Наиболее популярные виды тестеров для диагностики автомобильного аккумулятора


Очень редко когда аккумулятор отрабатывает ровно столько, сколько предусмотрел производитель. В такой ситуации можно смело снимать АКБ, отправлять её на утилизацию и покупать новую батарею.

В течение эксплуатационного периода порой требуется проверять состояние аккумулятора, оценивать уровень заряда, проверять электролит и выполнять иные процедуры.

Кто-то обращается за помощью к специалистам. Другие предпочитают всё делать своими руками. И в этом случае потребуется иметь соответствующие инструменты и приспособления, предназначенные для диагностики.

Виды диагностических приборов

Под общим понятием тестеров для автомобильных аккумуляторов на деле скрывается достаточно внушительный перечень контрольно-измерительных приборов.

Когда речь идёт о необходимости проверить состояние, рабочие характеристики АКБ, в ход идут различные девайсы и устройства.

Следует внимательнее познакомиться с разновидностями тестеров для аккумуляторов автомобилей, узнать их назначение. Это позволит понять, что из представленного ассортимента может пригодиться вам, а без каких приборов вполне можно обойтись.

Далеко не последнюю роль при выборе тестера для АКБ при диагностике собственного автомобиля играет тип батареи. Для обслуживаемых аккумуляторов более актуальны одни измерители, для необслуживаемых – другие.

Общий перечень состоит из:

  • мультиметров;
  • ареометров;
  • нагрузочных вилок;
  • универсальных устройств;
  • измерителей ёмкости.

Обычно проверка и измерение параметров актуальны при возникновении тех или иных неисправностей у АКБ.

Чаще всего автомобилисты сталкиваются с:

  • быстрой зарядкой и разрядкой;
  • невозможностью зарядить батарею;
  • утечкой тока;
  • обрывом цепей;
  • изменением плотности электролита и пр.

Универсальные диагностические приборы обеспечивают возможность проверки основных параметров, которые могут потребоваться автовладельцу. Но не всегда электронные приборы помогают в ремонте. Есть такие параметры, которые проверить без гидростатических устройств не получится. Ярким примером является тестер для измерения плотности, для которого применение электронного девайса не подходит. Для оценки состояния аккумулятора под капотом автомобиля потребуется задействовать сразу 2-3 приспособления.

Теперь будет интересно узнать отдельно про каждый тестер, который наверняка может пригодиться вам для проверки севших или неисправных аккумуляторных батарей под капотом авто.

Мультиметры

Для начала важно акцентировать внимание на том, что существуют бытовые и промышленные диагностические мультиметры.

Это достаточно универсальный тестер, позволяющий узнать много полезной информации про АКБ на вашем авто.

Самый востребованный тестер. К основным возможностям, которыми обладают мультиметры для оценки состояния автомобильных аккумуляторов, относят:

  • определение наличия обрыва цепи;
  • измерение силы тока;
  • замеры сопротивления;
  • параметры напряжения.

Сами мультиметры бывают аналоговыми и цифровыми. Они отличаются лишь дисплеем, на который выводится информация. Плюс точность цифровых моделей несколько выше.

Аналоговые приборы представлены в виде тестера со стрелочным экраном, где под стрелкой находится шкала измерений. В зависимости от того, в каком режиме работает мультиметр, стрелка переходит на нужную шкалу при переключении. Но сейчас аналоговые мультиметры почти не используются. Это связано с их точностью и появлением более совершенных электронных моделей.

Работать с цифровым прибором значительно проще. Дисплей представлен в виде электронного табло, где меняются отображаемые параметры в зависимости от режима. Преимущество мультиметра электронного типа в том, что он считывает десятые и сотые части измеряемых значений. Порой даже отклонение в пару десятых указывает на неисправность, а аналоговый прибор их не заметит.

Функционал мультиметров разнообразен. Но обычно они позволяют делать замеры напряжения, силы тока, сопротивления и пр. Нужно лишь переключить прибор в нужный режим и задать интервал измерений. Плюс устройства дополняются некоторыми опциями в виде пищалок, подсветки, термопары, цветного дисплея и пр.

Чем больше функций, тем более универсальным будет прибор. Это позволит с помощью одного девайса узнать полный набор информации.

Но в случае с обслуживанием АКБ некоторые возможности у мультиметра отсутствуют.

Если вам нужен тестер, предназначенный для измерения параметров ёмкости у аккумулятора автомобиля, тогда мультиметр вряд ли поможет. Тут стоит воспользоваться иными приборами.

Ареометр

От состояния электролита во многом зависит работоспособность АКБ. Чтобы выполнить замеры, используются ареометры для электролита, в применении которых нет ничего сложного.

Работа ареометра основана на гидростатическом законе. Чем выше плотность у жидкости, тем сильнее она будет пытаться выталкивать находящиеся в ней объекты на поверхность.

