Газовая арматура и оборудование: разновидности + особенности выбора

Газопровод представляет собой инженерную конструкцию, каждый элемент и узел которой решает важную определенную функциональную задачу и отвечает за безопасность, качество и бесперебойность функционирования сети. Разнообразные газовая арматура и оборудование различаются по сложности исполнения, по материалу изготовления, по назначению и по видам.

Арматура для газопроводов — это обширный класс приспособлений и устройств, которые монтируются на газопроводах, а также на приборах. С их помощью осуществляются отключение/включение, изменение направления, количества, давления газового потока или полное удаление газов. Широкий ассортимент этих деталей классифицирован, благодаря чему можно достаточно легко разобраться с вопросом классификации газовой арматуры.

Давайте вместе разберемся во всем многообразии арматуры для газовых трубопроводов и особенностях ее выбора.

Классификация газовой арматуры.

По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:

  • на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
  • предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
  • арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении;
  • аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.

При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.

Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.

Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).

От чего зависит выбор коммуникаций

За проект нового газопровода отвечает специальная комиссия, которая определяет маршрут магистрали, способ ее устройства, точки строительства ГРС.

При выборе способа прокладки учитывают следующие критерии:

  • заселенность территории, куда планируется протянуть газопровод;
  • наличие на территории уже протянутых подземных коммуникаций;
  • тип грунта, вид и состояние покрытий;
  • характеристики потребителя – промышленный или бытовой;
  • возможности разного рода ресурсов – природных, технических, материальных, кадровых.

Предпочтительным считают подземную прокладку, которая снижает риск случайного повреждения труб и обеспечивает стабильный температурный режим. Именно такой вид практикуют чаще, если нужно подвести газ к жилым районам или отдельно стоящим зданиям.


На промышленных предприятиях магистрали проводят надземным путем – на специально установленных опорах, вдоль стен. Внутри строений также соблюдается открытая прокладка

В редких случаях газовые трубы разрешено маскировать под бетонным полом – в лабораториях, местах общественного питания или бытового обслуживания населения. В целях безопасности газопровод помещают в антикоррозийную изоляцию, заливают цементным раствором, в местах выхода наружу помещают в надежные футляры, обеспечивающие стабильность.

Условные обозначения вида арматуры

Вид арматуры Обозначение вида Вид арматуры Обозначение вида
Краны для трубопроводов 11 Клапаны обратные поворотные 19
Вентили запорные 14 и 15 Клапаны

регулирующие

25
Клапаны обратные подъемные 16 Задвижки запорные 30,31
Клапаны

предохранительные

17 Затворы 32

На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).

Особенности выбора арматуры и оборудования

Выбирая арматуру для газовых трубопроводов следует особо тщательно отнестись к химическим и физическим свойствам материала из которого она изготовлена.

Самыми востребованными материалами для изготовления газовой арматуры являются чугун и сталь. Это связано с требованиями к повышенному уровню прочности и надежности. Полимерные элементы, которые прекрасно подходят для водоводов здесь неприменимы, вдобавок их легко можно повредить.


Сталь является самым популярным материалом для изготовления газовой арматуры. Такое оборудование имеет доступную стоимость и высокую прочность

Специалисты не рекомендуют использовать на газовых трубопроводах оборудование с уплотнительными вставками из бронзы. Это связано с тем, что в составе СУГ присутствует сероводород, который может оказывать негативное влияние на бронзу и медные сплавы.

Условные обозначения материалов корпуса арматуры

Материал корпуса Обозначение

материала

Материал корпуса Обозначение

материала

Сталь углеродистая с Латунь и бронза б
Сталь кислотостойкая и нержавеющаянж Винипласт вп
Чугун серый ч Сталь легированная лс
Чугун ковкий кч Алюминий а

На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.

Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:

11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).

Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.

Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.

В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.

