Зимний Магнитогорск: один из крупнейших центров чёрной металлургии в мире


Промышленные отрасли Урала

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная промышленность.

Важное значение имеет также производство строительных материалов ( цемента, строительного кирпича и др. ) . Урал производит от 20 до 40 % общероссийского выпуска металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства, свыше 35 % чугуна, около 15 % деловой древесины и пиломатериалов, почти 20 % бумаги.

Топливная промышленность, электроэнергетика , пищевая и легкая промышленность, а также сельского хозяйство дополняет хозяйственный комплекс Урала.

Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико – географического положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России , граничит с районами Восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально – сырьевым и топливно – энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западной , так и в восточных районах страны.

Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико – географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Энергетика Урала

В состав объединённой энергетической системы Урала входит девять региональных энергосистем. Комплекс состоит из около 220 электростанций и более 1550 подстанций. Общая протяжённость линий электропередач составляет около 126 тысяч километров.

Объединённая энергетическая система региона имеет высокую маневренность блочного оборудования. Именно такая технология позволяет по необходимости менять общую загрузку электрических станций и отключать резерв на определённые дни.

История развития

Начало экономическому процветанию Урала было положено еще в 1721 году по указу императора Петра I. Именно он одобрил инициативу В.Н. Татищева, и на берегах реки Исеть заложили крупнейший в России железоделательный завод и крепость. С этих пор значимость Урала для России только возрастала.

В конце XVII — начале XVIII вв. началось строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов. В то время Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Но постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это обусловливалось пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, конкуренцией южной металлургии. По мере того, как вырубались леса, все большее количество уральских заводов закрывалось. Царское правительство во время Первой мировой войны делало попытку возродить уральскую металлургию, но успеха не добилось.

Помимо черной металлургии в промышленности дореволюционного Урала имели некоторое значение выплавка меди, платины и добыча золота. Машиностроение было развито слабо. Преобладало производство простейших машин и оборудования: плугов в Челябинске, инструмента в Златоусте, различных металлических изделий на Кусинском, Нязепетровском и других заводах. Наиболее крупными из машиностроительных заводов были Мотвилихинский, Боткинский, Усть-Катавский.

В 1930-е годы на Урале началось создание крупной уральской металлургии, развитие машиностроения, химической, бумажной и лесной промышленности. Большие работы были осуществлены по созданию топливно-энергетической базы. Для снабжения электроэнергией промышленности Урала осуществлялось строительство на базе местного топлива Челябинской, Егоршинской, Кизеловской и других электростанций, а позднее Белоярской АЭС, Рефтинской, Пермской, Ириклинской ГРЭС и др.

На Урале были построены крупнейшие металлургические предприятия, такие как: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские металлургический и электрометаллургический и заводы и многие другие. Коренной реконструкции подверглись Чусовской, Серовский, Златоустовский и ряд других заводов, которые стали ведущими предприятиями страны по выплавке качественных сталей для нужд авиационной, автотракторной и инструментальной промышленности. Была создана крупная машиностроительная база.

Значительно выросло производство химических продуктов, в частности серной кислоты, калийных удобрений и т. д. Большое развитие получила лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Стали развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности.

Магнитогорский комбинат

Уральская металлургическая база представлена довольно большим количеством предприятий. Магнитогорский комбинат является не только самым крупным в России, но и в Европе. Построен он был в 30-е годы прошлого века. Производственные помещения Магнитогорского комбината занимают в общей сложности около 7000 гектар. Это предприятие выпускает 20% всей реализуемой на Российском рынке продукции и имеет полный рабочий цикл. Первым этапом производства на комбинате является добыча руд, а последним – глубокая переработка черного металла. Около 40% всей продукции, выпускаемой этим предприятием, идет на экспорт.

Отрасли рыночной специализации промышленности

Ведущей отраслью рыночной специализации Урала является черная металлургия. Урал — основная металлургическая база России. Более 80% металла производят заводы и комбинаты — Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. Из старых реконструированных заводов наиболее значительны Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовской, Белоярский заводы. Заводы полного цикла работают частично на местных железных рудах, рудах КМА и соседнего Казахстана и на привозных коксующихся углях из Кузбасса.

