Самоделка для пайки полипропиленовых труб в экстренной ситуации


Трубы из искусственных полимеров, таких как ПВХ, стали чрезвычайно популярны за счет своей невысокой цены и простоты монтажа. По этой причине они со временем стали вытеснять классические трубы из металла, это особенно заметно при проектировании или ремонте водопроводных систем в квартирах и домах. Старые ржавые трубы просто заменяют на новые пластиковые, и делают это за пару часов.

Но заслуга быстрого монтажа таких труб заключается не в мастерстве сварщика. Ведь для сварки ПВХ труб применяется специальный паяльник. Паяльник для труб ПВХ можно приобрести в магазине, при этом бывают достаточно бюджетные модели, которые не бьют по карману. Но что, если вы не готовы приобретать новый аппарат и хотите сэкономить, или просто любите изготавливать электроприборы своими руками? В таком случае вы можете сделать паяльник сами, а как это сделать мы подробно расскажем в этой статье.

Общая информация

Аппарат для сварки ПВХ изделий (или труб из любых других искусственных полимеров) — электрический прибор, работающий от стандартной сети в 220В, предназначенный для пайки труб различного диаметра.

Прежде чем мы приступим к сборке этого прибора неплохо было бы узнать, из чего он состоит. Ключевые элементы любого паяльника для труб — это корпус с удобной ручкой, терморегулятор, за счет которого устанавливается необходимая температура нагрева тэна, непосредственно сам тэн, спрятанный в металлический кожух, который нагревается.

Дополнительно в комплекте могут поставляться насадки для пайки труб разного диаметра. Теме насадок мы посвятили отдельный материал, прочтите его, чтобы быть в курсе всех особенностей. Здесь скажем одно: предпочтительнее использовать насадки с тефлоновым покрытием. Так они гарантировано не будут прилипать к трубам во время нагрева.

Наверняка вы могли слышать, что такие паяльники часто называют «утюгами». И это не спроста. Дело в том, что тэн действительно визуально очень похож на подошву утюга и их принцип работы имеет много общего. И в утюге, и в паяльнике поверхность равномерно нагревается, только в случае с паяльником тепло от тэна передается на насадки, к ним затем прижимают трубу, чтобы расплавить ее край.

При этом температура нагрева устанавливается с помощью терморегулятора, установленного в корпус паяльника. Регулировка температуры крайне важна, ведь если она будет слишком высокой труба просто расплавится в насадке, а если слишком низкой, то банально не сможет равномерно прогреться. А значит, соединение получится некачественным и быстро даст течь, если мы говорим о монтаже системы водоснабжения, например.

Секреты пайки автопластика

Многим мотоциклистам и автомобилистам приходится сталкиваться с тем, что пластиковые детали их транспортных средств (чаще всего бамперы) получают определённые повреждения и теряют былой внешний вид.

Но вместо того, чтобы покупать новую запчасть, можно восстановить старую самостоятельно путём пайки. Провести пайку пластики не так уж и сложно.

Необходимый инструмент

В данном случае могут использоваться следующие паяльные инструменты:

  • обычный стоваттный паяльник;
  • фен (его ещё называют термическим пистолетом);
  • паяльная станция.

Возможности и принцип работы обычного паяльника знакомы практически каждому домашнему мастеру. Такой аппарат для пайки может обладать прямым или изогнутым жалом.

Термопистолет производит пайку пластика за счёт подачи нагретого воздуха. Температура нагрева составляет от +80 до +600 ℃, её можно плавно регулировать.

Как правило, модели пистолетов для пайки снабжаются большим числом насадок, которые делают этот инструмент максимально удобным и эффективным.

Насадки помогают направить воздух в нужную зону и создать необходимый угол наклона. Качественные фены для пайки пластика имеют мощность не менее 1600 ватт.

Паяльная станция объединяет в себе обычный паяльник и термопистолет для пластика. Подобный агрегат способен решать множество задач. Регулировка температуры и огромное количество насадок позволяет аккуратно спаять пластмассу, а также другие материалы.

Виды пластиков

Чтобы успешно отремонтировать элемент автомобиля, заранее стоит определить, из какого именно пластика он изготовлен. Все пластики можно поделить на твёрдые и мягкие. В частности, к мягким относят стеклопластики, не имеющие никакой маркировки.