Основные технические требования, предъявляемые к трубопроводной арматуре

К основным техническим требованиям, предъявляемым к трубопроводной арматуре, относятся:

  1. Герметичность по отношению к внешней среде и герметичность в затворе.
  2. Прочность конструкции и способность выдерживать нагрузки (постоянные и кратковременные давления, усилия и крутящие моменты) без деформаций, нарушающих нормальную работу изделия.
  3. Отсутствие застойных зон и полостей; обеспечение надежного функционирования после длительного нахождения арматуры в закрытом или открытом положении.
  4. Ремонтопригодность, позволяющая производить замену быстроизнашиваемых деталей без вырезки арматуры из трубопровода.
  5. Работоспособность деталей в условиях частых пусков и остановов оборудования; простота и удобство в обслуживании, обеспечение гарантированного числа циклов открытия-закрытия при рабочих параметрах.

К предохранительной арматуре предъявляются особые требования, основными из которых являются следующие:

  1. Клапан обратный поворотный при достижении максимально допустимого давления должен безотказно открываться и пропускать рабочую среду в требуемом количестве.
  2. При срабатывании клапан должен работать устойчиво без вибраций.
  3. Клапан должен закрываться при снижении давления.
  4. Клапан в закрытом состоянии при рабочем давлении должен обеспечить требуемую степень герметичности.

Запорная

арматура должна обладать:

  • минимальным гидравлическим сопротивлением;
  • необходимой герметичностью в затворе;
  • легкостью рабочего хода.

Регулирующая

арматура должна:

  • обеспечивать необходимую пропускную характеристику и точность регулирования;
  • выполнять в случае необходимости функции запорной арматуры по герметичности затвора;
  • иметь проточную часть, стойкую к эрозионному износу;
  • излучать уровень шума не более 85 дБ на расстоянии не более 1 м;
  • не создавать вибрацию примыкающего трубопровода.

Материалы корпусов и крышек арматуры следует выбирать на основе прочностных свойств сталей при рабочих температурах.

Материалы уплотнительных поверхностей должны быть устойчивы против коррозии в среде воды и пара, противостоять эрозионному воздействию протекающей среды, что особенно важно для регулирующей арматуры, детали проточной части которой работают в условиях больших скоростей потока среды. Материалы уплотнений затворов стальных должны обладать высоким пределом прочности (не менее 400÷500 МПа) при рабочих температурах, достаточно высокой твердостью (HRC>40) и высоким сопротивлением задиранию

Материалы уплотнений затворов стальных должны обладать высоким пределом прочности (не менее 400÷500 МПа) при рабочих температурах, достаточно высокой твердостью (HRC>40) и высоким сопротивлением задиранию.

Выпускаемая заводами арматура должна соответствовать нормам, приведенным в Правилах Ростехнадзора.

Гарантийный срок эксплуатации трубопроводной арматуры устанавливается в соответствии с ТУ завода-изготовителя (но не более 24 месяцев со дня ввода изделий в эксплуатацию и не более 36 месяцев со дня пересече­ния границы РФ для экспортных поставок).

Запорная арматура.

К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.

В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.

Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным. Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки. Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.

Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали.

Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.

Выводы полезное видео по теме

О том, как производится техническое обслуживание запорной арматуры на газопроводе можно узнать из следующего видеоролика:

О конструктивных особенностях клиновой и шланговой задвижек пойдет речь в этом видео:

Все газовые трубопроводы относятся к объектам повышенной опасности, поэтому к выбору газовой арматуры и оборудования стоит отнестись со всей серьезностью, а, при необходимости, посоветоваться со специалистами. Только качественная газовая запорная арматура сможет обеспечить удобство обслуживания, быстроту ремонта, высокую герметичность узлов трубопровода.

Если у вас есть вопросы по теме статьи, или можете дополнить наш материал интересными сведениями, пожалуйста, оставляйте свои комментарии в расположенном ниже блоке.

Задвижки

а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус; 2- запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 — уплотнительные поверхности корпуса; б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 — гайка; J — маховик; 6 — сальник; 7 — буртик; 8 — шпиндель

При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность. В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков. На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.

Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.

Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.

На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.

Устройство газовых колодцев

а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр; 2 — задвижка; 3 — ковер; 4 — люк; 5 — линзовый компенсатор; 6 — газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод; 2 — кран; 3 — прокладка; 4 — стенка колодца

Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.