На металлургических заводах в доменном и сталелитейном производстве как топливо широко используются природный и коксовый газы. Наличие в железных рудах Урала легирующих добавок позволяет выплавлять металл высокого качества. Кроме черных металлов в районе выплавляются и некоторые легирующие металлы — ванадий, титан, никель.

В Челябинске, Серове и на Чусовском заводе производятся ферросплавы. Отходы черной металлургии используются для производства строительных материалов и продукции химической промышленности. Металлургические шлаки используются как удобрение и как строительные материалы.

Самые крупные предприятия черной металлургии на Урале

Большинство комбинатов этого региона относится к производствам полного цикла. Из наиболее крупных можно выделить Магнитогорский, Новотроицкий, Челябинский и Нижнетагильский. Эти четыре предприятия дают 80% всего чугуна района и 70% стали. Имеются в этом регионе и другие комбинаты, не такие большие: в Серове, Чусово, Белорецке, Алапаевке и т. д. Самым крупным месторождением железной руды на Урале является Качканарское. Вторым по значимости считается Орско-Халиловское. Здесь добывают почти все российские хромиты.

Цветная металлургия

Общероссийское значение имеет цветная металлургия. К старым отраслям цветной металлургии относится медеплавильная промышленность. По выплавке меди району принадлежит одно из ведущих мест в стране. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточным склонам Уральских гор.

Многие заводы построены до революции и в советский период были коренным образом реконструированы. Крупнейшие из них:

  1. Кыштымский медеэлектролитный завод.
  2. Карабашский медеэлектролитный комбинат в Челябинской области.
  3. Кировоградский медеплавильный завод в Свердловской области.

Были созданы новые предприятия:

  1. Медногорский (Оренбургская область) и Красноуральский комбинаты.
  2. Сред-неуральский завод (Свердловская область).
  3. На базе Гайского месторождения медных руд работает крупный Гайский горно-обогатительный комбинат.

Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. В Верхней Пышме вблизи Екатеринбурга работает крупный завод по выпуску рафинированной меди. Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту и суперфосфат.

Ведущее место занимает Урал в производстве глинозема и алюминия. Основные центры алюминиевой промышленности: Каменск-Уральский и Краснотурьинск (Свердловская область). Значительное количество глинозема Урал поставляет в другие районы страны. С алюминиевой промышленностью связано криолитовое производство, представленное Кувандыкским (Оренбургская область) и Полевским (Свердловская область) заводами.

Никелевая промышленность представлена Южноуральским комбинатом в Орске (Оренбургская область) и Уфалейским заводом (Челябинская область). Производство магния развито в Соликамске и Березниках (Пермская область). Обработка цветных металлов, изготовление из них фольги, труб, литья производятся в Орске, Каменск-Уральском, Михайловске (Свердловская область).

Металлургия Урала

Металлургическая промышленность Урала является одной из самых старых отраслей, которая была сформирована на основе хорошей местной сырьевой базы. Современные предприятия продолжают развиваться и увеличивать объёмы производимой продукции. Старые заводы реконструированы и продолжают функционировать.

На некоторых предприятиях создано изготовление труб и ферросплавов. Более 50 % железных руд для металлургической промышленности поставляются из Магнитогорского, Гороблагодатского и Первоуральского месторождений. На Урале функционируют все основные области цветной металлургии.

Машиностроение и металлообработка

Отраслями рыночной специализации Урала являются также машиностроение и металлообработка. Среди них такие гиганты, как Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге (Уралмаш), Челябинский тракторный завод. Екатеринбургский электроаппаратный завод, Челябинский абразивный завод и ряд других. Реконструированы также старые заводы, в том числе Златоустовский инструментальный. Челябинский завод сельскохозяйственного машиностроения, Миасский завод и др.

Характерным для внутрирайонного размещения уральской машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности является образование четырех крупнейших центров:

  1. Центр тяжелого машиностроения и электромашиностроения в Екатеринбурге.
  2. Центр тяжелого машиностроения в Нижнем Тагиле.
  3. Центр тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске.
  4. Центр разнообразного машиностроения и судостроения в Перми.