Твёрдые виды пластмасс могут иметь различную маркировку, допустим, ABS, GF30, PAG6. Маркировка видна, если заглянуть с обратной стороны детали транспортного средства. Самым прочным считается полипропилен (маркировка PP).

Довольно часто владельцам транспортных средств требуется пайка ABS пластика, так как именно из этого материала делаются бамперы машин многих известных марок.

Применение паяльника

Предположим, что пластиковый бампер автомобиля серьёзно повредился и его нужно восстановить с помощью пайки. Как это сделать?

Чтобы паять конструкцию было легче, её необходимо снять с автомобиля. Не помешает также заранее посмотреть маркировку. Скорее всего, деталь будет изготовлена из пластика ABS (абс).

Затем следует очистить поверхность бампера от грязи, снять краску и остатки лака. Дополнительно всю пластиковую деталь нужно обезжирить. Далее необходимо соединить между собой все фрагменты бампера.

Для такого соединения актуально воспользоваться зажимами или скобами. Но делать это надо аккуратно, чтобы они не пробили насквозь автомобильный пластик.

Пайка пластика стандартным паяльником должна начинаться с внутренней стороны автомобильного бампера. Для этого один его край надёжно фиксируется, и вдоль будущего шва выкладываются специальные пластиковые электроды (хотя название «электроды» в данном случае весьма условно).

На следующем этапе паяльник для пайки пластика расплавляет материал электрода, и он заполняет все углубления трещины. Эту операцию нужно повторить столько раз, сколько требуется сделать швов, то есть всё зависит от изначального количества дефектов и повреждений.

Теперь надо дождаться, чтобы расплавленная масса (на ней при этом появляются характерные пузырьки) немного остыла — это займёт примерно пять минут. Затем на пластике нужно разгладить швы.

В принципе для этой процедуры можно использовать любой тупой предмет. В труднодоступных местах поверхность допускается разглаживать и выравнивать руками в перчатках. Полное затвердение швов наступит через несколько часов. На этом пайку автопластика можно считать завершённой.

Применение фена

Немного иначе ведётся пайка автомобильного пластика, если используется термический пистолет (фен). Здесь понадобятся специальные сварочные прутки (по сути, это припой для пайки пластика).

Их можно приобрести в профильных магазинах или даже изготовить самостоятельно. Главное, чтобы они были аналогичны свариваемому материалу. Один из концов прутка заостряют, а затем вставляют в соответствующее отверстие в насадке термопистолета.

Вести фен вдоль заделываемой трещины следует медленно, присадочный пруток должен быть наклонён к обрабатываемой детали под углом примерно в 45°. Если деталь из пластика разлетелась на отдельные куски, то её пайка феном проводится в два захода.

Сначала куски или фрагменты скрепляют между собой короткими стежками (швами). И лишь после этого производится окончательная надежная спайка. Когда материал остыл, поверхность детали шпатлюют и отшлифовывают, подготавливая к окрашиванию.

Для ремонта пластика мотоцикла, всевозможных элементов его внешнего оформления, можно применить пайку примерно по той же технологии, что и в случае ремонта автомобильного бампера. Тем более, что обычно панели мотоцикла делаются из того же ABS пластика.

Армирующая сетка

Также домашние мастера могут задействовать в своей работе такое приспособление, как армирующая сетка для пайки твёрдого пластика.

Особенности

К сожалению, бюджетные паяльники не всегда оснащены терморегуляторами, и это большой минус. Ведь новичкам сложно определить, когда температура недостаточна или избыточна. К тому же, не все домашние мастера будут использовать купленный паяльник часто. А тратить пару тысяч рублей на прибор, который будет годами пылиться полке — не самое рациональное решение.

Читатйе также: Рейтинг лучших паяльников для полипропиленовых труб

Также есть еще один недостаток у бюджетных паяльников — их неудовлетворительное качество изготовления и порой некачественный готовый шов. Так зачем приобретать некачественную вещь, чтобы затем использовать ее пару раз и забросить в дальний угол? Лучше изготовить паяльник своими руками из подручных средств и пары резисторов.