В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.

На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.

В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением. Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой. Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.

1.3.Трехходовой кран.


Предназначен для соединения газовых трубопроводов, где необходимы свеча безопасности и сброс остаточного давления из магистрали, а также для установки манометра на газопровод.
Трехходовой кран представляет собой запорное устройство с клапаном для сброса давления и быстрого отключения магистрали. Кран со всех сторон имеет резьбу М 24х1,5 для соединения с трубопроводами. После окончания работы выброс газа в атмосферу минимальный.

Трехходовой кран можно использовать как запорное устройство с клапаном для высокого давления на газовоздушном трубопроводе. Для этого с двух сторон нарезается резьба ¾ трубная и одна сторона глушится.

Корпус крана изготовлен из нержавеющей стали 12х18Н10т.

Габаритные размеры запорного устройства, мм

длина (с ручкой) ………………………………….192

ширина ……………………………………………60

высота (с ручкой) ……………………………… 76

Изготовитель: АО «Завод элементов трубопроводов», р.п. Б. Исток

Свердловской области (1.13).

2.Прямоточные задвижки.

2.1. Задвижка типа ЗМ — 65х21 с ручным приводом.


Задвижка ЗМ — 65х21 (рис.3.) состоит из следующих составных частей: корпуса, шлицевой гайки, шпинделя, крышки подшипников, ходовой гайки, маховика, упорных шарикоподшипников, сальникового узла, шибера, седел, тарельчатых пружин и нагнетательного клапана.
Первоначальная герметичность затвора осуществляется за счет создания необходимого удельного давления на уплотняющих поверхностях шибера и седел с помощью тарельчатых пружин. Герметичность соединения корпуса с крышкой обеспечивается металлической прокладкой посредством затяжки шлицевой гайки; регулировка соосности проходных отверстий шибера и корпуса осуществляется при помощи регулирующих гаек, завинчиваемых в верхний кожух.

Для облегчения управления задвижкой ходовая гайка опирается на упорные шарикоподшипники, резьба шпинделя и ходовой гайки вынесена из зоны контакта со средой, что улучшает условия ее работы. Уплотнение шпинделя осуществляется при помощи сальникового узла, в который для повышения его надежности предусмотрено нагнетание уплотнительной смазки.

В процессе сборки подшипниковый узел заполняется солидолом, а при эксплуатации подачи солидола в узел производится через масленку; в верхнем кожухе задвижки имеются прорези, позволяющие определить положение затвора (открыто-закрыто). В задвижке предусмотрена возможность подачи защитной смазки в корпус через нагнетательный клапан, что предохраняет его от загрязнений и коррозии.

Принцип работы задвижки состоит в том, что при вращении маховика возвратно-поступательное движение через шпиндель передается однопластинчатому шиберу, который открывает или закрывает проходное отверстие задвижки. Во избежание эрозионного и коррозионного износа не допускается работа задвижки в полуоткрытом положении затвора.

Техническая характеристика:

Условный проход, мм ………………………………65

Рабочее давление, МПа (кгс/см2 ) ………………….21 (210 )

Управление ………………………………………… ручное

Макроклиматический район по ГОСТ 16350-80 ……умеренный и холодный

Скважинная среда ……………………………………. нефть, газ, газоконденсат, вода техническая, сточная, нефтепромысловая, морская с содержанием примесей до 0,5 % Н2 S и СО2 до 0,003 по объему каждого

Температура скважинной среды, К ( 0С ), не более ……. 393 (120 )

Габаритные размеры, мм ……………………………… 350х320х650

Масса, кг;

В собранном виде ………………………………………. 64

Полного комплекта ……………………………………… 66

Изготовитель: Бакинский завод нефтепромыслового машиностроения, г. Баку (1.9).

Страницы: 1 Следующая Последняя

Чугунный кран со смазкой под давлением

1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка

Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).

В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.

Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.

