Грузозахваты | 11.01.2020
Рым-болты представляют собой разновидность такелажного крепежа, предназначенного для выполнения различных работ по подъёму и перемещению грузов. Технические требования и номенклатура данных изделий отечественного производства регламентируется нормативами ГОСТ 4751-73. Практически аналогичная по размерам продукция выпускается и за рубежом согласно DIN 580.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Конструкция и основные размеры рым-болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1.
Таблица 1
Размеры в мм
Условное обозначение резьбы d | Применяемость | D1 | d2 | d3 | d4 | b | h | h1 | l | l 1, не менее | r | r1 | Масса 1 шт., кг |
М8 | 36 | 20 | 8 | 20 | 10 | 12 | 6 | 18 | 12 | 2 | 4 | 0,05 | |
М10 | 45 | 25 | 10 | 25 | 12 | 16 | 8 | 21 | 15 | 0,12 | |||
М12 | 54 | 30 | 12 | 30 | 14 | 18 | 10 | 25 | 19 | 6 | 0,19 | ||
М16 | 63 | 35 | 14 | 36 | 16 | 20 | 12 | 32 | 25 | 0,31 | |||
М20 | 72 | 40 | 16 | 40 | 19 | 24 | 14 | 38 | 29 | 3 | 8 | 0,50 | |
М24 | 90 | 50 | 20 | 50 | 24 | 29 | 16 | 45 | 35 | 12 | 0,87 | ||
М30 | 108 | 60 | 24 | 63 | 28 | 37 | 18 | 55 | 44 | 15 | 1,58 | ||
М36 | 126 | 70 | 28 | 75 | 32 | 43 | 22 | 63 | 51 | 4 | 18 | 2,43 | |
М42 | 144 | 80 | 32 | 85 | 38 | 50 | 25 | 72 | 58 | 20 | 3,72 | ||
М48 | 162 | 90 | 36 | 95 | 42 | 52 | 30 | 82 | 68 | 22 | 5,54 | ||
М56 | 180 | 100 | 40 | 105 | 48 | 60 | 34 | 95 | 78 | 5 | 25 | 8,09 | |
М64 | 198 | 110 | 44 | 115 | 52 | 65 | 40 | 110 | 93 | 10,95 | |||
М72×6 | 234 | 130 | 52 | 135 | 62 | 75 | 45 | 115 | 98 | 35 | 18,54 | ||
М80×6 | 270 | 150 | 60 | 160 | 70 | 88 | 50 | 125 | 108 | 25,40 | |||
М100×6 | 324 | 180 | 72 | 190 | 85 | 105 | 60 | 150 | 133 | 40 | 43,82 |
Пример условного обозначения рым-болта с резьбой М8 без покрытия:
Рым-болт М8 ГОСТ 4751-73
То же, с мелкой резьбой M100×6, с покрытием 01 (цинковое с хроматированием), толщиной 9 мкм:
Рым-болт М100×6.019 ГОСТ 4751-73
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1.2. Грузоподъемность рым-болтов должна соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2
Условное обозначение резьбы | Грузоподъемность на 1 рым-болт, кг, + | ||
при направлении строп | |||
по вертикальной оси рым-болта | под углом 45º от вертикальной оси рым-болта | ||
в плоскости кольца | с отклонением от плоскости кольца | ||
М8 | 120 | 80 | 40 |
М10 | 200 | 125 | 65 |
М12 | 300 | 175 | 90 |
М16 | 550 | 250 | 125 |
М20 | 850 | 325 | 150 |
М24 | 1250 | 500 | 250 |
М30 | 2000 | 700 | 350 |
М36 | 3000 | 1000 | 500 |
М42 | 4000 | 1300 | 650 |
М48 | 5000 | 1650 | 800 |
М56 | 6200 | 2000 | 1000 |
М64 | 7500 | 2500 | 1250 |
М72×6 | 10000 | 3500 | 1750 |
М80×6 | 14000 | 4500 | 2250 |
М100×б | 20000 | 6500 | 3250 |
Примечания:
1. При подъеме груза направление строп под углом от вертикальной оси рым-болта свыше 45° не допускается.
2. Для установки в одной плоскости колец двух ввинченных до упора рым-болтов допускается применение плоских шайб толщиной:
— до 1 мм — под рым-болты с резьбой М8-M12;
— не более половины шага резьбы — под рым-болты с резьбой свыше M12.