В этих центрах сосредоточено свыше 70% мощностей всего уральского машиностроения. Свердловская область занимает ведущее место по развитию на Урале этой отрасли промышленности.

Большое развитие получило машиностроение Урала в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Оно поднялось на высокий уровень по структуре и по специализации, стало более квалифицированным. Возникли новые отрасли промышленности: автомобилестроение, моторостроение, производство шарикоподшипников, ряд отраслей электромашиностроения, энергетическое машиностроение и станкостроение. Значительно расширена инструментальная промышленность.

Проблемы и перспективы развития

Географическое положение Уральской металлургической базы достаточно выгодно. Но, к сожалению, несмотря даже на ряд проведенных в последнее время реформ, Урал остается районом, вывозящим в основном лишь непереработанную продукцию. Наиболее перспективным направлением в развитии промышленности региона аналитики видят дальнейшую кооперацию металлургического комплекса Урала и топливно-энергической базы Сибири. В особенности эффективным могло бы стать сотрудничество заводов этого региона с предприятиями республики Коми.

Главным направлением развития, собственно, комбинатов должна стать интенсификация производства. Уральская экономико-географическая территория имеет одну особенность – практически все предприятия металлургической промышленности здесь являются гигантами и очень сложно поддаются переоборудованию и модернизации. Еще одной проблемой больших комбинатов этого региона считается то, что они медленно реагируют на изменения рынка.

В ближайшее время Уральская металлургическая база, географическое положение которой остается достаточно выгодным в отношении территориальной структуры, останется прежней. Однако на сегодняшний день государство основной целью считает именно модернизацию производств на этой территории.

Лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность

К отраслям рыночной специализации относится также лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность. Основные лесные богатства района находятся на севере, в пределах Пермской и Свердловской областей. Главные центры лесопиления — Ивдель, Пермь, Екатеринбург.

Получила развитие лесохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Гидролизные заводы выпускают кормовые дрожжи, этиловый спирт, углекислоту. Лесохимические предприятия имеются в Косьве, Лобве, Ивделе. Целлюлозно-бумажная промышленность развита в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске и др. Крупнейшие лесокомбинаты Урала: Тавдинский, Алапаевский, Нейво-Рудянский и Верхотурский. Создано производство древесноволокнистых и древесностружечных плит.

В межрайонном разделении общественного труда Урал выделяется также развитой промышленностью строительных материалов, которая работает на местном нерудном сырье. Цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Невьянске, Катав-Ивановске, Новотроицке, Еманжелинске и др. Урал — основной производитель асбеста и изделий из него, а также огнеупорного кирпича, облицовочных и других материалов. В Свердловской области введена в эксплуатацию крупнейшая горно-обогатительная фабрика по производству асбеста и осуществлено строительство Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината в Оренбургской области.

Когда ждать потепления?

Долго ли продержится низкий уровень цен — вопрос ключевой: длительность «паузы» будет определять глубину структурных изменений в отрасли. Примерно 75% потребления никеля приходится на сталеплавильные компании, специализирующиеся на производстве нержавеющих сталей. Некоторое восстановление потребления на этом рынке прогнозируется на вторую половину этого года, и то при условии благоприятного развития ситуации в Америке. Существенный подъем ожидается примерно к концу 2003 года, когда дефицит никелевого производства в Азиатском регионе и СНГ при постоянно растущем производстве нержавеющих сталей приведет к росту мировых цен. Долгосрочные прогнозы тоже оптимистичны: по оценкам Международной группы по изучению никеля (INSG), мировое потребление его в ближайшее десятилетие ежегодно должно увеличиваться в среднем на 4,1%.

Основной риск связан с тем, что уже сейчас в ожидании будущего роста планируются к вводу в действие новые никеледобывающие предприятия в Венесуэле, Колумбии, Новой Каледонии, расширяется производство на перспективных месторождениях с самым низким в отрасли уровнем себестоимости в Западной Австралии. Суммарный объем новых мощностей к 2003 — 2004 годам может достичь 200 — 300 тыс. тонн никеля в год, что приведет к серьезной разбалансировке рынка и сведет перспективы повышения цен на нет.

