В непосредственной близости от моего дачного участка находится лесной массив с большим количеством сухостой. Чтобы сэкономить деньги на приобретении пиломатериалов для строительства небольшой баньки, я решил самостоятельно заготовить ровные стволы и сделать из них строительный брус. Эта задача осложнялась отсутствием необходимого инструмента. Если для валки леса можно было использовать бензопилу, то превращение кругляка в брус с помощью топора представляло собой просто адскую задачу. Поделившись своей проблемой с соседом по дачному участку, я получил от него очень простой и дельный совет, как изготовить шинную пилораму своими руками из обычной бензопилы.
Источник youtube.com
Для чего используют шинную пилораму
Главное назначение шины цепной пилорамы заключается в быстрой и правильной распиловки бревна для получения пиломатериала. Почему конструкция так называется? Дело в том, что для создания подобного механизма применяют пильную шину.
Режущая часть оформлена в виде цепной шины с острой цепью. Главным преимуществом подобной конструкции считают её простое устройство, и возможность использования её в разной сфере.
Большинство мастеров предпочитают использовать в качестве режущей части обычную бензопилу.
Принцип действия заключается в предварительной заготовке бревен необходимого размера, а после при установке пилы в раме удаётся распилить элементы на заготовки разной длины и ширины. Благодаря этому удается получить высокую точность распиловки.
Советы и рекомендации при изготовлении пилорамы
Деревообрабатывающий агрегат относится к объектам с повышенным уровнем опасности из-за подвижных режущих элементов. Также он имеет довольно крупные размеры. Поэтому место для сборки конструкции следует выбирать очень тщательно.
Площадка для установки пилорамы должна быть ровной и просторной, дающей возможность подойти с любой стороны. Для этих целей можно использовать хорошо освещаемые гараж, сарай или другие подсобные помещения. Можно установить станок и на улице, но в этом случае следует соорудить навес.
Если агрегат оборудован электродвигателем, необходимо соблюдать все правила электробезопасности и следить за состоянием силовых и заземляющих кабелей.
Станок должен находиться в устойчивом положении, а бревно должно быть прочно закреплено, чтобы в момент распила не сорваться и не травмировать оператора.
Перед началом запуска собранного агрегата необходимо убедиться в надежности всех узлов и соединений.
Пилорама — деревообрабатывающая система, имеющая не очень сложную конструкцию. Собрать ее своими руками легко. Достаточно лишь тщательно следовать всем рекомендациям, внимательно читать чертежи и опираться на предоставленные видео и фото самодельной пилорамы.
Виды шинных пилорам
Простое устройство конструкции пильной шины может состоять из любого привода. Именно поэтому самодельные модели делятся на несколько типов в зависимости от разновидности двигателя.
К ним относят следующие конструкции:
- Бензиновая. В данном случае используют четырехтактный двигатель, работающий по принципу внутреннего сгорания;
- Электрическая. В данном случае наблюдают трехфазную асинхронную работу электродвигателя с высокой мощностью.
Использование электродвигателя рентабельно в том случае, если оборудование будет использоваться как стационарное устройство. Пилорама будет применяться за пределами закрытого пространства. В данном случае лучше выбирать комплектацию, состоящую из асинхронного двигателя.
- Шинная пилорама с электрическим двигателем нуждается в большом потреблении электроэнергии.
- Специалисты рекомендуют выбирать модели с мощностью не менее 4 кВт. Обеспечить питание позволит кабель, состоящий из большого сечения проводов.
- В процессе осуществления продольной распиловки бревна важно учитывать, что такой механизм подвижный.
- Он может отклоняться от первоначального положения до 5 м в длину.
- В этом случае необходимо продумать изоляцию режущей основы от окружающих предметов. Рабочая часть должна быть пластичной и подвижной.
Если установить бензиновый двигатель в устройство шинной пилорамы, то не потребуется наличие электрического кабеля. Устройство бензинового двигателя имеет существенные недостатки.
Например, если для механизма выбирают двигатель, работающий на бензине средней мощности, то для его запуска может потребоваться аккумулятор. Если будут применять привод от бензопилы, то подготовить механизм к работе позволит мощный стартер на шнуровой основе.
Самостоятельная сборка дискового агрегата
Работа начинается с приобретения необходимых частей, узлов и комплектующих. Затем можно приступать к сборке каркаса. В дело идут металлические трубы и высокопрочные направляющие, которые крепятся при помощи сварки. На следующем этапе производится сборка каретки.
Для вращения металлического диска требуется мощный двигатель, поэтому в большинстве случаев используется бензиновый вариант. Рабочие элементы агрегата соединяются с двигателем через специальные отверстия.
Обычно это происходит при помощи цепной передачи, но в этом случае пилорама не сможет работать непрерывно в течение долгого времени — будет постоянно перегреваться привод.
Быстро вращающийся диск пилы представляет собой источник повышенной опасности, поэтому при монтаже следует учесть все риски и соблюсти все условия техники безопасности.
Как сделать пилораму в домашних условиях
Перед началом рабочего процесса важно правильно определиться с типом запуска и подачей материала. Можно придерживаться методике, в ходе которой подвижной частью будет выступать материал, а можно сделать наоборот.
Когда определились с типом подачи пиломатериала важное учитывать еще один факт, что месторасположение этого механизма должно занимать достаточно места, чтобы в процессе эксплуатации не возникло дополнительных неудобств.
Особого внимания требует правильное положение полозьев. Дело в том, что по ним будет двигаться деревянное бревно.
Поверхность транспортеров необходимо своевременно очищать от опилок и мелких сучьев.