1.3. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты приведены в приложении.
Грамотное обращение с крепежом для успеха работы
Перед работой важно обращать внимание на качество крепежных элементов. Как и любое приспособление, они должны быть не только прочными, но и безопасными. Их используют с большими грузами, поэтому нужно соблюдать некоторые несложные, проверенные профессионалами правила. Необходимо перед использованием оценить качество крепежа, не следует применять изношенные либо поврежденные кольцевые болты. Также не стоит использовать приспособления согнутые, либо с деформированными проушинами.
Важно, чтобы перед применением отверстия и резьба были чистыми. Нельзя пользоваться переделанными, укороченными или измененными другим способом болтами. Кроме осмотра, необходимо соблюдать еще определенные правила и при выполнении монтажных работ. При использовании элементов нельзя превышать допустимую рабочую нагрузку (обычно это можно проверить в специальных таблицах, которые имеются в упаковке). Не следует использовать обычные болты с гайками, когда требуется выполнять боковые нагрузки. Для боковых нагрузок нужно использовать только кольцевые болты либо с гайками, либо с опорами.
Важно применять данные приспособления при допустимых рабочих нагрузках: обычно если угол к вертикали составляет около 90 градусов, то допустимая нагрузка может быть 30 процентов в линии, а при наклоне в 90 градусов допустимая рабочая нагрузка не должна превышать 25 процентов. Нельзя укорачивать такие болты при прикреплении к грузам, и перед креплением нужно высверливать правильно отверстия, чтобы они соответствовали подготовленным крепежам, или нужно использовать шайбы. Важно вкручивать не только сами болты, но и гайки до конца, до упора.
Даже если крепеж прикреплен по всем правилам и проверен на качество, все равно при перемещении груза нужно соблюдать следующие правила безопасности: во время работы нельзя стоять под грузом, а поднимать его нужно равномерно, без рывков, важно в такой работе контролировать подъем. Нагружать кольцевые болты нужно в плоскости проушины, под углом этого делать не допускается. Если при работе с ними используются двухветвенные или более разветвленные стропы, важно, чтобы нагрузка рассчитывалась с учетом угла наклона стропы. Конечно, это уже наука не для бытового уровня, а для крупных строительных проектов или логистических центров, где и грузы потяжелее, и ответственность побольше.
- Автор: Михаил Малофеев
- Распечатать
(1 голос, среднее: 5 из 5) Поделитесь с друзьями!
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Рым-болты должны быть изготовлены из стали марки 20 или 25 (подгруппа а) по ГОСТ 1050-88 штамповкой. Допускается изготовление ковкой.
Соответствие материала предусмотренным маркам должно быть подтверждено сертификатом предприятия-изготовителя металла.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2. (Исключен, Изм. № 1).
2.3. Технические требования к штампованным поковкам по ГОСТ 7505-89, класс точности — II, степень сложности — С3.
Примечание. При изготовлении рым-болтов свободной ковкой в подкладных штампах допускается увеличивать плюсовые допуски в 2 раза.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
2.4. На внутренней окружности кольца допускается лыска, получаемая после зачистки заусенцев, при условии сохранения размера в пределах допусков п. 2.3.
2.5. Заварка или заделка дефектов не допускается.
2.6. Рым-болты после штамповки или ковки должны быть нормализованы и очищены от окалины.
2.7. Твердость нормализованных рым-болтов должна соответствовать указанной в табл. 3.
Таблица 3
Марка стали | Твердость НВ рым-болтов с размером резьбы | |
от М8 до М64 | от М72×6 до М100×6 | |
20 | 105-149 | 95-121 |
25 | 134-187 | 105-149 |
Допускается одна повторная термообработка.
2.8. На кольце рым-болта центровые отверстия не допускаются.
2.9. Надрезы на обработанной части хвостовика не допускаются.
2.10. Резьба — по ГОСТ 24705 с полем допуска 8g по ГОСТ 16093.
Размеры фасок и сбегов резьбы — по ГОСТ 10549-80. Величина сбега резьбы для угла заборной части инструмента — 20°.
Примечание. При применении покрытия должны быть обеспечены указанные размеры и шероховатость.
2.11. Резьба не должна иметь сорванных ниток, заусенцев и вмятин.
2.12. Допуск перпендикулярности оси резьбы d
на длине 100 мм относительно опорной плоскости кольца:
0,10 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до M16;
0,05 мм — для рым-болтов с резьбой от М20 до М100×6.