Ареометр представлен в достаточно простом виде. Это колба с пипеткой для забора жидкости и груша, создающая давление. В качестве измерителя используется поплавок из стекла цилиндрической формы с нанесённой шкалой.

Чтобы провести замеры, необходимо:

  • собрать прибор согласно инструкции;
  • погрузить пипетку в электролит;
  • с помощью груши набрать жидкость;
  • ориентируясь по шкале, считать полученные значения.

Нормальной для электролита считается плотность в диапазоне 1,25–1,28 г/см³. При отклонениях от нормы требуется добавить электролит или залить определённое количество дистиллированной воды.

Применительно к АКБ особенностью ареометра является то, что использовать его можно только при работе с обслуживаемыми батареями. В них есть возможность открыть банки и получить доступ к электролиту. В случае необслуживаемых АКБ потребности в ареометре практически нет. Разве что удастся проверить соответствие заявленной плотности купленного электролита действительности.

Нагрузочная вилка

Если говорить про нагрузочные вилки, то это приборы, необходимые для определения скорости разряда АКБ. Тем самым автомобилист узнаёт, насколько сильно изношен источник питания.

В самом простом исполнении это вольтметр и нагрузочное сопротивление, объединённые в один прибор. Вилки нагрузки часто собирают своими руками, но для уверенной и безопасной работы лучше приобрести заводское изделие.

У усовершенствованных моделей добавлен различный функционал. В частности, вилку можно использовать как тестер ёмкости для проверки состояния автомобильного аккумулятора.

Конструкция представлена в виде металлического корпуса с ручкой, проводами и зажимами на конце. В состав самого корпуса входят спирали нагрузки, цилиндрический стержень, дисплей вольтметра цифрового или аналогового типа. На улучшенных моделях ещё есть амперметр. Вольтметр соединён со стержнем, который является минусом, и плюсовым проводом.

Тестировать автомобильную аккумуляторную батарею с помощью нагрузочной вилки можно под нагрузкой или без неё:

  1. Без нагрузки. В этом случае необходимо подождать минимум 5 часов после остановки двигателя. Если до этого АКБ стояла на зарядке, тогда нужно подождать 5–7 часов после завершения этого процесса. Затем плюс вилки соединяется с плюсом на батарее, а минусовая клемма идёт на стержень тестера. На приборе высвечиваются значения, по которым делают соответствующие выводы.
  2. Под нагрузкой. В этом случае от спиралей подаётся нагрузка, что имитирует запуск стартера двигателя на автомобиле. Удерживать цепь замкнутой дольше 5 секунд нельзя. Если полученные значения сильно отличаются от заводских, наверняка аккумулятор придётся менять.

Нагрузочная вилка является достаточно полезным и необходимым многим автомобилистам измерительным прибором.

«Умные» решения для проверки аккумуляторных батарей

В том случае, если аккумуляторы задействованы в критически важных системах, лучше всего постоянно осуществлять их мониторинг. Для этого на помощь приходят современные технологии:

Модуль сбора информации (МСИ) PITE-3926С

PITE-3926С представляет собой беспроводной модуль передачи информации о состоянии аккумулятора. Благодаря ему можно удаленно контролировать параметры аккумуляторов.

Система мониторинга аккумуляторов PITE-3921

Система PITE-3921 собирает информацию с датчиков, установленных на аккумуляторах, количеством до 14 (зависит от модификации). Информация обрабатывается контроллером и может быть выведена непосредственно на мобильное устройство через Wi-Fi. А также данные могут быть переданы через Интернет на компьютеры лиц, ответственных за состояние аккумуляторов.

Система мониторинга аккумуляторных батарей PITE-3923

PITE-3923 отличается от предыдущей системы простотой управления, малыми размерами датчиков и количеством датчиков в комплекте до 108 (зависит от модификации). Передача информации на мобильные устройства осуществляется только через Интернет.

Универсальные устройства и тестеры ёмкости

Если вам необходимо проверить ёмкость, дополнительно узнать параметры напряжения и прочие значения, в этом случае поможет универсальный тестер для диагностики АКБ автомобиля.

Каждая аккумуляторная батарея имеет определённые параметры ёмкости. Они указываются непосредственно на корпусе крупными цифрами. Но это идеальная ёмкость, которую АКБ получает с завода. За время длительного хранения или эксплуатации эти параметры постепенно (а иногда и достаточно быстро) снижаются.

Чтобы узнать, какие реальные показатели ёмкости у аккумулятора сейчас, стоит взять на вооружение автоматический тестер.

Можно выделить несколько устройств, которые позиционируются как универсальные приборы и измерители ёмкости в аккумуляторных батареях.

