Как сделать ремонт дрели своими руками? Шуруповерт причины списания

Облегченная версия дрели, которая была усовершенствована для работы с болтами и саморезами, уже двадцать лет бьет рекорды продаж на рынках бывшего Советского Союза. Каждый вид инструмента имеет свои слабые места, связанные со способом реализации конструктивных решений. Срок эксплуатации агрегатов и запасных частей зависит от качества сборки, используемых материалов и системы контроля качества у производителя. Электродвигатель для шуруповерта «Макита» служит гораздо дольше моторов неизвестных китайских компаний.

Все неисправности аккумуляторной дрели можно разделить на 4 категории:

  • неисправности электроники и обрывы в электрической цепи;
  • поломки механической части;
  • проблемы с аккумулятором и зарядным устройством;
  • выход из строя элементов корпуса.

Почему не работает дрель: основные неисправности

Значимые конструктивные отличия между различными моделями дрелей – наличие либо отсутствие реверса, регулятора оборотов и ударного режима. В остальном инструмент любого бренда состоит из одних и тех же узлов. Вне зависимости от того, не работает ли дрель Интерскол, Bosch, Metabo или DeWALT – источники неполадок будут одинаковыми, переменными станут лишь характеристики и параметры запчастей.

Если дрель совсем не включается – основные причины этого в электрике:

  • обрыв жилы сетевого шнура, что несложно выявить при помощи мультиметра;
  • нарушение контакта жил кабеля с клеммами пусковой кнопки;
  • выход из строя электродвигателя: межвитковый пробой обмоток якоря или статора, их обрыв, пробой на корпус. Мультиметр поможет диагностировать эти дефекты, но их самостоятельное устранение в бытовых условиях невозможно;
  • когда дрель включается через раз или работает с перебоями (при исправном сетевом кабеле) – велика вероятность износа щеток, замена которых не представляет особой сложности;
  • нагрев или оплавление корпуса вызывают чрезмерные нагрузки на двигатель;
  • одна из частых причин поломки – не работает кнопка дрели в результате износа рабочего слоя реостата, выхода из строя регулятора оборотов или реверса.

В ситуациях, когда перестала включаться дрель Hitachi, DWT, Makita и др. при исправной электрической части, дефекты следует искать в механических узлах. Чаще всего это:

  • повреждение шестерен редуктора, сопровождаемое характерным скрежетом;
  • износ зажимных губок патрона, в результате чего нарушается надежность фиксации сверла или иного инструмента;
  • заклинивание или чрезмерный люфт в опорных подшипниках, что требует их полной замены.

Чтобы самостоятельные поиски и устранение неисправности не отняло у вас слишком много сил и времен – обратитесь в СЦ «Удачная техника сервис». Качественно, быстро и недорого – основные принципы компании при ремонте дрелей и множества иных видов ручного инструмента!

Источник: service.udt.ru

Проверка работоспособности электродвигателя

Последний на очереди для проверки — электродвигатель как самый сложный элемент электрической части. Если не обнаружены повреждения контактных и пусковых механизмов, а также нет сомнения в надежности пайки и целостности подводящих проводов, то проверке подвергается электродвигатель.

Схема зарядного устройства для шуруповерта.

Разборка двигателя начинается с извлечения якоря из статора. Производится визуальный осмотр контактной части коллектора и обмотки. Механические повреждения или электрическое замыкание и пробой изоляции провода заметны по изменению цвета и наличию копоти. Ремонт якоря самостоятельно не проводится. Его либо доверяют профессионалам, либо заменяют новым. Если визуально повреждений не обнаружено, то омметром производится проверка на работоспособность всех обмоток по отдельности.

Аналогично проверяется состояние обмоток статора. Ремонт его заключается в перемотке обмотки, тут придется воспользоваться услугами мастерской.

Типовые неисправности аккумуляторных шуруповертов

1. Появление биения патрона. Если вы столкнулись с такой неисправностью, значит, у вас по какой-либо причине согнулся шпиндель редуктора или пришел в негодность его подшипник. В качестве подшипника в разных моделях шуруповертов может использоваться устройство шарикового типа или же втулка из бронзы. В любом из приведенных случаев придется менять весь редуктор шуруповерта.