Для создания шинной пилорамы в домашних условиях потребуются следующие составляющие:
- Чертёж механизма;
- Уголок металлический размером 50/50. Его будем использовать для создания постановочного пути;
- Прямоугольная труба из плотного металла. Длина элементов должна быть не менее 60/60. Её будем применять для конструирования каретки;
- Круглая труба из металла. Она необходима для фиксации силовой части агрегата;
- Металлический лист 1 кв.м. Толщина заготовки должна быть не менее 4 мм;
- Металлические колёса с осями – 4 штуки;
- Шина, ведущая звёздочка и цепь;
- Электросварка;
- Электродвигатель;
- Дрель с набором сверл разного диаметра;
- Болгарка;
- Линейка;
- Строительный уровень;
- Мел для нанесения насечек.
Определить длину уголка для создания постановочного пути можно при соблюдении нескольких рекомендаций.
Они включают в себя:
- Длина деревянной заготовки + расстояние от колеса до границы шины. Результат умножаем на 2. Избежать ошибок помогут припуски равные 10 см.
- Определите размер труб для каретки можно при учитывании разновидности шины. Конструкция должна больше режущей части на 30 см.
Подготовительные работы
Для изготовления самодельной пилорамы понадобятся следующие инструменты и материалы:
- Бензопила Husqvarna с двигателем мощностью 3 л. с.
- Профильная труба 25х25 мм и 40х40 мм.
- Сварочный аппарат.
- Дрель.
- Мебельные ролики небольшого размера.
- Алюминиевая лестница.
Источник youtube.com
Также понадобятся для изготовления своими руками самодельной шинной пилорамы достаточное количество метизов, а также линейка и маркер для разметки.
Как собрать распиловочный механизм
Из металлических труб необходимо сварить квадрат. Внешне такая заготовка будет похожа на обычный ящик. У него не должны присутствовать внешние стенки, дно и крышка.
Нижняя сторона должна быть короткой, а верхняя длиннее примерно на 20 см. В результате у нас формируется облик каретки. На выступающие элементы будут крепиться колёса.
После этого переходим к изготовлению площадки для расположения двигателя. На металлическом листе делаем несколько отверстий для фиксации электродвигателя.
После чего к площадке будем приваривать ещё плоскую рейку, которая будет удерживать шину от бензопилы.
- На этой площадке будем крепить ось. От неё будем фиксировать ведущую звёздочку для цепи.
- Осуществить крепление для шины необходимо таким образом, чтобы удалось сохранить вероятность корректировок для натяжения режущей части.
- Если цепь будет плохо натянута, то она может деформироваться или порваться в процессе распила.
- Слишком натянутая режущая часть приведет к дополнительной нагрузке на ось звёздочки.
- В результате можно наблюдать сильнейшую нагрузку на электродвигатель и перегрев цепи.
Заключительным этапом будет фиксация питающего кабеля в одном из краев площадки. Для запуска достаточно подсоединить электрический шнур к розетке с электроэнергией. При включении оборудования каретка с шиной начнет медленно двигаться по металлическому каркасу.
Установка конструкции на основу
После сборки рабочего блока его нужно закрепить на металлическом каркасе, изготовление которого своими руками состоит из несложных действий.
- Из прочных стальных трубок свариваются две заготовки, по форме напоминающие букву «П». Верхние части полученных заготовок фиксируются друг к другу посредством электросварки или болтов.
- По центру каркаса привариваются четыре патрубка размещённые вертикально. На каждом элементе по внешней стороне проделываются несколько небольших углублений на расстоянии 20 мм друг относительно друга на глубину до половины диаметра трубки.
- На рабочем узле также привариваются четыре трубки, внутреннее сечение которых должно соответствовать наружному диаметру патрубков, размещённых на основании. Размещение элементов, должно быть выполнено таким образом, чтобы патрубки на рабочем узле надевались на трубки несущей основы.
Такая конструкция необходима для обеспечения свободного перемещения распиловочного узла в вертикальном положении. Фиксация рабочего узла в необходимом положении по вертикали обеспечивается при помощи болтов.
Фото самодельной шинной пилорамы
Разновидности и особенности самодельных пилорам
Гнутые швеллера понадобятся для сборки пилорамы.
Шинная пилорама своими руками может быть изготовлена в двух вариантах:
- с перемещением рабочего узла относительно ствола дерева;
- с продольной подачей дерева.
Говорить, что какой-то из вариантов лучше, не стоит, так как оба они имеют как преимущества, так и недостатки. Например, если осуществлена подача рабочего блока вдоль ствола, то оператору легче регулировать свои усилия, чтобы обеспечить равномерный ход и пиление на высокой скорости.
Подача бревна более затруднительна в этом отношении: достаточно подать бревно чуть сильнее, как нагрузка на шину и цепи будет слишком высокой. Это может привести к заклиниванию цепи или перегоранию двигателя. Зато такая пилорама не нуждается в большом количестве электропроводки, как это бывает при использовании подачи рабочего узла. О том, что предпочесть, думать вам. Но не забывайте, что самодельная пилорама и бревно при пилении должны находиться в строго горизонтальном положении.
Позаботьтесь, чтобы названные элементы находились на прочной основе, исключающей вибрации, «качания» и толчки.
Обычно шинная пилорама своими руками располагается или на швеллерах, или на рельсах.
В нижней части каркаса пилорамы устанавливаются колеса, чтобы обеспечить легкое перемещение (пилорамы или бревна).
https://www.parnikiteplicy.ru/www.youtube.com/watch?v=5W7ipbs2NGY