Покрытая патиной монета – достоинство или недостаток?

Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета. Эту естественную краску бронзе дарит патина – налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет. Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina – это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом «патина» чаще всего подразумевают лишь верхний из них.

Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина – естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.

Виды патины

Для коллекционеров современной юбилейки патина – чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:

  • Естественная – слой окислов на поверхности монеты;
  • «Кабинетная» – ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики);
  • Радужная – разноцветная патина;
  • Пулевая – подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту;
  • Переливчатая – подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора;
  • Песчаная — ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты;
  • Искусственная – наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.

Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке. И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием «кабинетный износ». Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.

Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.

Правила и методы патинирования

Ни для кого не секрет, что металлы под воздействием воздуха и воды со временем окисляются. Но происходит это у различных сплавов по-разному. Если сталь или железо в результате такого воздействия разрушаются, то медь покрывается темной защитной пленкой. Именно такой слой придает особый шик старинным вещам, свидетельствуя об их подлинности.

Часто в желании убрать с монеты загрязнения ее подвергают механической обработке, в результате которой происходи и снятие патины. Вернуть после этого благородный знак отличия вполне реально. Зачастую искусственное патинирование медных монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает скрыть результаты их очистки.

Необходимые инструменты

В зависимости от выбранного метода нанесения патины необходимо подготовить инструментов и материалы. Минимальный набор включает в себя:

  • стеклянную или пластиковую емкость;
  • выбранный химический реактив;
  • мерный стакан;
  • палочки для размешивания;
  • синтетическую кисточку;
  • жидкость для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • мыло;
  • губку;
  • ненужные чистые тряпки;
  • ватный диски.

Когда все это будет собрано, можно приступать к проведению эксперимента.

Процесс нанесения патины

Конечно, наличие «родного» слоя окислов намного предпочтительней, ведь он не только говорит о ценности экземпляра, но и надежно предохраняет монету от порчи. Если есть возможность сохранить природный налет, то лучше его не трогать. Когда же без искусственного состаривания не обойтись, патину наносят самостоятельно. Патинирования обычно проводят одним из и следующих методов:

  • окунают монеты в подготовленный раствор;
  • помещают денежный образец в парогазовую среду;
  • наносят состав на поверхность кисточкой.


Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины
Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины и от того, насколько хорошо была подготовлена монета.

Первым делом монеты очищают от жира и окислов. Делают это ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти жидкости хорошо убирают жирные следы, мешающие процессу окисления и возникновения реакции патинирующего раствора с медью. Также необходимо обязательно надеть перчатки, т.к. на оставленных следах от пальцев патина ляжет неровно.

Патина на монетах из меди

Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра. Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок – это оксид меди, затронувший её глубинные слои. Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.

Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся «кабинетная» или «благородная». Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.

Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: «BN» (Brown), «RD» (Red) и «RB» (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет — сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Патина на монетах из медных сплавов

Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету. А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле. Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).

Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми. Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее. Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.

Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.

С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом «томпак» (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.