2. Свист или скрип при работе электродвигателя. В этом случае двигатель шуруповерта работает, но при этом издает нехарактерные звуки. Причиной данной неисправности может быть отделение одного из магнитов двигателя от корпуса и прилипание его к телу ротора. Также проявление постороннего звука может вызывать засорение подшипника ротора. Если конструкция шуруповерта позволяет разбирать двигатель, то отпавший магнит можно вернуть на место (если он не был поврежден) и закрепить подходящим клеем. Проблему со свистящим подшипником скольжения можно решить смазыванием его с обеих сторон жидкой смазкой-спреем, например WD-40. Не помешает также тщательно смазать сам вал ротора. Следует заметить, что быстрое засорение подшипников и появление после этого свистящих звуков при вращении сигнализирует о том, что они уже серьезно износились. Правильным будет не ждать появления более серьезной поломки, а заменить весь электродвигатель в сборе.

3. Шуруповерт продолжает вращаться после отпускания кнопки пуск. В исправном шуруповерте после отпускания пусковой кнопки должно срабатывать устройство торможения, останавливающее вращение редуктора. Причиной проблемы является вышедший из строя тиристор схемы управления. Можно, конечно, подобрать подходящий по параметрам полупроводниковый прибор, но разумнее будет заменить весь блок включения.

4. Не работает кнопка переключения направления вращения (реверс). Практически все модели шуруповертов используют для изменения направления вращения патрона микропереключатель, который смонтирован в блоке включения устройства. Выход переключателя из строя потребует замены всего блока включения шуруповерта.

5. Проскальзывание муфты-регулятора редуктора. Скорость вращательного движения патрона шуруповерта регулируется с помощью специальной муфты, которую можно представить в виде зубчатой шайбы. Со временем зубцы муфты изнашиваются, и она начинает работать с проскальзыванием. Внешне это выглядит так, что шуруповерт не может закручивать элементы крепления с необходимым усилием.

6. Шуруповерт не включается. Причин может быть несколько:

  • Выход из строя блока включения. Проблема лечится заменой блока исправным.
  • Обрыв контактных проводов. Заменить вышедшие из строя провода и пропаять оборванные контакты.
  • Сгорание электродвигателя. Сгоревший мотор заменяется новым агрегатом.
  • Критический износ графитовых щеток. Угольные щетки являются расходным элементом (в моделях с разборным двигателем), запасной комплект которых должен поставляться вместе с шуруповертом.
  • Разряд или выход из строя аккумуляторной батареи. Аккумулятор следует зарядить или заменить новым.

7. Замена вышедшего из строя патрона. Внутри патрона имеется фиксирующий винт с левосторонней резьбой. Перед выкручиванием винта рекомендуется брызнуть на его резьбу жидкой смазкой-спреем и слегка постучать отверткой по его головке. После удаления винта зажмите в патроне шестигранный Г-образный ключ, закрепите корпус шуруповерта и, вращая ключ против часовой стрелки, открутите патрон с оси. Прежде чем начать выкручивание патрона, следует установить шуруповерт в режим сверления на первой скорости.

Износ щеток

Для диагностирования этой поломки нужно открутить болты на внешней стороне корпуса. Снять одну половину пластмассового кожуха. Извлечь переключатель реверса. Демонтировать и проверить редуктор. Плоскогубцами отогнуть фиксаторы задней крышки двигателя и извлечь щетки. Изношенность этих запасных частей будет видно невооруженным взглядом. С помощью паяльника необходимо расплавить контакты. Затем демонтировать все, что осталось от старых щеток. Тонкой отверткой отогнуть держатели. Установить комплект новых щеток и собрать инструмент.

Ремонт шуруповерта: основные неисправности инструмента

Шуруповерт относится к категории инструментов, которые часто используются не только при выполнении строительных и ремонтных работ, но и в быту. С течением времени любым механизмам свойственно ломаться, что случается и с шуруповертами. Если случилось такое дело, то не нужно спешить выбрасывать инструмент, так как можно выполнить самостоятельный ремонт шуруповерта. Из этой статьи вы узнаете о том, как дать отремонтировать шуруповерт, не прибегая к помощи специалистов.