Что касается меди, то здесь ситуация несколько иная. Медь — это металл новой экономики, потребление которого росло по мере роста электросетей и сетей связи. За последнее десятилетие XX века мировое потребление меди выросло примерно наполовину (на 4,5 млн тонн в год), и не случайно 80% прироста обеспечили три региона: США, Китай и развивающиеся страны Восточной Азии.

Если обратиться к статистике, то за последние 30 лет ценовые циклы по меди имели среднюю продолжительность около 7 лет: 3,5 — подъем, столько же — спад. Правда, последний цикл длился всего три года: начался с восстановлением потребления в азиатских экономиках в начале 1999 года и завершился рецессией в США. Учитывая, что пострадали прежде всего отрасли, от которых во многом зависит потребление меди, длительность этого кризиса, по всей видимости, будет больше и вряд ли восстановление начнется раньше 2003 года. Что касается долгосрочных прогнозов, то к 2010 году прирост годового мирового потребления меди прогнозируется на уровне 5 — 6 млн тонн, т.е. общее потребление должно увеличиться до 20 млн тонн.

Среди остальных металлов самый большой интерес представляют перспективы титана, тем более что в Свердловской области расположен крупнейший в мире производитель (и монополист в СНГ) продукции из титановых сплавов — Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, а в Пермской — входящий в тот же холдинг титаномагниевый комбинат Ависма. На долю обоих предприятий приходится четверть мирового производства губчатого титана и примерно пятая часть титановых сплавов. После пика спроса в 1997 году титановая отрасль сейчас не в лучшем положении. Дело в том, что основной потребитель титана — авиакосмическая промышленность. Упавший спрос на самолеты в 1998 году после кризиса в Юго-Восточной Азии (тогда российские экспортные поставки титанового проката и слитков сократились на треть) так до конца и не восстановился. В результате американский производитель титана Timet сократил продажи на 40% и последующие годы заканчивал со значительными убытками. В 2001 году отрасли был нанесен еще более серьезный удар. Согласно прогнозам того же Timet, падение спроса на титан со стороны авиапроизводителей в 2002 году может составить до 40% (портфель заказов Боинга, например, в 2001 году сократился на 45%). Другими словами, ситуация из неблагоприятной превратилась в угрожающую. Об этом свидетельствует декларированное намерение ВСМПО сократить 1,7 тыс. человек (более 10% численности).

Впрочем, сокращение экспортного спроса в некоторой степени было скомпенсировано ростом спроса внутреннего: почти половина поставок ВСМПО в 2001 году приходилась на внутренний рынок. Основными потребителями стали нефтяное, нефтехимическое и атомное машиностроение, а также ВПК. Результат дали и конверсионные программы: автомобильные диски ВСМПО примерно на 20% легче и на 40% прочнее литых алюминиевых дисков и при этом значительно дешевле зарубежных аналогов.

Большие перспективы для роста внутреннего рынка титана открываются с ростом спроса со стороны ВПК: в 2001 году портфель заказов корпорации МиГ вырос в 7 раз почти до 1 млрд долларов, заключены контракты на 2 млрд долларов на поставку истребителей Су-30 МКК ГУП «Комсомольск-на-Амуре авиационное ПО им. Гагарина», почти 1 млрд долларов стоит контракт Иркутского АПО на поставку Су-27 МКИ в Китай. А титан в современных истребителях — это порядка трети от общего веса. Большие перспективы роста потребления титана связаны с поставкой зенитно-ракетных комплексов, военных судов. Эти заказы позволят группе ВСМПО-Ависма смягчить удар, вызванный падением заказов авиапроизводителей.

Перспективы рынка хрома, основным российским экпортером которого является Ключевский завод ферросплавов (он же — один из крупнейших в мире по установленным мощностям по производству металлического хрома), не менее туманны. Дело в том, что металлический хром, как и кобальт, используется при производстве суперсплавов. Примерно половина мирового потребления металлического хрома — Штаты, еще четверть приходится на Европу, несколько меньше — на Японию. Разбалансированность спроса и предложения, вызванная падением производства высокотехнологичной продукции и выходом на рынок металлического хрома китайских производителей, привела к существенному падению цен: за 1998 год они снизились с 7 до 4,5 тыс. долларов за тонну и так и не восстановились по сей день. В будущем году потребление металлического хрома и соответственно экспортные возможности предприятия должны сократиться.

