Особенности крепления концов джутовых канатов и стальных тросов

Изготовление канатных строп подразумевает использование нескольких способов заделки концов каната. Чаще всего производители используют наиболее простые методы, которые заключаются в применении заплетки и опрессовки при помощи специальной втулки.

Тип соединенияПримерДиаметр канатаКоэффициент эффективности
U-образные зажимыВсе0.8
Алюминевая втулка Стальная втулкаВсе0.9
Ручная заплетка≤ 600.8
Муфта с заливкойВсе1
Запрессовка стальных фитинговВсе0.9
Клиновая ≤ Н/мм2 < Н/мм2Все0.85 0.80

Способы крепления стальных канатов

Главное требование к закреплению канатов заключается в том, что он должен фиксироваться так, чтоб исключалась вероятность спадания с лебедки, блока или прочих основ, а также перетирания вследствие касания с частями конструкций. В зависимости от применения существуют различные методы фиксации тросов.

Существуют следующие способы крепления канатов кранов:

  1. Крепление с основной ветвью свободного конца заплеткой, или используя зажим тросовый. На окончании троса формируется петля с коушем.
  2. Во втулке из стали (литая, кованая, штампованная) клином либо с помощью заливки легкосплавным сплавом (свинец, цинк, баббит).
  3. На лебедках предусматривают специальные крепления. Кроме того, фиксация происходит с помощью клина в конусном гнезде, при помощи прижимной планки на торцевой поверхности реборды.

2.12.Типы заделок:

Муфта для заливки стального каната


Шаг1Шаг2Шаг3

Способ заделки стального каната в муфту для заливки легкоплавким сплавом или полимером.

Клиновой зажим.

Способ заделки стального каната в клиновую муфту

Муфта для опрессовки стального каната

ОткрытаяЗакрытая

Виды стальных муфт для опрессовки стального каната

Крепление каната на барабане

Способ фиксации каната к лебедке должен быть предусмотрен конструкцией самого механизма. Он должен обеспечивать достаточный уровень надежности крепления.

Трос укладывается на барабанах с ребордами (бортами для предотвращения соскальзывания) в один или несколько слоев:

  • однослойная;
  • многослойная навивка.

Края канатов крепятся к поверхности:

  • Клиновым зажимным приспособлением – разновидность зажимного элемента, когда заготовка закрепляется посредством простого клина, они применяются для повышения или изменения направления зажимной силы. На грузоподъемных механизмах применяются, когда необходима частая замена тросов.
  • прижимными планками – приспособления для фиксации тросов посредством прижатия их к поверхности, как правило зажимаются при помощи гаек, болтов или иных элементов с резьбой.

Наиболее распространенным считается метод фиксации на лебедках – при помощи прижимных планок.

Особенности распаковки

Вместе с приобретением отрезка каната необходимой длины, вам должны предоставить документы на него. В заверенном сертификате содержится полная информация о структуре изделия, грузоподъемности и других параметрах.

Далее необходимо проверить правильность упаковки. Лучше всего, когда трос смотан на катушку. Такой способ упаковки сводит к минимуму риск повреждения каната во время транспортировки.

Если метраж слишком мал для намотки на барабан, стальной строп сматывается в бухту. При дополнительной упаковке в полиэтилен бухта также позволяет безопасно транспортировать изделие. Для правильной распаковки вам может понадобиться специальное устройство. Разматывание троса с неподвижной бухты может сопровождаться образованием изломов, загибов, петель.

Запрещается тянуть строп по земле, так как к смазке, которой оно обработано, могут приставать абразивные частицы, грязь, пыль. При упаковке троса в бухту и отсутствии устройства для разматывания, изделие необходимо растянуть во всю длину на чистой поверхности.

Крепление концов канатов на оси

При необходимости закрепить края троса к оси широко применяются коуши. Это кованое, литое или штампованое кольцо желобчатого сечения. Коуш предохраняет от резких перегибов, заломов, уменьшает напряжение смятия и защищает от истирания об ось. Трос укладывается в желоб устройства и свободный край соединяется с основной ветвью.