Конденсатосборники

а — высокого давления; б — низкого давления; 1 — кожух; 2 — внутренняя трубка; 3 — контакт; 4 — контргайка; 5 — кран; 6 — ковер; 7 — пробка; 8 — подушка под ковер железобетонная; 9 — электрод заземления; 10 — корпус конденсатосборника; 11 — газопровод; 12 — прокладка; 13 — муфта; 14 — стояк

В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.

Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.

Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке. Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк. При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.

Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.

Монтаж газопровода

Монтаж газопровода

Монтаж газопровода — это очень ответственный процесс и допуск к нему осуществляется только прошедших специальную подготовку монтажников.

Внутри помещений прокладывают газопроводы из стальных труб: бесшовных, сварных прямошовных, спирально-шовных, водогазопро-водных и др., сварные швы которых равнопрочны основному металлу трубы. Трубы соединяют, как правило, на сварке. Резьбовые и фланцевые соединения предусматривают только в местах установки запорной арматуры, газовых приборов, контрольно-измерительных приборов и др. Разъемные соединения газопроводов должны быть доступны для осмотра и ремонта. Применяют соединительные части и детали газопроводов из ковкого чугуна или из спокойной стали (литые, кованые, штампованные, гнутые или сварные).

При изготовлении гнутых отводов или гнутых участков газопроводов из водогазопроводных труб при монтаже газопровода радиус гиба следует принимать не менее 2,5 DR — для труб диаметром до 40 мм включительно и 3,5 DR — для труб диаметром 40—50 мм включительно. Трубы диаметром более 50 мм для этих целей не применяются.

Для уплотнения резьбовых соединений применяют льняную прядь, обмазываемую суриком или свинцовыми белилами, фторопластовый материал (ФУМ) в виде ленты и шнура, а также другие уплотнители, обеспечивающие герметичность соединений. Прокладки для фланцевых соединений изготовляют из паронита. Для соединения труб газопроводов на сварке тип и марку электродов, сварочной проволоки и флюсов подбирают в зависимости от марки свариваемой стали. Для ручной электродуговой сварки стальных труб и изделий применяют толстообмазанные электроды Э42, Э46, Э50А, Э42А и Э46А. Для автоматической и полуавтоматической сварки под флюсом используют сварочную проволоку марки Св-08-А, для труб из малоуглеродистых сталей и марки Св-08-ГА — для труб из низколегированных сталей. При сварке труб в среде газообразной двуокиси углерода (углекислого газа) применяют сварочную проволоку марки Св-08Г2С, при газовой сварке — сварочную проволоку марок Св-08А и Св-08ГА.

На газопроводах устанавливают вентили, краны, задвижки, предназначенные для газовой среды. Поворотные краны и затворы должны иметь ограничители поворота на 90°, а задвижки с невыдвижным шпинделем — указатели степени открытия. Краны с dу до 80 мм должны иметь риску, указывающую направление прохода газа в пробке. Сальники кранов набивают асбестовым шнуром, пропитанным графитом, замешанным на минеральном масле.

При монтаже внутренних газопроводов трубы соединяют сваркой. Резьбовые и фланцевые соединения применяют в местах установки отключающих устройств, компенсаторов, регуляторов давления, контрольно-измерительных приборов и другой арматуры, а также в местах подключения газовых приборов и горелок к газопроводу. В местах соединения с арматурой или фасонными частями газопроводы не должны иметь перекосов.

Сварные и резьбовые соединения газопроводов и арматуру не допускается заделывать в стены или перекрытия. Участки газопроводов, проложенных в футлярах, не должны иметь стыковых соединений. Окрашивать их необходимо во время монтажа. Расстояние от сварного шва до футляра (при проходе газопровода через стену или фундамент) принимается не менее 100 мм.

Вы смотрели: Монтаж газопровода

Компенсаторы.

В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа. Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные. На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).

Линзовый компенсатор

1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга

Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают

направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.

При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).

Варианты подсоединения вентилей, иных устройств арматурного вида и газовых приборов

При монтаже трубопроводной сети можно воспользоваться муфтовым, цапковым, фланцевым, сварным, штуцерным, стяжным или ниппельным соединением.