Что касается рынка магния, то здесь, несмотря на некоторое падение цен и вполне естественное сокращение спроса, вызванное рецессией западной экономики, ситуация не так уж плоха. Дело в том, что в 2001 году французский концерн Pechiney закрыл последний в Европе (г. Мариньяк) завод по производству магния мощностью 16 тыс. тонн в год (еще один завод, принадлежавший концерну Norsk Hydro, закрыт в Норвегии годом раньше). В результате отменены защитные пошлины на ввозимый в Европу магний (себестоимость французского магния превышала цену процентов на 20). Это открыло европейский рынок китайским и российским производителям. Правда, воспользоваться успехом спешат и конкуренты: так, в ближайшем будущем планируется расконсервировать завод по производству магния на Украине.

Легкая и пищевая промышленность

Большое внимание на Урале уделяется развитию легкой и пищевой промышленности, которая в сравнении с тяжелой промышленностью развита пока недостаточно. В район ввозится много товаров широкого потребления и продуктов питания из других районов страны.

Для Уральской экономики характерной чертой является слабое развитие отраслей промышленности, работающих на потребителя, т. е. легкой и пищевой. Слабо развита и инфраструктура, особенно социальная. Поэтому основной проблемой реформирования экономики Урала являются структурная перестройка, социологизация, что так важно в условиях становления и развития рыночных отношений.

Лёгкая промышленность Урала

В пищевой промышленности региона лидируют предприятия мукомольной, мясной и молочной отраслей. Производственный процесс на заводах постоянно модернизируется, вводятся инновационные технологии, поэтому объём производства продукции ежегодно растёт. Также в регионе имеются сыроварни, которые производят качественные сыры.

В лёгкой промышленности хорошо развита текстильная, швейная и кожевенно-обувная отрасли. Также функционирует большой комбинат, который изготавливает камвольные ткани. В Екатеринбурге работает фабрика льняных тканей. В Оренбурге открылись заводы по производству шёлковых тканей.

Военно-промышленный комплекс

На Урале в условиях тоталитарного режима сложился мощный военно-промышленный комплекс, который в настоящее время испытывает особенно большие трудности в связи с проводимой конверсией.

Вся современная экономика Урала испытывает глубокий кризис, резкий спад производства, особенно черная металлургия и машиностроение. Необходимы действенные меры по возрождению экономики Урала, реконструкции промышленных предприятий, что трудно решить без притока инвестиций, в том числе и зарубежных.

Нижнетагильский комбинат

Это одно из самых старых металлургических предприятий страны. Его строительство началось в 1720 году. Уральская металлургическая база, географическое положение которой в те времена не было таким выгодным, как сейчас, тогда только начинала зарождаться.

Первая плавка на Нижнетагильском комбинате состоялась в 1725 году. К основным видам продукции, выпускаемой им сегодня, относятся:

  • колеса для поездов;
  • рельсы;
  • швеллера, уголки, двутавровые балки и т. д.

Газопромышленный комплекс

На Урале сформировался и продолжает развиваться Оренбургский газопромышленный комплекс. Развитию Оренбургского газопромышленного комплекса способствовало его выгодное географическое положение на транспортных путях, связывающих центральные и восточные районы, а также наличие местных природных ресурсов — газового конденсата, железных и медных руд, углей. Вблизи комплекса выделяется по своему качеству Гайское месторождение медных руд.

В соседнем Орско-Халиловском промышленном районе сосредоточена крупная горнодобывающая промышленность, представленная горно-обогатительным комбинатом, нефтеперерабатывающая, черная и цветная металлургия, а также здесь имеются предприятия тяжелого машиностроения, станкостроения, электротехнического машиностроения, химической промышленности, получила развитие легкая и пищевая промышленность. Одновременно с ростом ведущих отраслей тяжелой промышленности росла и строительная индустрия. Район имеет мощную базу промышленности строительных материалов.