Как отремонтировать

Найдя причину неисправности, необходимо точно знать, как решить проблему. Следующей информации будет достаточно, чтобы понять, как отремонтировать шуруповерт своими руками.

Зарядный блок

Зарядный блок ломается из-за постоянного перекоса провода. Происходит обрыв. Требуется спаять провода и восстановить изоляцию.

Аккумулятор

Обычно на шуруповертах используют никель-кадмиевые аккумуляторы, которые необходимо заряжать только после полной разрядки. Их нельзя подзаряжать, поскольку срок службы сокращается.

Решение проблемы (работает не всегда): полностью разрядить, зарядить желательно низким током. Такую операцию нужно проводить примерно 5 раз, чтобы избавиться от так называемого эффекта памяти (о неправильном заряде).


Аккумулятор и шуруповерт

Проблемы с кнопкой

Очень часто контакты на этом узле окисляются и их нужно чистить.

Процесс разборки:

  1. Снять красный нажимной механизм вращательным движением.
  2. Демонтировать крышку, вытолкнув защёлки небольшим ножом.
  3. Используя паяльник, отсоединить два металлических элемента сбоку.
  4. Снять крышку.
  5. Придерживая пружину, вынуть механизм из корпуса.

Потертые или окисленные узлы необходимо протереть ватой, смоченной в спирте. Если грязь не удается убрать, нужно потереть ее ножом.

Электродвигатель

Это самая дорогая часть инструмента. Обычно проблемы начинаются из-за стирания щёток. Их отремонтировать невозможно, потому следует произвести замену. Якорь меняют, если обнаружен обрыв в обмотке.

Замена щёток

Чтобы добраться до узла, придётся разбирать двигатель, оттянув «усики», располагающиеся на торцевой части.

Далее придерживаться следующей схемы:

  • Ударом молотка стукнуть по валу, чтобы выбить ротор из корпуса.
  • Теперь легко снимется крышка.
  • Далее нужно вынуть оставшиеся части.

Если коллекторы чёрного цвета, значит, они загрязнены остатками от щёток. Это вызывает потерю мощности и искрение. Коллектор нужно протереть ватой, смоченной в спирте, и прочистить канавки небольшой иголкой.

Сами щётки восстановить не получится, потому нужно приобрести новые и установить их.

Редуктор

Если в редукторе слышны посторонние звуки, то тому виной шестерёнки механизма. Необходимо разобрать редуктор и на тех местах, где износились зубья, поставить маленький болтик, который сточен до нужных размеров. Места, куда нужно ставить болт нужно аккуратно накернить.

В намеченных частях нужно просверлить отверстия, чтобы поместить туда болтики. Как только они будут на месте, в редуктор нужно поместить побольше смазки.

Быстрозажимной патрон

Разборка быстрозажимного патрона:

  • Подложив кусок древесины, стукнуть молотком по выступающей части в центре.
  • В кулачки поместить болт и ударить по нему молотком.
  • Внутреннюю часть устройства извлечь из корпуса.

Теперь можно увидеть гайку с двумя половинками. В большинстве случаев именно она является причиной всех проблем. Скорее всего там износилась резьба. Если аналогичного узла нет в наличии, придётся покупать весь патрон. Он стоит в пределах 300 рублей (по данным на 2021 год).


Патрон

Шуруповерт и его конструктивные особенности

Начинать ремонт шуруповерта своими руками следует с ознакомления с его конструкцией. Главным элементом шуруповерта является электрический мотор. Шуруповерты бывают как сетевого, так и аккумуляторного типа. К использованию сетевого шуруповерта прибегают реже, из-за такого недостатка, как необходимость подключения инструмента к сети 220В. Инструменты аккумуляторного типа более популярны, так как позволяют проводить не только ремонтные работы дома, но и за его пределами.

Основными узлами аккумуляторного шуруповерта являются:

  1. Корпус. Обычно все шуруповерты изготавливаются из прочного пластика.
  2. Кнопка пуска. Она устроена так, что от силы нажатия на нее зависит количество оборотов патрона.
  3. Электродвигатель. В аккумуляторных инструментах применяются однофазные моторы коллекторного типа и постоянного тока. Двигатель представляет собой ротор, статор в виде магнитов, а также щеточный узел.
  4. Редуктор.
  5. Регулятор усилия.
  6. Переключатель реверса.
  7. Аккумулятор. Как правило он съемный и зачастую комплектуется с изделием в двойном экземпляре.
  8. Патрон. Как правило, применяются быстрозажимные патроны.