Фланцевое задействуется для решения задач присоединения вентиля или иного арматурного устройства к трубопроводу или резервуару при условии Ду>50 мм. Такой вид присоединения можно задействовать в широком диапазоне давлений и проходов, он является одним из наиболее надежных. Его достоинствами является значительная прочность и возможность неоднократно выполнять монтаж и демонтаж конструкции без потери качества. Есть и недостатки, к каковым относится большой вес и приводящее к нарушению герметичности ослабление затяжки в период длительной эксплуатации, что предполагает исправлять проблему в ходе технического обслуживания.

Муфтовым можно соединять оборудование с Ду=<65 мм. У используемых при соединении муфт внутренняя резьба. Для выполнения монтажа требуется шестигранный ключ.

У цапкового в отличие от муфтового наружная резьба.

Используя сварку, получают неразборное соединение высокой надежности и гарантированной герметичности. По причине недостатка, проявляющегося в сложности замены и ремонта арматуры, способ задействуется реже других.

В ниппельном варианте соединение тех или иных арматурных устройств к резервуару или трубопроводу осуществляют с использованием ниппеля, в штуцерном – штуцера.

В стяжном патрубки стягиваются с фланцами трубопровода с применением шпилек с гайками.

Установка компенсаторов

а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый

Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.

В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.

Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.

Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Газовые вводы в здания от дворовой линии или уличной сети прокладывают в лестничные клетки или подвалы. В жилых зданиях вводы устраивают отдельные для каждой секции. Прокладывая трубы через кладку фундамента, принимают меры для предохранения их от разрушения при осадке здания. Трубу, расположенную в стене, обертывают смоленым канатом и помещают в футляр – трубу большего диаметра.  

Газовые вводы в дома предпочтительно делать цокольными. Ввод газопроводов в подвальные и полуподвальные помещения и прокладка газопроводов по ним ( если нет специальных технических коридоров) запрещены. Не разрешается устанавливать пробки на подвальных и внутридомовых газопроводах.  

Газовый ввод может быть сделан не только в лестничную клетку, но и в нежилой подвал здания.  

Газовые вводы газгольдеров пропускают через специальные камеры, в которых размещают запорную арматуру, ГЗ, задвижки для ручного сброса и ПК сброса газа в атмосферу при переполнении газгольдеров, а также узлы управления системой отопления и задвижки трубопроводов негорючего газа для продувки газгольдеров и газовых вводов.  

Заглубленные стальные газовые вводы, проложенные под зданиями, должны быть заключены в газонепроницаемый патрон. Последний должен входить в доступную и обычно используемую часть здания. В том месте, где патрон заканчивается, кольцевое пространство между патроном и трубой ввода должно быть герметично закрыто для предотвращения утечки газа.  

Газовые вводы низкого давления небольшой протяженности ( до 25 м) разрешается принимать в эксплуатацию без испытания их на плотность под давлением воздуха. В этом случае плотность газопровода ( ввода) проверяют в незасыпан-ой траншее под рабочим давлением газа путем обмазки соединений мыльной эмульсией или другим равноценным методом.  

Схема дворового газопровода. /, 2, 3, 4, 5, 6, 7 я 8 – газовые стояки.  

Газовым вводом называется газопровод, идущий от распределительной ( уличной) сети до стояка внутридо-мовой газовой сети.  

Схема дворового газопровода. 1, 2, з, 4, 5, в, 7 8 – газовые стояки.  

Газовым вводом называется газопровод, ждущий от распределительной ( уличной) сети до стояка внутри-домовой газовой сети.  

Схема дворового газопровода.  

Газовым вводом называется газопровод, идущий от распределительной ( уличной) сети до стояка внутри-домовой газовой сети.  

Продуваютгазовые вводы и стояки последовательно, начиная с наиболее отдаленного ввода и стояка.  

Посколькугазовые вводы в здание имеются на каждой из двух есо лестничных клеток, а разводка газопровода в левой половине здания полностью совпадает с разводкой в правой его половине, схема газопровода может быть составлена только на половину здания.  

Страницы:      1    2    3    4    5

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]