Оренбургское газоконденсатное месторождение считается самым крупным в европейской части России. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Состав газа представлен тяжелыми углеводородами. Помимо метана в нем имеется этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот. Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200—1800 м. Газовый конденсат высокого качества, содержит нафтеновые и ароматические углеводороды и насыщен сернистыми соединениями.

Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Уже в настоящее время здесь добывается 30 млрд. м3 газа, а в перспективе его добыча возрастет до 45 млрд. м3 в год. Главными потребителями оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам:

  • Оренбург — Самара;
  • Оренбург — Заинек;
  • Оренбург — Стерлитамак;
  • Оренбург — Новопсковск.

Построен газопровод от Оренбурга к западной границе, и оренбургский газ поступает в европейские страны.

В Оренбурге размещается крупное производство тяжелого органического синтеза. Создана мощная углеводородная сырьевая база для получения синтетического каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений; налажено производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки; построен газоперерабатывающий завод.

Оренбургский газ дает возможность для создания в районе мощной энергетической базы. Газ используется на Ириклинской и Оренбургской ГРЭС. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений, что позволит в перспективе создать здесь нефтяную промышленность.

Развитие промышленности Урала

В послереволюционный период все предприятия горнодобывающей промышленности подверглись национализации. В это время на Урале начал создаваться огромный производственный комплекс, который включал в себя машиностроение, металлургию, химическую и электронную отрасли. Добывающая индустрия отошла на второй план и служила в качестве поставщика сырья.

Ещё в далёком XVIII столетии на Асбестовой горе началась добыча асбеста. Позже в связи с активным развитием техники добыча этого ископаемого начала приобретать промышленные масштабы. В конце XIX века началась разработка самого крупного в мире Баженовского месторождения. Асбест добывали в карьерах средней глубины, промывали, сушили и сортировали. Около 80 % продукции отправляли на экспорт.

Также на территории Урала добывали мрамор, цветные и драгоценные камни. В период индустриализации разработка и открытие новых месторождений приобрела хорошую скорость. Добыча драгоценных камней и мрамора началась уже в промышленных масштабах. С каждым годом объём добываемых камней увеличивался.

Во второй половине XIX века начала развиваться химическая промышленность. На территории Урала начали добывать хромовую руду и хромистый железняк. Эти полезные ископаемые использовались в текстильной, лакокрасочной и кожевенной промышленности, а также в металлургии для производства высококачественных сталей.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Урала специализируется на производстве продуктов животноводства, зерна и картофеля. На северо-западе района, в Пермской области и Удмуртии преобладают посевы ржи, кормовых культур, льна и картофеля; животноводство имеет молочно-мясное направление. В Свердловской области сельское хозяйство имеет пригородный характер и специализируется на молочном животноводстве, производстве овощей и картофеля.

Наиболее развиты в сельскохозяйственном отношении южные районы Урала. Главной сельскохозяйственной культурой в Челябинской, Оренбургской, Курганской областях и в Башкортостане является яровая пшеница, а животноводство имеет мясомолочную и овцеводческую специализацию. Эти регионы дают 90% всего производства товарного зерна Уральского района. Значительное место в южной части Урала занимают посевы проса, кукурузы на силос, ячменя и овощебахчевых культур.

Среди пород крупного рогатого скота преобладают высокопродуктивные курганская и тагильская. По надоям молока Урал выделяется среди восточных районов страны. В пригородных зонах на базе пищевых отходов развито свиноводство. На юге разводят тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной козьей шерстью. Здесь сложился центр пухового козоводства и производства знаменитых оренбургских пуховых платков.

Географическое положение Уральской металлургической базы: особенности

Находится этот регион в непосредственной близости к богатым на топливо Сибири и Казахстану, а также к имеющей серьезный научно-технический потенциал Европейской части России. Разумеется, такое соседство не может не сказываться на себестоимости конечного продукта.

Есть в территориальном положении этой базы и еще один плюс. Уральские горы – очень старые. Появились они миллионы лет назад и к настоящему времени практически разрушились. Поэтому полезные ископаемые залегают здесь практически на поверхности и в большинстве случаев могут добываться открытым способом.

К неблагоприятным факторам можно отнести отсутствие в регионе запасов коксующегося угля. Однако географическое положение Уральской металлургической базы таково, что завезти его достаточно просто и из соседних регионов. В большинстве случаев коксующиеся угли закупаются в Казахстане. Железная руда частично ввозится из районов Курской магнитной аномалии.