Некоторые модели дополнительно оснащаются светодиодными фонариками подсветки, а также указателями зарядки батареи. Возвращаясь к проблемам с шуруповертом, следует отметить, что любой из вышеперечисленных элементов может стать причиной неисправности инструмента. Что необходимо для ремонта? Первым делом требуется отыскать причину поломки, после чего принимать соответствующее решение об ее устранении. Инструмент можно разделить на две части: электрическую и механическую. Первоначально требуется выяснить, в чем проблема неработоспособности шуруповерта: в механике или электрике. Сделать это не составит особого труда, поэтому рассмотрим поломки более подробно.

Неисправности механической части

Выявить механические неисправности шуруповертов можно по такому признаку, как слышимость функционирования электродвигателя. При нажатии на кнопку пуска слышны признаки работы электродвигателя, но при этом патрон инструмента не вращается или при вращении слышны характерные звуки неисправности.

Ремонт механизмов регулирования мощности и реверса

Возникает ситуация, когда инструмент включается нормально, но вращение не регулируется при различном нажатии кнопочного выключателя. В таком случае причину повреждения надо выяснять в механизме контроля вращения двигателя. Основными причинами таких повреждений может послужить выход из строя кнопочного выключателя, пробой транзистора, разрушение щеток якоря.

Работоспособность контактной системы кнопки запуска проверяется при помощи тестера. Ремонт не производится, и ее следует поменять.

Целостность транзистора, размещенного на панельке управления, проверяется путем осмотра (по изменению цвета) или измерением напряжения и тока входного и выходного сигналов.

Затем следует проверить целостность всех паек и состояние всех элементов в схеме цепи регулятора скорости.

Неисправности в механизме реверса вращения электродвигателя могут возникнуть из-за повреждений рычажного механизма или разрушения щеток якоря. Работоспособность контактной системы механизма оценивается омметром при разной фиксации флажка.

Механические поломки

О механических поломках инструмента часто свидетельствуют посторонние звуки, появляющиеся при работе. Осмотр скрипящего или скрежещущего шуруповерта может выявить повреждения подшипника или втулки, которые следует заменить на новые.

  • Приклинивание вращающего механизма часто указывает на выход из строя деталей редуктора – деформирование вала, повреждение штифта для крепления сателлита, износ зубьев шестеренок.
  • Биение патрона, кроме прочих причин, может быть вызвано значительным износом подшипников или деформацией вала редуктора.

Все перечисленные детали восстановлению не подлежат и должны быть заменены.

При невозможности хорошо затянуть патрон, следует осмотреть муфты – при износе их зубьев наблюдается «проскальзывание». Муфты с изношенными зубьями также подлежат замене.

История появления устройства


Шуруповёрт представляет собой электроинструмент. Основное его назначение, следующее из названия, закручивать или откручивать крепёжный элемент. После того как в 1868 году была изобретена электродрель, развитие электроинструмента получила широкое распространение. Основополагающие компании DeWalt, Bosch, Black&Decker, Makita и Hitachi развивали индустрию, создавая новые устройства.

Появление в 1934 году винта с крестовым разъёмом повлекло спрос на электрический инструмент для его закручивания. Особенно востребованным он оказался в машиностроении. Первого такого рода приспособление называлось гайковёрт. С появлением аккумуляторов устройство получило мобильность, и в обиход вошло название шуруповёрт. Его массовое производство началось в начале 80-х годов.

Современные устройства постоянно совершенствуются, но в большей мере это относится к способу автономности и управления. Конструкция же устройства остаётся неизменной.

Виды патронов

Очень часто домашние мастера сталкиваются с такой трудностью, как заклинивание элементов, и мало кто знает, как поменять патрон на шуруповёрте правильным образом. Для начала стоит разобраться с основными видами.

Иногда на агрегаты ставят самозажимные устройства, но эти разновидности более популярны.

Патрон быстрозажимной для аккумуляторных шуруповёртов подразделяется ещё на несколько классификаций.