К методам фиксации относят:

  • вплетение;
  • с помощью фигурных планок;
  • при помощи планок с трапециевидными канавками;
  • заливка;
  • клиновое.

Вплетение проволок канатных прядей с последующей оплеткой считается слишком трудоемким методом. Более распространены варианты с зажимными устройствами.

Советы по выбору

Прежде чем выбрать определенную продукцию, необходимо убедиться в ее качестве. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:

  • зажимы должны иметь разборчивую маркировку;
  • на поверхности не должно быть видимых заусенцев, трещин, бороздок и иного производственного брака;
  • зажимы должны быть выбраны в соответствии с характеристиками используемых тросов;
  • тип материала/ покрытия зажима должен соответствовать внешним факторам и условиям, в которых производится работа.

Все указанные виды канатных зажимов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать их вы можете в нашем каталоге такелажных изделий.

Крепление каната зажимами

Существует множество конструкций приспособлений для зажимания.

Устройства Г-образной формы считаются простейшими. Они представляют собой два загнутых болта. U-образные приспособления состоят из хомута в форме латинской буквы У на краях которого предусмотрена резьба. Гайки зажимают планку, прижимая соединение. Изделия зубчатой формы предусмотрены для предотвращения самораскручивания гаек.

Шаг между зажимными приспособлениями и длина свободного края от последнего не должна быть меньше, чем шесть диаметров троса.

Разновидности крепежа и их конструкции

Джутовые изделия могут соединяться как временно, так и на длительный период. В обоих случаях применяются различные крепления концов каната. Принцип функционирования данных приспособлений предельно прост. Основная задача механизма – предотвращение возможности проскальзывания троса.

Зажимы

Данный вариант является самым распространенным и легким в монтаже. Состоят такие фиксаторы в основном из двух элементов – прижимного и регулируемого.

U-образный зажим

Пожалуй, самый простой тип соединения. Для реализации потребуется скоба в форме буквы U и специальная планка. Такие крепления используются даже на кранах большой грузоподъемности. Затяжка регулируется гайками, которые накручиваются на края скобы. Неоспоримым преимуществом данного механизма является прочность и долговечность соединения.

Плоский тросовый зажим

Чтобы произвести монтаж данного образца потребуется пара пластин. Детали призваны сжимать две стороны каната, не позволяя ему проскальзывать под серьезной нагрузкой. Непосредственно фиксация производится во многих случаях болтами. Гайками зажимов затягивают трос, который остается неподвижным даже при критических перегрузках. Прижимные планки могут иметь рифленую поверхность с одной стороны.

Крепление страховочного каната

Страховочный канат – необходимая мера дополнительной безопасности, которая должна применяться, когда нет возможности закрепиться стропом предохранительного пояса за элемент конструкции. Должен снабжаться крепежным устройством, которое обеспечит удобство установки и снятия, перестановки и изменения длины строп.

Детали крепления должны быть рассчитаны на нагрузку 2200 кгс, обладать антикоррозийными свойствами или защитным покрытием, а также не терять свойств при работе в диапазоне температур от -45 до +50 градусов и относительной влажности 100%.

Крепится страховка на поясе, который надевает сотрудник. Для быстрой фиксации применяется, как правило, карабин.

Обкатка и обтяжка канатов

3.1.Так как в начальный период эксплуатации происходит конструктивное удлинение каната и перераспределение напряжений в канате, то после навески нового каната необходимо произвести его обкатку и обтяжку. Обкатка и обтяжка каната должна производиться, одновременно начиная с малой скорости движения и нагрузки, с дальнейшим увеличением нагрузки и скорости. Это обеспечит постепенную стабилизацию внутренних напряжений в канате и позволит ему приспособиться к рабочим условиям.

Рекомендуются следующие режимы обкатки и обтяжки:

1. Обкатка и обтяжка каната без нагрузки:

  • ƒс минимальной скоростью производится2-3 цикла(цикл включает в себя намот каната на барабан лебедки и смот каната при обратном ходе);
  • с номинальной скоростью движения проводится2-3 цикла.