2.13. Допуск симметричности оси резьбы d
относительно общих плоскостей симметрии рым-болта:
Т 1 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М12;
Т 2 мм — для рым-болтов с резьбой от М16 до М48;
Т 4 мм — для рым-болтов с резьбой от М56 до M100×6.
2.12 — 2.13. (Измененная редакция, Изм.
№ 2).
2.14. Рым-болты должны выдерживать испытание на прочность нагрузкой, равной удвоенной номинальной грузоподъемности.
Допускаемое отклонение этой нагрузки ±5 %.
2.15. Рым-болты могут изготовляться с покрытием. Виды и условные обозначения покрытий — по ГОСТ 1759.0-87.
Технические требования к покрытиям и качеству поверхности рым-болтов перед покрытием — по ГОСТ 9.301-86.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Сфера применения и особенности
Благодаря очень простой конструкции, изделие рым—болт получило широкое распространение в различных отраслях промышленности. Оснастка считается универсальной, её можно применять для нескольких технологических операций:
Такое крепление монтируется на различные виды оборудования, грузоподъёмность приспособления зависит от угла наклона болта. Если учесть типоразмер изделия и угол каната относительно оси, его грузоподъёмность будет находиться в диапазоне 30—20000 кг. Запрещается поднимать груз, если угол отклонения от вертикали превышает 45 градусов.
Профессионалы рекомендуют выполнять поднятие груза относительно плоскости оси болты. Такой крепёж считается самым надёжным и безопасным.
Действующий ГОСТ классифицирует болты по нескольким основным параметрам:
- Диаметр резьбы.
- Размер кольца.
- Вид крепления — жёсткое, подвижное.
Когда кольцо свободно вращается на стержне, говорят о подвижном соединении. Иногда вместо кольца устанавливают крюк. Он облегчает захватывание груза, а также его последующее удержание.
Рым—болты изготавливаются в полном соответствии с ГОСТ 4751–73 . В нём предъявляются конкретные требования к таким деталям:
- Наличие сертификата.
- Грузоподъёмность.
- Твёрдость — 105—149 НВ.
- Отсутствие окалины.
Методика производства приспособления
Обычно изделия изготавливаются обыкновенной штамповкой. Иногда рым—болты куются. Категорически запрещается пайка такой оснастки. Стальные болты, сделанные из СТ 25 должны обладать твёрдостью 105—149 НВ.
Когда проводится контроль прочности детали, даётся нагрузка, превышающая установленную ГОСТом в несколько раз. Не допускается появление трещин и вытянутостей. На поверхности резьбы не разрешается наличие вмятин, заусенцев, появление повреждённых ниток.
Завод, выпускающий болты, обязан подвергать их жёсткому контролю качества. Любая партия должна обязательно подвергаться испытаниям, полученные характеристики должны соответствовать указанным в стандарте.
На дужке болта делается маркировка, состоящая из нескольких обозначений:
- Параметры резьбы.
- Товарный знак предприятия.
Готовые изделия упаковываются в деревянные ящики. На дно укладывается плотная бумага. В каждый ящик кладется только одна партия с одинаковыми параметрами. Вес такой упаковки не должен превышать 60 кг. В коробку вкладывается сопроводительный лист, в котором указывается:
- Наименование детали.
- Количество.
- Результат испытания.
- Качество.
Каждая упаковка обязательно маркируется. Согласно требованиям техники безопасности, если болты используются на морских судах, то перед началом эксплуатации все детали проверяются на наличие коррозии и возможных дефектов.
Если поверхность детали покрыта коррозией, это может стать причиной очень серьёзных негативных последствий. Ведь на кораблях приходится поднимать, а также заниматься транспортировкой тяжёлых грузов. Поэтому от надёжности болта очень многое зависит.
Разновидности оснастки для подъёма грузов
Сегодня рым-крепление используется для изготовления нестандартных систем, механизмов, позволяющих быстро транспортировать грузы. Большой спрос на нестандартные изделия, особенно при строительстве зданий, вынудил изготовителей разрабатывать нестандартные типы болтов.
В настоящее время можно приобрести изделие, оборудованное вертлюгом. Этот шарнир предотвращает любое вращение детали. Приспособление применяется для погрузки:
- Небольших, лёгких деталей.
- Грузов, имеющих удлинённые кольца.