Транспорт и экономические связи

Важнейшая роль среди видов транспорта Урала принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга, Орска.

Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идет дорога Серов — Челябинск. На Западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск — Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.

Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в европейские регионы России и страны Восточной и Западной Европы.

Немалую роль играет и автомобильный транспорт, особенно для внутренних перевозок. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский и Соликамский тракты.

Получил развитие авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний — Екатеринбург.

Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Он вывозит топливо, особенно газ, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразную продукцию машиностроения, нефтепродукты, минеральные удобрения, бумагу, пиломатериалы, строительные материалы. Вывозятся грузы в основном в европейскую часть России. Ввозит Уральский район уголь, железную руду, хлеб, продукцию легкой и пищевой промышленности.

Экология

В список из 22 самых грязных городов России Магнитогорск не вошёл в 2022 году. Тогда по представленным Минприроды РФ данным городами с самым загрязнённым воздухом оказались те, что находятся в азиатской части России, включая Норильск, Иркутск, Новокузнецк, Барнаул и другие.

В октябре 2022 года городами с самым грязным воздухом на Урале назвали Магнитогорск и Курган: таковы результаты замеров с 2010 по 2019 годы. Причиной была работа градообразующего предприятия: «В течение последних десяти лет основными загрязнителями в Магнитогорске был формальдегид, бензопирен, взвешенные вещества, диоксид азота, а в отдельные годы — оксид углерода, фенол и аммиак».

При этом отметили тот факт, что показатели улучшились. Если в 2016 году индекс загрязнения по бензопирену составлял 38,5 (ПДК) предельно допустимых концентраций, то к 2022 он снизился до 7 ПДК. Сказывается положительный эффект мероприятий, направленных на улучшение экологии города.

Среди таких мероприятий: вывод из работы отдельных подразделений, введение в работу оборудования вроде систем пылеподавления, реконструкция различных систем завода, высаживание саженцев «Ивы шаровидной» и «Сирени венгерской», о чём отчитывается завод.

По данным мониторинга Роспотребнадзора, Магнитогорск в январе 2021 года оказался на третьем месте в списке 12 городов России с самым грязным воздухом. За чистотой воздуха городов России (а сейчас проблемы с загрязнением есть более чем в 40 регионах) теперь будет следить единая информационная система мониторинга загрязнения атмосферы.

Иногда саму промзону не видно из-за дыма.

Конец неформального контракта

Итак, скорого восстановления цен и уровня потребления ждать не приходится. Это понимает большинство игроков. Соответственно корректируются стратегии и меняются приоритеты. Основное направление, на котором будут концентрироваться в ближайшем будущем усилия производителей цветных металлов, — снижение себестоимости. Период низких цен и падения спроса играет оздоровительную роль, выводя с рынка менее эффективных игроков и повышая в целом эффективность компаний. Отрасль проходит крутой вираж, на котором предприятия с большей себестоимостью «вылетают» на обочину. Единственный путь, чтобы не оказаться на обочине бизнеса, — снижать издержки.

Крупнейшие компании уже предпринимают шаги в части снижения издержек на железнодорожные перевозки, обеспечение хотя бы частичной энергонезависимости, закрытие нерентабельных производств.

Однако самая интересная перспектива года, на наш взгляд, будет связана с расторжением так называемого неформального контракта между металлургами и властями. Специфическая среда, в которой работали наиболее успешные предприятия падающей экономики в 90-х, привела к заключению «неформальных» социальных контрактов. Суть их в следующем: предприятие в условиях слабости государственных институтов берет на себя значительную часть социальных функций, в обмен на что получает стабильность и поддержку местных властей. Конечно, в реальности все не так примитивно. Проблема в том, что сокращение рабочих в малых городах способно привести к социальному взрыву и серьезно повредить самому предприятию, тем более что в России отсутствуют условия для перетока рабочей силы. Мощные барьеры, снижающие до минимума мобильность рабочей силы, по мнению McKinsey Global Institute, являются одним из основных факторов, тормозящих рост в России. Обойти эти барьеры не могут даже крупнейшие корпорации, о чем убедительно свидетельствует пример постоянного «бодания» руководства «Норильского никеля» с профсоюзами.

