производства.
Сборка: соединяем бур с бензопилой
Проверив расчетом теоретическую совместимость двигателя с редуктором, начинаем сборку изделия — соединяем шнековый бур с бензопилой. Для надежного крепления элементов бензобура надо изготовить прочный корпус-каркас. Для этой цели используем металлическую трубу. Делаем на трубе поперечные надрезы глубиной немного больше радиуса трубы.
Чтобы труба легко сгибалась, надо сделать около 5 надрезов на расстоянии 5 мм друг от друга. Если прямой угол не получается из-за слишком широких фрагментов трубы, расточите прорези болгаркой. Сгибаем трубу по полученным надрезам. Нужно, чтобы получился прямоугольник размером 35х45 см. Таким же методом изготавливаем рамку размерами 10х10 см.
Завариваем углы на обеих рамках для повышения прочности обеих конструкций.
каркас мотобура с редуктором
Две металлические рамки надо соединить одну над другой так, чтобы получилась фигура, напоминающая усеченную пирамиду, расстояние между рамками должно составлять 30 см. Углы рамок соединяем сваркой четырьмя отрезками металлической трубы. В центре получившейся конструкции разместится двигатель и редуктор.
Указанные выше размеры, углы и взаимное расположение элементов конструкции могут отличаться в каждом конкретном случае, поскольку нам неизвестны габариты узлов, которые Вы будете использовать.
Монтируем двигатель
Перед тем, как закрепить двигатель в сварной рамочной конструкции, надо решить, будет ли он съемным или стационарным. Если у Вас есть планы использовать бензиновый двигатель где-то еще — например, в той же бензопиле, то двигатель должен быстро и просто сниматься.
Для временной, но надежной фиксации двигателя можно использовать разные методы — болты с гайками, прижимную рамку, хомуты, скобы и т.д. Если Вы смогли изготовить сварную крепежную раму из металлических труб, то выбрать способ надежного крепления двигателя с возможностью его быстрого демонтажа не станет проблемы.
Как и в случае с рамой точных размеров элементов крепления мы дать не можем, все подобные конструкции получаются индивидуальными при некотором внешнем сходстве.
общий вид мотобура
Из общего можно лишь обратить внимание на то, что корпуса бензиновых пил изготавливаются из пластика. Мягкость данного материала усложняет организацию надежной сборно-разборной системы фиксации двигателя и редуктора в раме, учитывая сильную вибрацию изделия в рабочем режиме. Не забудьте удобно разместить узел управления дроссельной заслонкой.
Нужны ли сегодня старые бензопилы?
Наверное, у многих лежат в сараях и кладовках старые бензопилы типа «Дружба». Долгое время выбросить пилу было жалко, и вот очень кстати она пригодилась для изготовления бура. У такой пилы достаточно мощный и, что важно, низкооборотистый двигатель. С креплением такого двигателя сложностей возникнуть не должно.
Рукоятку управления подачей топлива устанавливаем на верхней (меньшей) рамке. Грунт очень неравномерен по своей структуре — слои различной плотности и вязкости, камни, корни и т.д.
Бур может соскочить, резко увеличить обороты, пойти в сторону, поэтому мы настоятельно рекомендуем рядом с механизмом управления подачей топлива разместить систему аварийного выключения двигателя.
старая бензопила «Дружба»
Некоторые старые советские пилы достаточно габариты, что предполагает увеличение размеров бензобура. Перед началом работ прикиньте, будет ли удобно управлять такой конструкцией. В остальном же бензопилы «Дружба», «Урал» и им подобные вполне подходят для нашей задачи.
Передача крутящего момента: цепь или вал?
Чтобы передать крутящий момент от мотора к редуктору специалисты и практики не рекомендуют применять цепную передачу. Данное решение не очень надежно и небезопасно. Лучше всего для передачи усилия с двигателя на редуктор использовать промежуточный вал. Деталь эта не очень сложная, и если Вам не удастся ее найти, то можно заказать знакомому токарю.
