ОСТ 1 03824-75Заделки стальных канатов. Типы и основные размеры, технические требования


ОСТ 1 03824-75 op. в

Продолжение табл. 3
3.12. Ислытазшо на растяжение до разрушения подвергаются 5 % заделок канатов от партии, но не менее 2 шт* Расстояние между местами закрепления каната должно быть не менее 300 мм. Допускается проводить испытания на образцах длиной не менее 400 мм., шготовленных в одной партии с канатами любой длины.

Условиям прочности заделки при испытании на растяжение до разрушения должны удовлетворять 100 % испытанных заделок канатов.

2.13. В случае разрушения хотя бы одного из испытываемых канатов или вытягивания каната из заделки при нагрузке, меньшей разрушающего усилия, указанного в табл. 3 настоящего стандарта., исшятанию подвергается удвоенное кош-патио ОщиНмлС колотой, Ирп mpmi/moiJdii.tH. р^утлгптик rtontapm.l* Ж?НЫТ«ШЙ вся партия оадеяашгмх канатов бракуется.

2.14. Заделки канатов должны быть пропитаны в течение 3-5 мин в пушечной смазке по ГОСТ 19537-83, нагретой до температуры 110-120 °С.

Примечание. Капать!, обработанные до заделки смесью, состоящей из

50 % льняного масла по ГОСТ 5791-81 и 50 % лака ПФ-170 или ПФ-171 по ГОСТ 15907-70 с горячей сушкой, после заделки смазкой не пропитывать. При длительном хранении и поставке канатов россыпью заделки должны быть пропитаны в смазке.

2Д5. Защита от коррозии при зксхспувташт или хранении производится смазкой ША1ИМ-201 по ГОСТ 6267-74 в сроки, предусмотренные технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Пример записи в технической документации заделки стальных канатов

тала

Заделка 1-ОСТ 1 03824-75

Особенности заделки стальных троссов

Для того чтобы тросы на вашем судне всегда были готовы к работе, концы их должны быть заделаны. Развитые, размочаленные тросы, как и неправильно завязанные узлы, — первый признак отсутствия у экипажа морской культуры.
Советуем взять конец трехпрядного растительного троса и за зиму, в свободное время, научиться выполнять хотя бы самые необходимые работы с тросами — марку, огон, бензель, кноп, репку, сплесень. Познав эти азы морского ремесла, вы уже сможете содержать в образцовом порядке любой из ваших тросов.

Марка


Рис. 1. Наложение марки Марка, защищающая конец троса от развивания прядей, обычно накладывается на оба конца любого троса, независимо от его назначения. Прочную нитку (каболку, шкимушгар) положите вдоль по тросу (рис. 1), один конец ее сверните петлей, а другим (ходовым) плотно виток к витку (шлагами) обматывайте в один ряд трос по направлению к петле. Продев затем ходовой конец в петлю, затяните его под шлаги. Марку нужно накладывать на сухом тросе, иначе она сползет после того, как трос просохнет.

Иногда накладывают так называемую самозатяжную марку. При этом (рис. 2) кладут конец нитки вдоль троса и накладывают поверх него марку, но несколько последних витков делают со слабиной и пропускают под них второй (ходовой) конец нитки, который затем туго обтягивают.

Кноп. Это — особый узел, который не только закрепляет пряди растительного троса, предохраняя от развивания, но и служит стопором, предохраняющим от выхлестывания снасти из блока или обуха. Разновидностей кнопов много, мы рассмотрим только простой кноп и репку.

Для заделки простого кнопа (рис. 3) нужно сначала наложить марку на трос в том месте, до которого будут распущены пряди. Затем пряди обносятся одна под другую, как показано на рисунке (положения 1, 2, 3, 4), и обтягиваются. Образуется завивка кнопа, или, по морской терминологии, полуколесо. Если теперь сделать пробивку — при помощи свайки просунуть ходовые пряди рядом с прядями полуколеса, образуется полное колесо, или простой кноп.

Репка


Рис. 4. Заделка конца троса репкой Так заделывают конец троса в тех случаях, когда большого утолщения не нужно. Заделав трос, как показано на рис. 4, ходовые пряди пробивают три-четыре раза через одну прядь под две, против направления свивки троса. Оставшиеся концы прядей обрезают.