- Нестандартных ёмкостей.
Существуют также специальные приспособления для работы с тяжёлыми нестандартными конструкциями. Каждая новаторская система обязана быть изготовленной в соответствии с действующим стандартом. Никаких исключений не допускается. Эти конструкции предназначены для транспортировки и подъёма очень важных тяжёлых грузов, поэтому очень опасно использовать непроверенные детали.
ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания рым-болтов. При приемо-сдаточных испытаниях рым-болты проверяют:
до механической обработки
— на соответствие требованиям п. 1.1 в части размеров, получаемых объемной штамповкой или ковкой и пп. 2.3, 2.4: в случае изготовления свободной ковкой в подкладных штампах — каждый рым-болт; в случае изготовления объемной штамповкой — 5 % от партии, но не менее 5 шт.;
— на соответствие требованиям пп. 2.5 и 2.6 каждый рым-болт;
— на соответствие требованиям п. 2.7 10 % от партии, но не менее 5 шт.; после механической обработки:
— на соответствие требованиям п. 1.1 (размеры l, l
1 и
h
l и
d
) пп. 2.8 — 2.14 каждый рым-болт;
— на соответствие требованиям п. 2.15 — по ГОСТ 9.301-86.
Примечание. Партия состоит из рым-болтов одного размера, изготовленных из стали одной марки, совместно прошедших термообработку.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
3.2. При получении неудовлетворительных результатов испытаний рым-болтов хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного числа образцов; взятых от той же партии, по полной программе. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
Надежность
Что касается уровня надежности данных инструментов, то практически каждый инструмент, относящийся к рым-болтам, имеет повышенную стойкость к избыточным и дополнительным нагрузкам, что обуславливается их технологическими особенностями, материалом и этапами производства. Кстати, при покупке обратите внимание на сертификат того или иного устройства. На российском рынке все инструменты подобного типа должны соответствовать ГОСТу номер 4751. Все остальное является либо подделкой, либо фальсификатом.
Таким образом, рым-болты являются одним из самых надежных и практичных устройств, которые применяются при транспортировке грузов различной снаряженной массы.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. На соответствие требованиям п. 2.3 проверяют внешним осмотром без применения увеличительных приборов.
Допускается применение луп до трехкратного увеличения.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.2. Твердость (п. 2.7) определяют по ГОСТ 9012-59 на образующей опорной части кольца.
4.3. Резьбу (п. 2.10) проверяют предельными калибрами.
4.4. Отклонение от перпендикулярности оси резьбового хвостовика к опорной поверхности кольца (п. 2.12) проверяют угловым шаблоном или щупом по просвету между опорной поверхностью кольца и торцевой поверхностью контрольного калибра.
4.5. Соответствие рым-болтов требованиям п. 2.4 проверяют испытанием на растяжение с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.
Нагрузка должна быть приложена по оси стержня рым-болта.
Приложение нагрузки должно быть плавным, без рывков.
После снятия нагрузки в рым-болтах не должно быть остаточных деформаций, трещин и надрывов.
Отсутствие остаточных деформаций определяют контролем размеров по оси рым-болтов до и после испытания.
Отсутствие трещин и надрывов проверяют внешним осмотром с помощью лупы, имеющей не менее чем четырехкратное увеличение.
4.6. Толщину слоя покрытия (п. 2.15) проверяют на кольце рым-болта. Методы проверки качества и толщины покрытия — по ГОСТ 9.302-88.
4.7. (Исключен, Изм. № 2).
Сфера применения и особенности
Благодаря очень простой конструкции, изделие рым—болт получило широкое распространение в различных отраслях промышленности. Оснастка считается универсальной, её можно применять для нескольких технологических операций:
Такое крепление монтируется на различные виды оборудования, грузоподъёмность приспособления зависит от угла наклона болта. Если учесть типоразмер изделия и угол каната относительно оси, его грузоподъёмность будет находиться в диапазоне 30—20000 кг. Запрещается поднимать груз, если угол отклонения от вертикали превышает 45 градусов.
Профессионалы рекомендуют выполнять поднятие груза относительно плоскости оси болты. Такой крепёж считается самым надёжным и безопасным.
Действующий ГОСТ классифицирует болты по нескольким основным параметрам:
- Диаметр резьбы.
- Размер кольца.
- Вид крепления — жёсткое, подвижное.