Способ чистки медных монет | Форум нумизматов | Клуб Нумизмат

Ребята вот читайте, я это собирал с разных сайтов:
В образовании пятен на меди принимают участие соединения соли, сернокислых соединений в сочетании с влажным воздухом. Если медные монеты и медали побывали в земле, — то будьте добры, распишитесь в получении хлоридов, зелёных карбонатов, чёрной окиси и закиси красной меди. Для начала, надо разобраться, какие именно окислы есть на меди. Закись меди тёмно-красная. Её можно удалить 5%-10% раствором углекислого аммония. Если окислы тёмно-зелёного цвета, то это углекислая медь. Она удаляется с монеты 5%-10% раствором лимонной кислоты. Мне приходилось чистить много медных монет лимонной кислотой. Главное её преимущество в том, что она как раз не съедает металлическую медь. Если надо срочно почистить монету, то 13 чайной ложечки лимонной кислоты на рюмку тёплой воды. Размешать до растворения. Работает довольно быстро, — так что далеко не отходить. Время от времени делать механическую обработку монеты зубной щёткой и деревянной зубочисткой. После очистки, хорошо промыть проточной водой. Новый способ очистки меди: Залейте грязные и убогие на вид медные монеты свежим кефиром! В зависимости от степени загрязнения монет, время нахождения их в кефире до одних суток. Время от времени подчищайте их мягкой зубной щёткой. Чистил кефиром много монет и медалей. Кроме пользы, — никакого вреда. Внимание! Любая химическая очистка меди съедает естественную и искуственную патину!! Поэтому, ниже я расскажу, как правильно сделать искусственную патину в домашних условиях. Ждать, пока сильная патина ляжет сама на медь, дело неблагодарное. Вот мой излюбленный рецепт патинирования, — сборная солянка из книг Фармаковского и Васильевой. Они это тоже почерпнули в своё время у Зографа и Анохина, если я правильно понял Анохина. Сразу предупреждаю, — делал несколько раз, варьируя процентное содержание компонентов. Патина получается неплохая. но и не такая красивая, как фабричная. Патинирование — (от патина — окисная пленка, образующаяся в результате окисления на поверхности деталей из меди, бронзы или латуни) процесс искусственного окрашивания поверхностей деталей из латуни, бронзы и меди в светлые или темные оттенки коричневого цвета. До нанесения на медные изделия художественной патины, надо: 1) Обработать ( очистить ) медные изделия в 5% растворе едкого натра, или в 5% — 10% растворе углекислого аммония. При этом, размягчаются соли и окислы меди, и что самое главное, этот процесс происходит мягко, оставляя металлическую медь нетронутой! Медные изделия должны проходить процесс химической очистки в течение суток — двух. После чего надо: 2) Хорошо промыть медные изделия проточной водой. 3) Произвести механическую обработку мягкой латунной щёткой. В случае недостаточной очистки поверхности после механической обработки, снова отправить медные изделия в очищающий химический раствор, и так до полной очистки поверхности. Если вы думаете, что это всё, — как бы не так. Чистая поверхность? — Отлично! Теперь на очереди: 4) Вываривание в нескольких сменяющих друг друга порциях дистиллированной воды, чтобы убрать лишнюю щёлочь. Это желательно сделать несколько раз, пока вода не станет абсолютна нейтральна. На этом этапе, вы перестаёте брать медное изделие руками. 5) Теперь настала очередь просушки. Берёте свою медь пинцетом. или чем-то не оставляющим следов на чистой поверхности, болтаете пару минут изделием в ацетоне, и забываете о нём, положив его в спирт ( можно технический, метиловый, но лучше в этиловый, питьевой ) на пол-часа — час максимум. 6) Если у вас всё получилось, то просушите медное изделие на воздухе и можете приступать к нанесению на него художественной патины. Добавлено (15 Мая 2007, 20:49) ——————————————— Работать в резиновых перчатках! Берегите цвет ногтей смолоду!! На 1 литр дистиллированной воды, 25-50 грамм медного купороса и 3-5 грамм марганцевокислого калия. Хорошо размешать до растворения и нагреть до 70-80 градусов Цельсия и опустить медные изделия. Чем меньше компонентов в растворе, — тем медленнее он работает, но тем ровнее слой патины. После патинирования и обязательной просушки, — обязательное консервирование. Тут вариантов, что желудей на дубе. Старый способ патинирования: Обычно патинирование производят химическим способом, погружая деталь в раствор серной печени (сплава серы и поташа). В зависимости от времени выдержки в растворе получают различную цветовую гамму. Для серебряных и медных медалей принято также патинирование, которое уничтожает блеск металла, препятствующий хорошо различать детали медали. С этою целью для серебряных медалей употребляется сернистый аммоний, а для бронзовых и медных — мумия, растворенная в воде: медаль опускают в подобный раствор и затем, после ее накаливания, трут жесткими щетками, что придаёт полученный таким способом патине глянцевитую поверхность. Помните! Во всём нужно чувство меры!! Эти технологии придуманы умными людьми, жившими много лет назад, и проверены десятилетиями. Удачи!!!