Бензель


Рис. 5. Наложение бензеля Если на конце троса, например, швартова, нужно сделать постоянную петлю, накладывают бензель или заделывают огон. Бензель (рис. 5) накладывается так же, как и марка, но сразу на оба конца троса, прижатых один к другому. Соприкасающиеся параллельно уложенные участки тросов покрывают смолой и оборачивают полосами тонкой парусины или изоляционной ленты — клетнюют.

На тонком лине, которым накладывают бензель, делают петлю (очко), в которую и продевается ходовой конец, обнесенный вокруг обоих тросов. Обтянув петлю, начинают накладывать шлаги бензеля один возле другого. Когда первый ряд бензеля по длине достигнет примерно двух диаметров троса, на него укладывают сложенный вдвое тонкий линь-протаску 1 с петлей, обращенной к началу бензеля. Поверх протаски навивают второй ряд шлангов. Чтобы закончить работу, пропускают ходовой конец линя с некоторой слабиной в петлю протаски 2 и протягивают его под всем верхним рядом шлагов бензеля. Теперь остается завязать линь поперек бензеля задвижным штыком и прихватить конец линя к тросу 3.

На стальном тросе бензель накладывается тонким (в 3—5 раз меньше по диаметру) проволочным тросом.

Огон


Рис. 6. Заделка простого огона На конце любого рабочего троса, который приходится закладывать — присоединять к корпусу или такелажу судна, заделывается петля-огон. Огоном оканчиваются, как правило, и швартовные тросы.

Огон на простом трехпрядном тросе заделывается так. Трос развивается на пряди; в том месте, где его кончили развивать, и на концы ходовых прядей кладутся марки. После этого трос загибают петлей нужной величины и укладывают на него пряди так, чтобы одна из них расположилась поверх коренного конца, а две остальные — по сторонам от него (рис. 6). При этом коренной конец 1 должен быть расположен слева, а ходовой 2 справа. Трос держите петлей огона к себе, а коренным концом от себя.

Вплеснивание ходового конца в коренной начинают со средней ходовой пряди 3, которую при помощи свайки пробивают под одну из прядей коренного конца обязательно против направления свивки троса, т. е. справа налево. Обтянув прядь 3, пробивают левую ходовую ррядь под следующую коренную, опять-таки против направления свивки троса. Затем, перевернув трос на 180°, оставшуюся ходовую прядь пробивают под соответствующую еще не пробитую коренную.

Между двумя соседними ходовыми прядями всегда должна находиться одна коренная. Чтобы утолщение в месте соединения плавно сходило на нет, после двух пробивок при каждой последующей нужно срезать часть толщины ходовых прядей, уменьшая их диаметр наполовину. Закончив работу, обрезают марку на тросе, обтягивают пряди, околачивают соединение — сплесень огона — мушкелем, а лишние концы прядей обрезают.


Рис. 7. Заделка огона на стальном тросе При заделке огона на четырех-прядном тросе отличие от описанного состоит лишь в том, что первая, самая левая ходовая прядь, пробивается не под одну, а сразу под две коренные пряди.

Для заделки огона на стальном тросе, вырубив сердечник и наложив тугие марки, сгибают петлю (машинкой или в тисках) и, разделив шесть ходовых прядей на две равные части — нижнюю и верхнюю, вводят между ними коренной конец троса (рис. 7). Затем, чтобы огон не раскручивался, верхнюю левую прядь переносят на правую сторону, а нижнюю правую прядь — на левую и начинают пробивку.

Первой пробивают в коренной конец нижнюю левую ходовую прядь 1, следующей — прядь 2. Таким же образом с правой стороны пробивают пряди 3 и 4. После этого все четыре пробитые пряди обтягивают, пока марка не подойдет к коренному концу, и пробивают оставшиеся пряди 5 и 6. Обтянув их, начинают вторую пробивку—через одну прядь под две против направления свивки троса.

Сделав четыре-пять пробивок (также с уменьшением диаметра ходовых прядей на последних пробивках), огон околачивают легкими ударами ручника и клетнюют тонким бензельным тросом.