Когда кольцо свободно вращается на стержне, говорят о подвижном соединении. Иногда вместо кольца устанавливают крюк. Он облегчает захватывание груза, а также его последующее удержание.
Рым—болты изготавливаются в полном соответствии с ГОСТ 4751–73 . В нём предъявляются конкретные требования к таким деталям:
- Наличие сертификата.
- Грузоподъёмность.
- Твёрдость — 105—149 НВ.
- Отсутствие окалины.
ПРИЛОЖЕНИЕ (Рекомендуемое)ГНЕЗДА ПОД РЫМ-БОЛТЫ
1. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты в изделиях из черных металлов должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
мм
Условное обозначение резьбы d | d 1 | h | l , не менее | Условное обозначение резьбы d | d 1 | h | l , не менее |
М8 | 13 | 5 | 19 | М42 | 52 | 14 | 74 |
М10 | 15 | 6 | 22 | М48 | 60 | 84 | |
М12 | 17 | 26 | М56 | 68 | 17 | 97 | |
М16 | 22 | 7 | 33 | М64 | 75 | 112 | |
М20 | 28 | 9 | 39 | М72×6 | 85 | 117 | |
М24 | 32 | 10 | 47 | М80×6 | 95 | 127 | |
М30 | 38 | 11 | 57 | М100×6 | 115 | 152 | |
М36 | 45 | 12 | 65 |
(Измененная редакция, Изм.
№ 2, 4).
2. Резьба — по ГОСТ 24705 с полем допусков 7Н по ГОСТ 16093.
Резьба не должна иметь сорванных ниток.
3. Допуск перпендикулярности оси резьбы d
на длине 100 мм относительно опорной поверхности гнезда:
0,2 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М16;
0,1 мм — для рым-болтов с резьбой от М20 до М100×6.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4. Гнезда под рым-болты должны быть чистыми, без раковин и подрезов.
5. Размер опорной плоской поверхности гнезда, имеющий обозначение шероховатости Ra 12,5 мкм должен быть не менее диаметра опорной поверхности рым-болта.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1, 4).
Виды стальных рым-креплений
Кроме прямого назначения крепления специальной конструкции также используются при формировании нестандартной грузоподъемной системы. Такими изделиями являются рым-болты с шарниром (вертлюгом), предотвращающим вращение груза с продольными кольцами или стержнями в момент подъема тяжелых, негабаритных и легких объектов.
Любая новаторская конструкция изготавливается по условиям государственного стандарта, обеспечивающего безопасность персонала и целостность груза. ТУ и ГОСТ в разных странах производителях отличаются, но основным показателем надежности изделия считается соответствие «Международному стандарту DIN 580», адаптированному к межгосударственному ГОСТу 4751−73. Все изделия должны иметь буквенно-цифровую маркировку и товарный знак производителя на дужке головки (М8, М16 и т. д. ).
Технические характеристики болтов формируются способом изготовления:
- Штамповка
- Ковка.
Готовое изделие подвергается обжигу при высокой температуре.
При маркировке используется метод:
- Штамповки
- Ударное нанесение.
Каждая партия изделий оснащается Сертификатом соответствия с логотипом завода изготовителя, номером партии, количеством креплений, результатом экспертизы. Упаковка продукции должна осуществляться послойно, с прокладкой промасленной бумагой между слоями.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ*
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.05.73 № 1169
2. Срок проверки — 1993 г., периодичность — 5 лет.
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4751-67
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 9.014-78 | 5.6 |
ГОСТ 9.301-86 | 2.15, 3.1 |
ГОСТ 9.302-88 | 4.6 |
ГОСТ 515-77 | 5.3 |
ГОСТ 1050-88 | 2.1 |
ГОСТ 1759.0-87 | 2.15 |
ГОСТ 2991-85 | 5.3 |
ГОСТ 7505-89 | 2.3 |
ГОСТ 9012-59 | 4.2 |
ГОСТ 10549-80 | 2.10 |
ГОСТ 14192-96 | 5.8 |
ГОСТ 15150-69 | Вводная часть |
ГОСТ 16093-81 | 2, приложение |
ГОСТ 24705-81 | 2, приложение |
5. Проверен в 1988 г. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.12.88 № 4162
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1998 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1979 г., январе 1983 г., декабре 1988 г., августе 1990 г. (ИУС 7-79, 5-83, 3-89, 11-90)
Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)
* См. примечания ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (с. 8).