  • Двухмуфтовым. Эта разновидность затягивать приходится двумя руками, потому что одну из муфт обязательно нужно поддерживать, а вторую поворачивать при помощи специального ключа.
  • Одномуфтным. В этом случае надо будет выполнить все те же действия, что и в первом варианте, но всё можно проделать при помощи только одной руки. Этого смогли достигнуть благодаря тому, что в конструкции имеется специальная блокировка, которая автоматически заклинивает вал, когда происходит снятие оснастки. Бита насаживается на такую конструкцию несколько проще и удобнее.

Быстрозажимная модель отличается тем, что при эксплуатации не нужно использовать никаких дополнительных инструментов. К примеру, нет необходимости применять ключ.

Патроны изготавливаются из двух материалов:

Благодаря конструкции из пластика производители значительно уменьшили вес агрегата. Но нельзя сказать, что такой материал является надёжным. Он не сможет выдержать больших ударных нагрузок и не обладает высокой устойчивостью, в отличие от металлического шуруповёрта.

Быстрозажимной механизм из пластика и металла применяют для выполнения как профессиональных, так и бытовых задач.

Металлические агрегаты более надёжные, они обладают высокой прочностью, а потому способны выдерживать большие ударные нагрузки. Это особенно важно для тех устройств, которые обладают ударной функцией.

Электрические неполадки шуруповёрта

Электрические неполадки заключаются в невозможности запустить инструмент, самопроизвольном старте двигателя, перебоях с подачей электропитания. Иногда не работает реверс или регулирование оборотов при изменении прилагаемого к кнопке запуска усилия.

Замена банки аккумулятора шуруповёрта

Срок службы аккумулятора ограничен 3-6 годами. Неправильная эксплуатация сокращает срок службы элементов питания. Определить, виновна ли батарея в том, что двигатель шуруповёрта не запускается, просто – её можно поставить в иное устройство или заменить на вторую. Также можно:

  • Полностью зарядить – пока не начнёт гореть зеленый индикатор на зарядке. В зависимости от ёмкости процесс занимает до пары часов.
  • Измерить разницу напряжения на клеммах аккумулятора при помощи вольтметра или мультиметра.

В последнем случае измерительное устройство переводится в режим работы с напряжением постоянного тока (DCV) в пределах 10-20 В. Аккумуляторные батареи выдают от 9 до 18 В, напряжение указывается в технической документации и на корпусе устройства.


Батарея рабочая

Если значение равно нулю или близкое к нему – АКБ полностью разряжена либо неисправна. Вдруг остаётся таким после зарядки – элемент питания вышел из строя.

Производители батарей не рекомендуют ремонтировать их самостоятельно. Кто решится, необходимо:

  1. Разобрать корпус аккумулятора, выкрутив все винты.
  2. Визуально осмотреть контакты на предмет повреждений, окислов.
  3. Проверить напряжение каждой банки или бочонка после полного заряда батареи. Если одна или несколько выдают менее 1 В, их придётся заменить.


Падение напряжения

  1. Отсоединить повреждённый элемент посредством паяльника.
  2. Приобрести аналогичный с учётом номинала, наполнения или извлечь из второго источника питания, если такой имеется.
  3. Припаять бочонок на место старого.
  4. Собрать аккумулятор.
  5. Зарядить и протестировать его после.


Банки аккумуляторной батареи шуруповерта

Важно! Бочонки номиналом ниже 0,9 В со старого аккумулятора брать не следует из-за пониженного напряжения.

Проблемы с зарядным устройством шуруповёрта

Если аккумулятор не заряжается, не стоит торопиться разбирать его. Возможно, неисправно зарядное устройство (ЗУ). Для проверки:

  1. Оно включается в сеть 220 В.
  2. На тестере выбирается номинал 20 В либо 200 В, если используется батарея с напряжением 24 В.
  3. Заменяется напряжение на клеммах ЗУ.

Если оно ниже указанного в паспортных данных или на корпусе устройства значения, элементы зарядного блока вышли из строя.

  1. Его корпус разбирается путём отвинчивания крепёжных элементов.
  2. Проводится визуальный осмотр навесных компонентов для поиска мест окисления контактов, подгорания, вздутых конденсаторов.