  • Skat T Auto. Отличный прибор, который ориентирован на работу с 12-вольтными АКБ. Но есть ограничения по проверяемой ёмкости. Если ёмкость составляет более 120 Ач, диагностику с помощью этого устройства провести не получится. Для оценки текущих значений требуется буквально 15 секунд.
  • Fluke. Считается наиболее универсальным устройством в своей категории. С его помощью можно оценить параметры ёмкости, внутреннего сопротивления, силы тока и напряжения. Также актуален, если нужно проверить температурные показатели.
  • Кулон. Продукт отечественного производства. Считанные данные сохраняются в памяти гаджета. Способен поверять ёмкость, ток и напряжение. В процессе тестирования устройство отправляет импульс. Опираясь на то, как быстро тестер получит обратный сигнал, определяются значения аккумулятора.

Фактически такой универсальный прибор способен заменить собой несколько отдельно взятых устройств.

Что из всего перечисленного пригодится именно вам, зависит от конкретной ситуации.

Кто-то совершенно не занимается диагностикой, а потому всю работу поручает специалистам автосервисов. Другие стараются минимально обращаться в СТО, предпочитая всё делать своими руками.

Ремонт и обслуживание АКБ – задача не самая сложная. Особенно это касается батарей необслуживаемого типа, где требуется лишь проверять напряжение и ёмкость, периодически ставить аккумулятор на зарядку.

Если батарея обслуживаемая, то наличие ареометра станет обязательным условием длительной и беспроблемной эксплуатации. Достаточно погрузить прибор в банку, и результат будет известен. Это помогает точно понять, нужно ли заливать электролит, или в этой ситуации правильно использовать просто дистиллированную воду.

Самым универсальным и необходимым всем автомобилистам тестером справедливо можно назвать мультиметр. Он пригодится не только при работе с АКБ, но и в случае возникновения тех или иных проблем с электрикой и электроникой в машине. Это намного удобнее, чем отдельно покупать вольтметр, амперметр и пр.

Сульфатация пластин аккумулятора

Основная опасность, которая существует для свинцово-кислотного аккумулятора — хранение устройства в разряженном состоянии. При этом происходит процесс так называемой сульфатации — осаждения на пластинах сульфата свинца (PbSO4), являющегося диэлектриком. Минимально допустимое напряжение на клеммах аккумулятора обычно приводится в его документации. Например, для большинства свинцово-кислотных аккумуляторов с номинальным напряжением 12,6 В минимальное напряжение, после которого начинается процесс интенсивной сульфатации пластин аккумулятора, составляет 10,8 В.

Важность соблюдения техники безопасности

Аккумуляторная батарея является электрическим прибором. Даже если АКБ отключена от проводов в машине, это не означает, что её можно спокойно хватать двумя руками за клеммы.

При работе с аккумуляторами, используя тестеры, обязательно придерживайтесь нескольких основных правил:

  1. Не хватайтесь голыми руками за контакты на батареях. Если одновременно схватиться за плюс и минус, можно получить сильнейший удар током.
  2. Соединяя измерители с выводами на АКБ, сначала подключайтесь к плюсу, а затем к минусу. В противном случае может возникнуть искра, что может привести к возгоранию, иногда даже к взрыву.
  3. Если вы ничего не знаете об устройстве своего аккумулятора или не изучили инструкцию по использованию тестера, за работу приниматься категорически запрещено.
  4. При тестировании обслуживаемой АКБ проводите все мероприятия в хорошо проветриваемом помещении. Погружая ареометр и работая с электролитом, используйте перчатки, очки, избегайте попадания жидкости на кожу и слизистые.
  5. Правильно выбирайте диапазон измерений. К примеру, при проверке напряжения диапазон должен составлять от 1 до 20 В для 12-вольтной АКБ. Если поставить 10–12 В, сам прибор сгорит, плюс вы получите удар током.

При несоблюдении техники безопасности во время использования тестеров для АКБ можно получить удары током, термические ожоги и пр. Всё это не раз заканчивалось мышечными судорогами и отказом внутренних органов. Нужно реально оценивать степень опасности энергоносителя и не забывать об угрозе кислоты, содержащейся в электролите в достаточно большой концентрации.

Уменьшение емкости

Любая батарея подвержена воздействию амортизации, ее вместимость становится меньше со временем. Обычные аккумуляторы служат около 3-5 лет. Наиболее качественные экземпляры сохраняются в хорошем состоянии до 7 лет.

Когда вместимость падает, батарея теряет способность давать достаточно пускового тока. Тогда ее приходит пора заменять. К основным причинам падения вместимости относятся:

  • Скопление серной кислоты на плюсовой пластине. Она может полностью перекрыть все поверхности, ухудшается контакт с электролитами, вместимости падает.
  • Пластина осыпается из-за перезарядов, тогда происходит недостаток электролитов. Это ведет к мгновенному понижению емкости батарей.
  • При замыкании банки и соединении минусовой и плюсовой пластин друг с другом происходит снижение емкости батареи. Тем не менее, ее восстанавливают.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]