Конечно, самодельный прибор не будет таким же качественным, как паяльник за 200 долларов, но он точно поможет вам выполнить однократный мелкий ремонт. К тому же, вы сами будете знать, из чего он изготовлен, и сможете выбрать материалы покачественнее. Вместо дешевого пластика (который можно встретить во всех китайских паяльниках) возьмете алюминий. Тогда ваш прибор будет на голову выше бюджетных покупных паяльников. Достаточно применить минимальные знания электротехники.

Термопредохранитель

А из интересного там — Термопредохранитель! Именно он и мог быть причиной недогрева. Он находится под защитной решёткой, болтиком прикручен к нагревателю.

Его функция — Дополнительная защита. Хотя всё управление- нагрев, контроль, отключение и включение берёт на себя электроника, производители поставили дополнительную защиту. На тот случай если например тиристор пробьётся и тэн перестанет управляться контроллером.

Как это работает и почему сломалось

В случае поломки электроники, при достижении определённой температуры, биметаллические контакты предохранителя разомкнутся и отключат тэн не дав ему перегреться. Принцип работы как в утюге, если кто знаком, понимает о чём я.

Более детальная проверка показала, что так и есть, чутьё меня не подвело. Причина такой неисправности в следующем. По замкнутым контактам этого предохранителя, проходит довольно приличный ток. Под токовой нагрузкой, со временем контакты начинают греться, затем потихоньку подгорать — сильнее, сильнее и в конце концов их способность проводить ток становится хуже.

В результате, на тэн не передаётся достаточное для нормального нагрева количество энергии. Часть её теряется на вот этих подгоревших контактах, от этого они начинают греться ещё сильнее.

А помните, что происходит с нагревом термопредохранителя? С нагревом, его контакты стремятся разомкнуться. Всё это, только ещё сильнее ухудшает контакт в этой цепи или вообще его обрывает.

Термопредохранитель

Сборка паяльника


паяльник для пластиковых труб
Приступим к сборке. Для сварки полипропиленовых труб нам понадобится старый утюг. Нам нужно снять с него «подошву», она будет выступать в роли тэна. На фото она изображена под цифрой 1. Просверливаем в тэне отверстие и с помощью болтов крепим нагревательные элементы с двух сторон. Далее нужно изготовить терморегулятор (цифра 3 на фото) и упаковать его в теплоизоляционный кожух, он указан цифрой 2.

Чтобы собрать терморегулятор воспользуйтесь схемой ниже. Для R1 вам понадобится переменный резистор 500 кОм, для R2 — резистор 4,7кОм0,5, для R3 — можно взять резистор 1 мОм, 0,25 w. Для VS1 отлично подойдут динисторы типа DB-3, для VS2 возьмите симисторы ТС 25-4. Для T3H подойдет электронагреватель мощность 1000В. А для C1 рекомендуем брать конденсатор 0,1 мкф, 400 v. В качестве лампочки-индикатора возьмите неоновую лампу типа HL 1.

Подготовьте алюминиевый корпус. В нашем случае размер 13х6х9 сантиметров. Поместите в него терморегулятор на плате, плата должна быть изготовлена из фольгированного текстолита. Снаружи алюминиевого корпуса выведите регулятор управления температурой. Желательно, чтобы он был с делениями. Дополнительно можете снабдить прибор лампочкой, для удобной индикации. Она будет сигнализировать, что прибор включен и нагревается.

Все это закрепите на пластине из текстолита (цифра 4). Затем присоедините к тэну и установите на алюминиевую подставку (цифра 5). Обязательно разместите фторопластовый изолятор между пластиной и кожухом (цифра 6 на фото).

Вставьте выступающую часть пластины из текстолита в паз (его местоположение указано цифрой 8 на фото). Ее в любое время можно вынуть, для более удобного хранения. Также можно соорудить ручку из дерева и прикрепить ее к пластине. Все! Утюг для ПВХ труб готов.

Таким приспособлением можно пользоваться так же, как и паяльником заводского производства. Мы с помощью такого прибора спаяли трубы диаметром 20 миллиметров, нагревали их всего 3-5 секунд. Тэн выделяет столько тепла, что его достаточно для быстрой и вполне качественной пайки.