По сути социальный контракт — это своеобразный дополнительный налог, уплачиваемый предприятиями. Такая система устойчива только тогда, когда обе стороны получают выгоду. До 1999 года выгода для предприятий была вполне явной: ярлык социально значимого предприятия позволял урегулировать многие вопросы, прежде всего на местном уровне, связанные с уплатой налогов, защитой от кредиторов и заказных банкротств. Сегодня выгода уже не такая явная, и по мере улучшения (пусть и крайне медленного) социально-экономической среды таких контрактов становится все меньше. Стремительное улучшение финансового положения и относительное снижение уровня налогов уже не делают поддержку властей такой необходимой. Другими словами, баланс нарушен: выгода далеко не перекрывает тех издержек, которые предприятия несут на дополнительное «социальное» налогообложение.

Назревает потенциальный конфликт между предпринимателями и местными властями. Инициаторами его, судя по всему, станут металлурги, которые конкурируют не на растущем внутреннем рынке, а на стагнирующем экспортном. Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение объявило в декабре о сокращении 1,7 тыс. человек в связи с уменьшением американских заказов на авиационный прокат. О возможных увольнениях завили Уральская горно-металлургическая компания, алюминиевые заводы. Вслед за ними потянутся и другие.

Для каждого из этих предприятий проблема очень сложна, и решать ее без активной поддержки государства будет крайне непросто. Сокращение персонала в малых городах (Верхней Салде, Среднеуральске, Кировграде и других), способное значительно увеличить производительность труда (и естественно, заработную плату оставшихся), возможно только тогда, когда кто-то позаботится об увольняемых. В противном случае резкий рост безработицы и соответственно социальной напряженности ударит рикошетом по предприятию. Забота в такой ситуации — это не только выплата компенсаций, но и обеспечение переезда в другое место (а это жилищные программы, ипотека, которая в России не работает). Однако даже если предприятие осилит эти весьма немалые вложения, то через год-два, когда цены пойдут вверх, в малом городке не будет хватать рабочих и придется инициировать не менее затратные программы обратного переселения. В развитых странах это в чистом виде функция государственной экономической политики. Однако государство — инерционный институт и на меняющиеся запросы бизнеса реагирует медленно. Поэтому пока дело дойдет до соответствующих законодательных инициатив, будет еще немало крови пролито в конфликтах между властями, работниками и представителями бизнеса.

Впрочем, при любом раскладе крупные сокращения в отрасли неизбежны. Об этом говорит статистика: крупнейший после «Норникеля» производитель первичного никеля канадская компания Inco Ltd при выручке в 2,9 млрд долларов имеет численность персонала 10,1 тыс. человек; «Норникель» при такой же выручке — 70 тысяч. Производитель меди Phelps Dodge имеет выручку более 3 млрд долларов при 15 тыс. работающих; Falconbridge (никель и медь) продает в год на 2,6 млрд канадских долларов при 6,2 тыс. работников. Для сравнения: УГМК при 60 тысячах занятых имеет выручку немногим более 1 млрд долларов. Поддерживать такой балласт при хорошей конъюнктуре цен можно, однако в сегодняшней ситуации это прямая дорога к потере бизнеса.

Челябинск — еще один промышленный гигант Урала

Челябинск имеет репутацию промышленного монстра, на своем поле он один из крупнейших, а его доля во всей промышленности России приближается к 40%. Основной специализацией города остается металлургия, второстепенную, но важную роль предприятия играют в машиностроении.

Здесь находится электрометаллургический комбинат, который производит больше всего в стране ферросплавов. На металлургическом комбинате производится нержавеющая сталь, которая распространяется во все регионы. В Советские годы Челябинск прославился как город, в котором выпускаются трактора («Уралтрак»). На ведется разработка и выпуск машин для химической промышленности. В Челябинске выпускаются станки, а еще здесь есть знаменитый , который прославился благодаря часам. И в наши дни челябинские промышленные организации не отстают от прогресса. Последние годы были посвящены развитию аддитивных технологий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]