Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.
Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы «пройдемся» по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.
Древний мир
До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.
Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.
Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.
Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.
Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.
Состав монет — из каких металлов и сплавов их делают
- Биметалл: сталь, плакированная мельхиором — 1, 5 копеек
- Биметалл: медь, плакированная мельхиором — 5 рублей (до 2009г)
- Биметалл: сталь, плакированная томпаком — 10, 50 копеек (с 2006г)
- Латунь (сплав на основе меди с добавлением цинка) — 10, 50 копеек (до 2006г)
- Сталь с латунным гальванопокрытием — 10 рублей; 10, 50 копеек (2014-2015г)
- Сталь с никелевым гальванопокрытием- 1, 2, 5 рублей (с 2009г)
- Медно-никелевый сплав — 1, 2 рубля (до 2009г)
Средние века
В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.
В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.
Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны — доспехи, одежда, атрибуты власти.
Киевская Русь
В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.
На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.
Откуда брались медальеры для монет XIII—XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.
Солид
Римская империя, IV век н. э.
Солид императора Валентиниана II. 375–378 годыYorkshire Museum / Wikimedia Commons
Римская денежная система, особенно в период Поздней империи, была очень сложной: золотые, серебряные и медные монеты, общеимперские и местные, монеты разных императоров и узурпаторов, признаваемые одними и не признаваемые другими… Особенно запутанной ситуация стала после так называемого кризиса III века — периода непрестанных войн и распада державы. Императору Диоклетиану (правил с 284 по 305 год) ради восстановления единства и порядка пришлось провести реформы, которые изменили империю почти до неузнаваемости. Одна из них — введение новой общеимперской золотой монеты, солида. В широкое обращение монета вошла уже при преемниках Диоклетиана, прежде всего при Константине Великом, и ныне солид ассоциируется преимущественно с его именем.
Константинов солид весил около 4,5 грамма и чеканился из чистейшего золота. Его повсеместное распространение и устойчивость помогли более или менее стабилизировать цены в империи, а с ними и государственные финансы. Само название solidus (лат. «цельный» — от этого же слова происходят «солидный» и «солидарность») должно было подчеркивать его надежность.
Золото, из которого чеканили солиды, добывали в восточной части Римской империи. С ее окончательным распадом в V веке золотые монеты на Западе почти перевелись. Варварским королевствам и империи Карла Великого пришлось довольствоваться серебряными деньгами. На Востоке, в Византии, чеканка солидов продолжалась — там они назывались номисмами (греч. νόμισμα — «монеты», «валюта»). В следующие пять веков номисмы (на Западе их называли безанты — от названия Византии) были главной валютой Средиземноморья. Именно в подражание им арабы с конца VII века стали чеканить золотые динары.
С XI века византийские императоры, погрязшие в разорительных войнах, стали уменьшать золотое содержание номисмы. В результате уже в XIII веке она обесценилась настолько, что итальянским городам-государствам, процветающим благодаря средиземноморской торговле, пришлось налаживать выпуск собственных стабильных золотых монет — флоринов и дукатов.
От латинского названия солида произошли обозначения нескольких более поздних денежных единиц, в том числе французских солей (они же су) и итальянских сольдо. Кроме того, в старофранцузском языке словом «сальдо», производным от «солида», стали называть баланс платежей, а также плату наемным воинам — солдатам.
Возрождение
В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.
Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.
В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.
Россия
Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.
А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.
Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.
При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.
О технологии чеканки монет
Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.
Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.
Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.
Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.
Подсчет финансовых результатов
Потенциальному бизнесмену очень важно и то, насколько прибыльным является монетный бизнес. Расчеты нужно делать, исходя из выбранного формата работы. Например, если автомат для чеканки будет расположен в парке с проходимостью в 35 000 человек, то за сезон можно продать около 2 600 сувенирных монет.
Оборудование обойдется в 50–60 тысяч рублей, включая стоимость заготовок для монет. Но нужно помнить, что шаблоны следует со временем обновлять, чтобы привлекать новых и уже лояльно настроенных клиентов.
Стоимость одной монеты в среднем составляет 150 рублей. За 2600 монет можно выручить 390 000 рублей. Если учесть, что эта прибыль будет получена за 4 месяца (с мая по август), то месячный доход будет составлять 97 500 рублей. Получается, что окупаемость при правильной организации работы равна всего нескольким неделям. Рентабельность такого бизнеса составляет порядка 30%. Размер чистой прибыли за месяц составит 30–35 тысяч рублей. Но это не предельное значение, все будет зависеть и от индивидуальных параметров (места, численности города, количества туристов).
Изготовление сувенирных монет – прибыльный и довольно простой бизнес, попробовать себя в котором могут даже те, кто никогда не занимался предпринимательством.
Качество чеканки монет — в чем отличие
Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.
Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед
. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.
Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.
Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.
Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед
. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.
Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф.
Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.
Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.
Другой вид качества монет — пруф-лайк
, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.
Почему золото используют до сих пор
Выпуск золотых знаков продолжается до сих пор, но уже ограниченными партиями. Отличительной особенностью золота является сложность подделки — природные свойства материала позволяют быстро выяснить, насколько натуральное изделие находится в руках человека. Такие монеты можно отличить от других сплавов уже по внешнему виду, массе, размерам.
Драгоценные металлы обладают меняющейся ценностью, поэтому это отличный вариант для долгосрочных вложений. Иногда люди путают медь с золотом, но подделку легко вычислить — медные монеты куда менее прочные, нежели золотые.
Изделия можно возвращать в оборот, продавая по выгодной цене, но тогда любые манипуляции с монетами будут достаточно хорошо просматриваться. Часто мошенники делают малозаметные спилы, сколы, стесывают часть золота, уменьшая первоначальные размеры, вес единицы продукции.