Привет. Андрей! Не знаю что такое — «роговое серебро» но на предмет чистки монет из клада (правда Россия рубли) прекрасно себя показал обычный нашатырный спирт из аптеки. Если сильные окислы — монета ложится в герметичную тару на 3-7дней, причем время от времени достается и подчищается зубной щеткой. Я очень доволен и всегда с серебром так обхожусь. Добавлено (27 Ноября 2006, 17:10) ——————————————— А медь в растительное масло рафинированное. тоже нормально получается. Нашатырем медь нежелательно… А по поводу искуственной патины на медь — попробуй в равных частях втереть сливочное масло и серную мазь из аптеки. будет красиво, правда пальцы — будут черные и долго отмываются)))) Этот метод с AgCl не пройдет. Монета в хлам превращается. Нашатырка к роговому серебру неподойдет. Она напрочь меняет структуру монеты и монетка превращается в пыль(ломается при прикосновении). Я на заре коллекционирования, так несколько Шейбанидов Серахса убил. Слезы чуть непустил апосля. Жалко. Может что другое из методов. А я серебро обычно в трилон бросаю, при этом использую наименьшую дозу, но держу дольше. А насчет патины на меди — использую обычный легкий обжиг на газовой плете. Во-первых лишняя зелень выгорает, во-вторых (особенно после химической очистки) цвет можно регулировать. А спустя некоторое время монета еще темнеет и результатов химической чистки не видно. Кстати, кто осилил книгу «Химия в реставрации»? У меня дома лежит — времени нет читать. Может там что и есть. А коньяк — это хорошо!! По поводу патины на медь- я газовую плиту знаю, сам медь 15 лет прособирал… Серная мазь — самый лучший способ, т.к. после плиты монета становится матовой и часто приобретает неестественный цвет , а по поводу выжига зелени — часто монету можно просто угробить на плите — так я убил облачную копейку СПБ, хотя там было всего пара маленьких зеленых пятен — после газовой плиты получилось две огромнейших раковины. Добавлено (28 Ноября 2006, 11:02) ——————————————— Хотя… Монету с зеленью (медную) лучше всего чистить механическим путем, т.е. скальпелем или подобным предметом очень осторожно убирать ЛИШНЮЮ зелень с монеты., а потом покрыть той же серной мазью с маслом и продать!! Себе такую монету оставлять — только расстраиваться)))) Я регулярно расстраиваяюсь когда вижу 5 копеИк 1727 Кд ( это редкость) у себя в коллекции, который живет своей жизнью после чисток — то опять позеленеет, то появится белый налет, то еще что-то. Попробуй положить на 3-4 дня в растительное масло рафинированое. В любом случае не испортишь… А за это время может кто-чего посоветует. Значит, так, мужики. Описан способ такой говорят, еще Марковым да революции. Сам не юзал, но вот один хитрый буржинский дядечка … да вы все его поди знаете… присоветовал, говорит, что работает неплохо. Монета оборачивается в несколько слоев алюминиевой фольги. Взять полоску несколько шире монеты, и обернуть ее в 4-5 слоев. Но так, чтобы оба края остались открытыми. Фольга должа прилегать плотно к монете, а края — остаться открытыми, ясно, да? Положить в стакан и залить неразбавленным уксусом (полагаю, что в переводе с буржуинского undiluted vinegar может означать эссенцию, но не настаиваю…) Чтоб раствор закрывал сверток на четверть дюйма, говорит — то есть на мм 6 этак… Обычно, говорит он, надо сутки, чтоб все сработало. Там вроде ток образуется между монетой и алюмиием, он-то и чистит роговое серебро. Примета, что пора открывать — он говорит — фольгу съело. А Расмир — коньяк налит! :-)) Хотя я лично предпочел бы и перед процессом швырнуть. Сегодня чистил серебрянную мелочёвку поздних Джучидов, Гиреев и ранних Османов. Имели место четыре вида загрязнения: 1) чёрный сульфид серебра; 2) ярко-зелёный хлорид меди — монеты-то низкопробные; 3) серо-желтая рыхлая плёнка — подозреваю, что тоже что-то из примесей, свинцовое, например; 4) плотный тёмно-серый налёт — был на двух довольно высокопробных монетах которые, вероятно, лежали в земле; думаю, это соединение серебра. Прочитав следующий пост, пришел к мнению, что (4) — это, вероятно, и есть роговое серебро ака хлорид серебра. Сперва положил всё на час в 5%-раствор муравьиной кислоты. Она сильнее уксусной и, в отличие от лимонной, летучая, поэтому не остаётся на монете. После этого мыл пальцами под струёй воды. Загрязнения 1 и 3 сошли быстро и красиво. Правда, получилось слишком блестяще, многие так не любят, но без раковин. Зелень (2) тоже сошла, но оставила раковинки, но небольшие и неглубокие, так что внешний вид не пострадал. Не отмылись только две монеты с тёмно-серым налётом (4). Налёт просветлел, но не отошел. Положил их в 5-10% раствор аммиака (нашатырный спирт). После часа инкубации взял пищевую соду (кислый карбонат натрия) и добавил к ней нашатырного спирта до состояния