Материалы и инструменты

Зато есть старый «ведёрный » паяльник, который уже давно мне не надобен. Вот и решил мастерить из него.

Мне потребовалось ещё немного деталей.

  • провод и пластина из алюминия;
  • лист текстолита;
  • термостат и лампа индикации от утюга;
  • керамические изоляторы;
  • термопаста;
  • термоскотч;
  • насадка для сварки полипропиленовых труб (25мм);
  • новая электровилка;
  • разные болтики с гаечками.

Разнообразие моделей

Изделие ‘Ермак’

В продаже встречается два вида паяльных аппаратов. Первая разновидность оснащается плоским жалом. У второго вида прибора паяльный элемент выполнен в форме цилиндра. Каждая разновидность обладает своими особенностями. По мнению многих специалистов модели с жалом в форме цилиндра более удобны. Поскольку паяльный элемент обладает компактными размерами, прибор можно применять даже в условиях небольшого пространства.

Каждая разновидность аппарата оснащается своим типом сменных насадок. У моделей с плоским жалом насадка устанавливается посредством специального болта. На плите присутствует несколько отверстий для подключения двух или трех насадок.

У моделей с цилиндрическим жалом нагревательные элементы выглядят в виде хомутов. Они обжимают цилиндр и крепятся с помощью нескольких болтов. Сменные насадки у второй разновидности аппаратов (в отличие от первой) не прокручиваются относительно своей оси. Это существенно облегчает процесс пайки. Поскольку не возникает необходимости в подкручивании болтов.

К комплектации насадок также нужно относиться внимательно. Чаще всего в наборе присутствует минимум три насадки. Некоторые модели оснащаются шестью сменными нагревательными элементами для работы с конструкциями разных сечений.

На сегодняшний день наиболее популярными производителями паяльников для полипропиленовых конструкций являются следующие бренды:

  • Ермак;
  • Штурм;
  • Quick;
  • Wavin ekoplastik;
  • Kraftool;
  • Lava;
  • Neo.

Чтобы выбрать инструмент нужно узнать какой из них лучше. Для этого достаточно ознакомиться с отзывами потребителей. Отметим, что лучше потратить немного больше средств, и приобрести качественный инструмент от хорошо известного бренда, чем приобретать дешевый китайский прибор.

Также обращайте внимание на мощность аппаратуры. Как правило, у приборов этот показатель может равняться от 800 до 1500 Вт. Такие аппараты используют для пайки конструкций с размером сечения 15, 20, 32 и 50 миллиметров. Если речь идет о стыковке изделий с диаметром до 63 миллиметров, лучше использовать аппаратуру с мощностью 1700 и более ватт. Также существуют модели предназначенные для пайки изделий, сечение которых составляет 75, 90 или 110 миллиметров.

Обычно в комплектацию оборудования входит стандартный набор дополнительных элементов.

Как правило, в перечне присутствует:

  • сменные насадки;
  • болты;
  • транспортировочный контейнер;
  • подставка;
  • терморукавицы;
  • рулетка;
  • уровень;
  • инструкция.

Старайтесь выбирать инструмент максимально укомплектованный всем необходимым. Это позволит вам сэкономить средства и время. Техника известных производителей в большинстве случаев поставляется со всеми необходимыми дополнительными элементами. Часто паяльники могут комплектоваться ножницами для подрезки труб.

Как починить?

Какой выход? Пытаться восстановить термопредохранитель — неблагодарное и бесполезное дело. Даже если это получится, то не надолго и вскоре вам придётся опять паяльник разбирать для повторного ремонта.

Заменить на новый? Это в идеале! Но где же его взять такой то? Поэтому, остаётся метод надёжный, но радикальный. Убрать его из цепи!

Задача в следующем. Нужно отсоединить клемму предохранителя (на фото чёрный провод) от контакта тэна.

Отключаем клемму

Можно конечно откусить от предохранителя и соединить с голубым чёрный провод с имеющейся клеммой, но это не лучший вариант, так как соединение со временем начнёт греться и к тому же его нужно заизолировать.

Но обычная изолента для этого не годится, потому как там сильный, естественный нагрев от тэна, она расплавится.