Заделка огонов при заводке в них коушей для крепления такелажной скобой ничем не отличается от описанной.

Сплесни Если вы хотите соединить два конца троса так, чтобы не было узла, сделайте это при помощи сплесня. Сплесни бывают короткие и длинные. Короткий образует на снасти заметное утолщение и употребляется только тогда, когда снасть не должна проходить через блоки. Длинный (разгонный) сплесень, или лонго-сплесень, почти не образует утолщения на снасти, но делать его сложнее.


Рис. 8. Сращивание трехрядных тросов коротким сплеснем Со сплесниванием вы уже практически познакомились при рассмотрении заделки огонов, только теперь нужно будет оперировать не одним, а двумя встречными пучками ходовых прядей. Разведенные пряди обоих тросов вкладывают в шахматном порядке, как показано на рис. 8, сближая по возможности марки, и начинают пробивку ходовыми прядями в раздвигаемые свайкой коренные пряди через одну под одну.

Начинается пробивка с ходовой пряди 1 троса А, которой накрывают ходовую прядь 6 троса Б и которую затем пробивают (под коренную прядь 7), обтягивают и отгибают, чтобы она не мешала работе. Так же поступают и с ходовыми прядями 4 и 5 троса А: ими накрывают ходовые пряди 2 и 7 троса Б, а затем пропускают их соответственно под коренные пряди 2 и 6 этого троса. Срезав марку на тросе Б, еще раз обтягивают пробитые в него ходовые пряди троса А, чтобы они легли более плотно и не создавали лишнего утолщения, а затем приступают к встречной пробивке ходовых прядей троса Б под коренные троса А.

Убедившись в том, что пробивка сделана правильно, т; е. что между каждыми двумя соседними коренными прядями располагается по одной ходовой, делают вторую пробивку. Для этого каждой ходовой прядью опять накрывают соседнюю левую коренную и пробивают под следующую.

При коротком сплесне на каждом тросе производят две-три пробивки, при последней вырезая часть толщины прядей.

Стальной трос сплеснивается совершенно так же, но пробивок делается не менее трех. Сплесни стальных тросов всегда оклетневываются или оплетаются. Для этого сплесень околачивают, обламывают все лишние проволоки, кладут на весь сплесень трень, а затем обертывают его клетневиной.

Словарь терминов Каболка — нить, свитая из волокон пеньки по ходу часовой стрелки.

Клетневина — старая парусина, нарезанная длинными узкими лентами.

Клетень — тонкий линь, обвитый вокруг троса.

Клетневание — наложение клетневины и клетня вокруг троса против его спуска.

Коуш — металлическое кольцо с желобком по обводу, заделанное внутрь петли на конце снасти.

Линь — самый тонкий пеньковый трос.

Мушкель — деревянный молоток, употребляемый при такелажных работах и конопатке деревянных судов и палуб.

Прядь — несколько каболок или проволок, свитых вместе; из прядей спускается (свивается) трос, называемый тросом тросовой работы пли прямого спуска.


Рис. 9. Свайки — металлическая и деревянная Свайка — металлический пли деревянный клиновидный инструмент (рис. 9) для пробивки прядей троса и для других такелажных работ.

Скоба такелажная (мочка) — стальная в форме подковы скоба с проушинами на концах, в которые продевается болт с головкой. Внутрь скобы вводится коуш (петля) присоединяемой спасти и т. п.

Тросы — общее название изделий, свитых из стальных проволок либо скрученных из прядей нитей из растительных или искусственных волокон. По числу прятей различают тросы трех-, четырехпрядные и т. д.

Тренцевание — обертывание толстого троса .шкнмушгаром, линем или более тонким тросом (тренем) вдоль прядей — в местах впадин между прядями— для того, чтобы сделать поверхность троса более ровной.

Ходовой конец — свободный конец троса (пряди), которым производится работа, в отличие от закрепленного (завитого в трос) коренного конца.

Шкимушгар — линь, спущенный из любого числа каболок старого троса.

Шлаг — оборот, виток троса вокруг баллера шпиля, кнехта, другого троса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]