густой пасты. Эту пасту нанёс на поверхность монеты и тёр, не жалея пальцев. Одна отошла легко и красиво. Вторая отходила долго, минут 5-10, и на монете остались микро-раковины. Поле получилось матовым, рельеф — без заметных повреждений. Результатом доволен. С медью так просто, понятно, не выходит. Пришёл к выводу, что в вопросе меди надо переходить от химии к механике. Благо, бинокуляр доступен, правда, ставить его дома некуда Камрады, я вам расскажу свой способ чистки именно рогового серебра. Под которым обычно подразумевают хлорид его, имеющий вид очень плотного налета, темно-серого цвета, зачастую с фиолетоватым оттенком. Берется роданистый калий или роданистый аммоний — KSCN или NH4SCN. Первый несколько лучше. Это кристаллы, вида соли, несколько гигроскопические, рыхлые, розоватого цвета. Реактив растворяется в воде, и монета держится в нем на паровой бане. Концентрация — … покрепче. Ну, особой разницы нет, если слабый р-р, то будет работать очень медленно, а крепкий — просто медленно. Вредных паров нет, но на вкус пробовать наверное не стоит.. Если нет времени, можно просто сунуть ее туда, и время от времени поглядывать. Процесс медленный. Может занять от нескольких часов до нескольких дней. Или более. Если более — раствор менять. Периодически промывать монету под струей воды, и протирать чистой белой хлопковой или льняной тряпочкой — будет видно, как сходит сильно почерневший налет рогового серебра. Мягкая щетка, может, порой прикосновение скальпеля… все, монета будет отличная. Пользуюсь этим для очень дорогих монет. Ни одну не испортил. Особой осторожности не нужно, только внимание и терпение. Кто попробует, прошу отзывы! может быть, может быть — вопрос — где взять ентот с амый боданистый, пардон роданистый амвоний? Обычно серебро нормально чиститься — соляная кислота — промывка — нашатырь, с прочисткой содой. Но есть среди джучидов особо вредные экземпляры — которые и после этого остаються покрыты черными тонкими пятнами пленки. Вот это пока для меня неразрешимая задача. Насчет нашатаря — категорически НЕ советую ложить туда более одной загрязненной монеты — между ними идет хим. процесс какой-то и появляется матово-белый слой, иногда пятнами — настоящей мелкой коррозии. Напоролся один раз когда махом в банку загрузил пару десятков монет. По закону подлости наиболее пострадали естественно, самые ценные. Вот технология очистки серебрянных монет, полученная мною много лет назад от Зографа и Анохина: » Раствор муравьиной кислоты должен быть 10% — 20%-ным и подогретым до 60 градусов Цельсия. Монету держать в нём до полного растворения окислов, после чего можно пройтись по монете мягкой зубной щёткой с натуральной щетиной. Когда все окислы исчезли, дважды прокипятить монету в дисциллированной воде, протереть насухо хлопчато-бумажной тканью и легонько протереть монету красной чернильной резинкой. После чего, кладём монету на пол-часа в чистый этиловый спирт, высушиваем на воздухе и можно покрыть монету тонким слоем парафина, защищающим её от сероводорода в воздухе. » Для очистки рогового серебра, употребляется Хлористый аммоний NH4Cl ( он же нашатырь в порошке ), а потом всё, как написал выше geserkhan. Если кого-нибудь интересует технология очистки медных монет, — могу поделиться. » Раствор муравьиной кислоты должен быть 10% — 20%-ным и подогретым до 60 градусов Цельсия. Монету держать в нём до полного растворения окислов, после чего можно пройтись по монете мягкой зубной щёткой с натуральной щетиной. Когда все окислы исчезли, дважды прокипятить монету в дисциллированной воде, протереть насухо хлопчато-бумажной тканью и легонько протереть монету красной чернильной резинкой. Может быть, может быть, вот только Христа ради, никакой резинки — ни красной, ни белой — штемпельный блеск уйдет моментально. Ну, а я прекрасно навожу блеск белой резинкой. Все перепробовал. но получается туалетным утенком активным. Камрады, я вам расскажу свой способ чистки именно рогового серебра. Под которым обычно подразумевают хлорид его, имеющий вид очень плотного налета, темно-серого цвета, зачастую с фиолетоватым оттенком. Берется роданистый калий или роданистый аммоний — KSCN или NH4SCN. Первый несколько лучше. Это кристаллы, вида соли, несколько гигроскопические, рыхлые, розоватого цвета. Реактив растворяется в воде, и монета держится в нем на паровой бане. Концентрация — … покрепче. Ну, особой разницы нет, если слабый р-р, то будет работать очень медленно, а крепкий — просто медленно. Вредных паров нет, но на вкус пробовать наверное не стоит.. Если нет времени, можно просто сунуть ее туда, и время от времени поглядывать. Процесс медленный. Может занять от нескольких часов до нескольких дней. Или более. Если более — раствор менять. Периодически