Лучше всего, обжать на голубом проводе новую клемму, в магазине электротоваров она стоит копейки. У меня были клеммы в изоляции, но я решил её снять так как не уверен, что она выдержит температуру. Лучше использовать те термоустойчивые кембрики, что и стояли на проводах.

Новая клемма

Подготавливаем провод и обжимаем на нём клемму, при отсутствии специальных для этого клещей, сделать это можно плоскогубцами, обжатие должно быть надёжным, провод не должен болтаться в клемме.

Готовим провод и клемму к обжатию Готовый к подключению провод. Провода подключены, можно собирать.

Ну что же, электрическая часть готова, осталось собрать всё в кучу и проверить.

Технология склеивания

Ремонт состоит из нескольких обязательных шагов, которые нельзя пропустить или поменять местами.

  1. Демонтаж бампера. Если пластиковая накладка треснула в нескольких местах, перед тем как снимать ее, нужно закрепить скотчем со внешней стороны (чтобы деталь не развалилась).
  2. Подготовительные работы включают выбор клеевого состава, подбор инструментов, чистку бампера, подготовку поверхности. Все работы проводят в теплом, хорошо проветриваемом помещении.
  3. Процесс склеивания.
  4. Шлифовка.
  5. Покраска.

Склеенный бампер

Если необходимо отремонтировать небольшую трещину, скол или глубокую царапину, после подготовки бампера клей наносят с внешней стороны, заполняя составом место разрыва, слегка прижимают пластик. Если трещина значительная, пересекает край накладки, используют эпоксидный клей и стеклоткань.

Подготовка

Подготовка бампера перед заклейкой эпоксидным клеем и стеклотканью по шагам (при наличии значительной трещины):

  1. Вымыть бампер, высушить.
  2. Зашкурить место повреждения наждачкой крупной зернистости, это увеличит адгезию, обезжирить уайт-спиритом.
  3. Вправить место разлома.

С внешней стороны все трещины промазать термоклеем (использовать пистолет) или пластилином. Это предотвратит вытекание эпоксидки во время сушки и загерметизирует будущий шов. Заклеить внешнюю сторону скотчем поверх термоклея. Это дополнительно удержит форму бампера в процессе ремонта.

Материалы и инструменты

Если большой разрыв, заклеить бампер на машине необходимо двусоставным эпоксидным клеем, который разводится перед основными работами. Хорошие отзывы водителей заслужили двухкомпонентные составы «Химконтакт-Эпокси» в ассортименте, однокомпонентный «Nowax STEEL EPOXY ADHESIVE (сталь 30 г)».

Что понадобится для работы:

  • эпоксидка ― 300 гр.;
  • стеклоткань ― 2 м;
  • кисточка;
  • автомобильная грунтовка, обезжириватель, автоэмаль;
  • наждак, ножницы.

Все работы проводят при температуре 18-20 градусов. Эпоксидный клей застывает до 36 часов, в это время бампер нельзя переворачивать и проверять прочность склеивания. Если нарушить адгезию материалов, зимой внутренняя часть наклеенной заплаты может потрескаться.

Процесс ремонта

Отмерить необходимое количество стеклоткани, чтобы покрыть всю область разлома, отрезать. Мастера рекомендуют использовать не стекловолокно, а именно стеклоткань, чтобы приклеить бампер на машине. Материал усилит плотность шва и его прочность.

Развести эпоксидный клей, если используется двухкомпонентный состав. Взять 10-12 частей смолы, 1 часть отвердителя, тщательно перемешать. Оставить на 5 минут в теплом месте (20-23 градуса).

Процесс ремонта по шагам:

  1. Промазать обильно клеем внутреннюю часть обвеса.
  2. Приложить стеклоткань, придавить к бамперу, пропитать клеем, следить, чтобы не оставался воздух.
  3. Промазать клеем, наклеить ткань в 2-3 слоя.
  4. Нанести клей последним слоем.
  5. Положить бампер в теплое место на 24 часа, лучше таким способом, чтобы снизить напряжение на трещину, но не на бок, поскольку смола будет стекать при затвердевании.

Покраска бампера после ремонта

Заключительным этапом идет шпатлевка и покраска. После высыхания клея с внешней стороны бампер шлифуют и наносят грунт, после высыхания красят.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]