Часто возникает вопрос об использовании гибкого вала. Удобство такой детали очевидно — не нужно точно подгонять расположение двигателя и редуктора, Вы можете разместить их по своему усмотрению. Однако в отличие от жестких металлических деталей любые гибкие изделия имеют пониженную механическую прочность и надежность.
В принципе гибкий вал использовать в самодельном буре на бензиновом двигателе можно. Вопрос лишь в том, какой будет скорость вращения и какое максимальное усилие будет приложено к валу. И что случится со все конструкцией, если это усилие будет приложено.
В любом случае гибкий вал должен быть отделен от оператора прочным защитным кожухом.
цепь редуктора мотобура
Конструкция будет проще, если гибкий вал должен передать вращение не от двигателя к редуктору, а от редуктора к буру.
В этом случае вал можно спрятать в трубе, играющей одновременно роль силового элемента конструкции и защитного кожуха. Скорости вращения при таком варианте ниже.
Учитывая гибкость вала, можно при необходимости создать нестандартную конструкцию, где бур и привод не будут соосны.
Крепим шнековый бур
Шнековый бур должен быть закреплен очень надежно. Сделать это проще, чем зафиксировать двигатель в раме. В качестве прочного конструктивного элемента чаще всего выступает металлическая труба.
Бур крепится к валу не стационарно, а так, чтобы его можно было снять и заменить на изделие другой конфигурации — змеевик, долото, бур-ложка и др.
Для съемного крепления бура можно использовать шпильки и шпонки.
Не только бензопила!
бур из дрели
Немного дополним наш рассказ: бензиновый двигатель может быть взят не только от бензопилы, но также от газонокосилки, триммера и т.д. Вы можете использовать любой роторный привод — например, электрический. Главное, проведите расчет на сопряжение с редутором, проверьте, хватит ли Вам получаемой мощности для грунта той или иной плотности.
Приступаем к креплению бура
Безусловно, как и двигатель, бур должен быть крепко зафиксирован. Но сделать это намного легче. Для его крепления можно взять трубу и соединить редуктор и бур такой трубой, а потом зафиксировать эти соединения. Большим плюсом такой конструкции будет то, что бур можно будет заменить при необходимости (например, может понадобиться пробурить отверстие другого размера).
Обязательно нужно обеспечить надежность работы бура, проверить, что для бурильщика выполненная конструкция будет безопасной.
Можно попробовать сделать и «продвинутый» бур, у которого будет возможность не только для горизонтального, но и для вертикального бурения. Для этого нужна еще одна рама (сделанная из металлической трубы) с приваренным куском вертикальной трубы.
К корпусу, который был изготовлен в первую очередь, нужно приварить еще металлические кольца. Эти кольца должны без зазоров надеваться на вертикальную трубу. Теперь вся обновленная конструкции надевается на трубу бура. Можно начать бурить.
Плюсов у такого «продвинутого» бура два: во-первых, становится возможным вертикальное бурение, во-вторых, бурить становится намного удобнее. Минусов, правда, тоже два: во-первых, он становится более тяжелым, во-вторых, при очень глубоком бурении труба бура будет мешать.
От второго минуса можно избавиться, если сделать направляющую трубу бура из частей, выдвигающихся одна из другой. Конечно, у этих частей не должно быть зазора, но они должны двигаться друг в друге. Да, и конструкция станет еще тяжелее.
Можно сделать и так, что бурить можно будет и под заданным углом. Но нужда в таком бурении возникает настолько редко, что лучше специально не задумываться над этой проблемой.
Вал
Иногда для передачи вращающего момента можно использовать гибкий вал. Но нельзя забывать, чтобы такой вал был крепким, способным выдержать большую нагрузку, что ему нужно находиться в защитной оболочке.
И, конечно, для бура можно использовать не только двигатель бензопилы, но и двигатель газонокосилки, триммера. Только нужно будет корректно рассчитать и выбрать редуктор. Чересчур мощный двигатель или двигатель большого объема использовать для бура не нужно, так как это слишком сильно утяжелит мотобур.