промывать монету под струей воды, и протирать чистой белой хлопковой или льняной тряпочкой — будет видно, как сходит сильно почерневший налет рогового серебра. Мягкая щетка, может, порой прикосновение скальпеля… все, монета будет отличная. Пользуюсь этим для очень дорогих монет. Ни одну не испортил. Особой осторожности не нужно, только внимание и терпение. Кто попробует, прошу отзывы! Нашел у нас в лаборатории роданид аммония, хочу попробовать. Какую, всё же, концентрацию раствора посоветуете? Хотя бы приблизительно, в чайных ложках на стакан воды. Кстати, хочу предупредить всех — этот реактив, на самом деле, далеко не безвредный! Он может вызывать ожоги слизистой и кожи — советую работать в перчатках. И главное — ни в коем случае не допускайте попадание в раствор кислоты! При этом выделяется газ (HSCN), который относится к категории боевых отравляющих веществ, наравне с синильной кислотой. Позвольте и от себя пару слов. Медь успешно купаю в дистилляте и помогаю деревянной зубочисткой. Способ ОЧЕНЬ долгий, но результат иной раз превосходит самые смелые ожидания. Иногда, правда, неэффективен вообще. Применим только к очень любимым монетам :))). Как-то раз испортил пару российских медяков. 2 и 3 копейки 1860-х годов. Решил, если они одного монетного двора и с разницей в год отчеканены, не должны повлиять друг на друга, в дистилляте — уж точно. Ан — нет. Разрыхлилась известь, и раковинки стали пустыми, но в месте контакта монеты стали сиреневыми и глянцевыми. Правда. не трогал я их, наверное, месяца 3:))) Серебро — маслом оливковым. Проблем с последующим запахом не было. Как-то даже успешно дочищал то, что не взяли нашатырь с содой. По поводу последних: подпортил как-то гиреевский биллон тем, что сильно тер всю сторону содой просто пальцами. Выступающие части стали совершенно розовыми:( Зубная щетка плюс зубочистка для локального воздействия той же содой такого не делают. Друзья, хочу поделиться с вами советом по чистке монет из серебра и меди.Поверьте,проверено и испытано,электролиз..Этим способом чистил разные монеты, в том числе древний Рим,Тимуридов и прочее.Результат ошеломляющий.Главное использовать не самоделку,а приобрести запатентованый прибор + специальную смесь для разведения раствора.Ни в коем случае не использовать поваренную соль,как это многие советуют.Монеты,если таковые есть под окислом и зеленью получаются просто супер.Патина и прочие достоинства все на месте и самое главное не долго,от нескольких минут до нескольких часов.Монеты которые многие просто выбрасывают,после чистки не узнать.Здесь фото Римской монеты,это был кусочек зелени абсолютно неопределяем,вот результат.Удачи.

[ Ответить >> ]

Патина на монетах из серебра

Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди. Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском. В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.

Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.

Царские и ранние советские билонные монеты – это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу – медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра – патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.

Патина на монетах из золота

Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости. Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь. При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).

Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид. В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже. И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах из алюминия

Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой. Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт. И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.

Патина на монетах из цинка

Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн. В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи. Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.

Нужно ли удалять патину?

Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз. А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться. Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс. Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.

Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины. Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона. Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа — газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Патинирование монет

Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию. Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек. Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос. Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским. Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.

Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]