Конденсатор нуждается в замене

  1. Элементы схемы прозваниваются тестером.

Очень высокое сопротивление свидетельствует о разрыве цепи.


Разорванная цепь

Очень низкое – признак короткого замыкания.


Пробой диода

  1. Неисправные элементы заменяются на аналогичные, и корпус собирается.
  2. Проводится тестирование устройства.

В режиме ожидания мигает зелёный, зарядки – светится красный, после восполнения ёмкости батареи – загорается зелёный.


Зарядное устройство исправно функционирует

Как отремонтировать кнопку пуска шуруповёрта

Кнопку стоит разбирать, если:

  • после её зажатия не стартует электродвигатель;
  • мотор запускается резко – не работает плавный запуск;
  • для запуска электромотора нужно сильнее нажимать на кнопку, чем ранее;
  • двигатель стартует самопроизвольно.

Для диагностики:

  1. От шуруповёрта отключается аккумулятор.
  2. Закорачиваются контакты, идущие к батарее.
  3. К выходу кнопки подключаются щупы мультиметра в режиме измерения напряжения. При исправности цепи на экране отобразятся нули, при разрыве – цифры стремятся к бесконечности.
  4. Далее кнопка разбирается – при помощи отвертки нужно поддеть защёлки.

Иногда из строя выходит транзистор, для его тестирования сгодится мультиметр с функцией прозвонки диодов. Окислы на контактах удаляются ластиком или мелкой наждачной шкуркой, оторванные провода – припаиваются, искривлённые контакты – выравниваются пинцетом, мусор и пыль – удаляются. При возможности, элементы продуваются сжатым воздухом.


Кнопка в разобранном виде

На заметку! Осуществляя разбор шуруповёрта, важно не потерять клеммы и пружину, запомнить порядок установки деталей: какие компоненты куда ставятся, какие элементы в какие пазы входят, подключить все клеммы.

Двигатель шуруповёрта

Электромотор помещён в цилиндрический корпус. Если всё проверено и подремонтировано, а движок не запускается, причину поломки стоит поискать в нём. Двигатель отсоединяется от редуктора и пусковой кнопки. После измеряется сопротивление обмотки якоря мультиметром: щупы прикладываются к противоположным контактам – пластинкам. И так по кругу, значения записываются.


Измерение сопротивления противоположных контактов

Если они одинаковы – погрешность не превышает пары процентов – двигатель исправный. Высокое сопротивление свидетельствует об обрыве, пониженное – о коротком замыкании.

Для проверки изоляции мультиметр переводится в режим измерения сопротивления 200 Ом, один щуп прикладывается к пластине якоря, как ранее, второй – к корпусу коллектора. Измеряются сопротивления между корпусом и каждой ламелью якоря.


Поиск места пробоя изоляции

Единица свидетельствует, что все в порядке, ноль или иные цифры указывают на пробой изоляции. Якорь можно сдать на перемотку специалистам либо приобрести новый. В каждом случае ряд преимуществ и недостатков.

Важно, чтобы пластины были ровными, иногда они изнашиваются по указанные ниже поры, если щётки меньше размера коллектора. Выступы по периферии можно удалить мелкой наждачной бумагой с зернистостью минимум 800 грит.


Выработка якоря

Всё делается медленно и очень аккуратно, чтобы не зацепить лишнего.

Для самостоятельного ремонта шуруповёрта нужен минимальный набор инструментов и смазка для механических узлов. Возможно, последние придётся менять полностью или частично, иногда изношенные детали восстанавливаются, например, венцы. Важно немного разбираться в механике, электрике, уметь пользоваться мультиметром. Детали вроде штифтов или шестерёнок дешевле отыскать в ремонтной мастерской, чем покупать весь узел в сборе.

Разборка шуруповёрта

Разобрать инструмент не составит труда, так как он имеет относительно простую и понятную конструкции. Для начала необходимо извлечь аккумулятор, затем открутить все винты. Корпус раскрывается аккуратно, чтобы ничего не повредить при открытии.

Открытый шуруповёрт можно сфотографировать, чтобы знать, как и где располагались детали. Затем все детали осторожно извлекаются, нужно провести осмотр каждой из них и разложить в том порядке, в котором они извлекались.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]