2. Обкатка и обтяжка каната при нагрузке на 1/4

  • ƒ с минимальной скоростью производится2-3 цикла;
  • с номинальной скоростью движения производится2-3 цикла.

3. Обкатка и обтяжка каната при нагрузке на1/2:

  • с минимальной скоростью производится2-3 цикла;
  • ƒ с номинальной скоростью движения производится2-3 цикла.

4. Обкатка и обтяжка каната при полной нагрузке:

  • ƒ с минимальной скоростью производится2-3 цикла;
  • ƒ далее производится работа при полной загрузке с номинальной скоростью.

Как правильно выбрать зажимы для троса

Выбирая фиксаторы обращайте внимание на качество. О хорошем качестве свидетельствуют следующие технические характеристики:

  • На изделии нанесена четкая маркировка, которую легко разобрать невооруженным глазом.
  • Поверхность идеально гладкая. На ней нет сколов, трещин.
  • Все изделия имеют параметры, которые прописаны в характеристиках канатов, нуждающихся в фиксации.

Стоимость хорошего, надежного и качественного зажима для стального троса будет невысокой.

Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию изделия, при его использовании настоятельно рекомендуется ознакомиться с инструкцией. Любое изделие может иметь определенные нюансы, о которых вы даже не подозреваете.

Раздел 3. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара

3.1. Канаты

(ГОСТ 3241)

Классификация

1. Канаты подразделяются по признакам

1.1. По конструкции:

— одинарной свивки — состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев,

— двойной свивки — состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев,

— тройной свивки — состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

1.2. По форме поперечного сечения: круглые, плоские.

1.3. По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные, фасоннопрядные.

1.4. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

— с точечным касанием проволок между слоями — ТК,

— с линейным касанием проволок между слоями — ЛК,

— с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди — ЛК-О,

— с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди — ЛК-Р,

— с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения — ЛК-З,

— с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра — ЛК-РО,

— с комбинированным точечно-линейным касанием проволок — ТЛК.

1.5. По материалу сердечника:

— с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов — ОС,

— с металлическим сердечником — МС.

1.6. По способу свивки: нераскручивающиеся — Н, раскручивающиеся.

1.7. По степени уравновешенности: рихтованные — Р, нерихтованные.

1.8. По направлению свивки каната: правой, левой — Л.

Направление свивки каната определяется:

— для канатов одинарной свивки — направлением свивки проволок наружного слоя,

— для канатов двойной свивки — направлением свивки прядей наружного слоя,

— для канатов тройной свивки — направлением свивки стренг в канат.

1.9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:

— крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны),

— односторонней свивки (направление свивки пряди и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) — О.

1.10. По степени крутимости:

— крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг),

— малокрутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) — МК.

1.11. По механическим свойствам марок ВК, В, 1.

1.12. По виду покрытия поверхности проволок в канате: из проволоки без покрытия, из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка — С, Ж, ОЖ,

— покрытие каната или прядей полимерными материалами — П.

1.13. По назначению: грузолюдские (марок ВК, В) — ГЛ, грузовые — Г.

1.14. По точности изготовления: повышенной — Т, нормальной.

Диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление свивки, сочетание направлений свивки, способ свивки, степень уравновешенности, степень крутимости, точность изготовления, маркировочная группа, обозначение соответствующего стандарта на сортамент указываются потребителем и входят в условное обозначение каната.

3.2. Способы крепления концов стальных канатов.

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а) с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливки легкоплавким сплавом;

г) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в таблице.

Число проколов каната прядями при заплетке

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
До 15

От 15 до 28

От 28 до 60

4

5

6

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

3.3. Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Съемное грузозахватное приспособление mсг

— устройство массой
mсг,
соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.

Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты,

Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани, без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (ЗСК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой.

Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка.

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]