Как ты смесь к пиле готовишь — так она и «зажужжит». Все о пропорциях масла и бензина

Можно использовать в работе разные бензопилы — за три-четыре тысячи рублей, купленные в гипермаркете по скидке, или за 15-20 — у официального дилера. Качество, работоспособность и ресурс у них будет разным. Но есть одни компонент, без которого вообще невозможно воспользоваться этим инструментом. Без правильной сделанной топливной смеси. Кажущиеся простыми инструкции оказываются в реальности не такими однозначными, а неправильно приготовленная смесь может вызвать печальные последствия.

Зачем мешать масло и бензин?


Большинство людей привыкли к обращению с четырёхтактными двигателями. Даже в мотоциклах этот вид моторов встречается теперь чаще двухтактников. Само по себе требование лить масло в бензин не приводит к пониманию процесса. Ведь в привычных автомобильных движках существует целая система, препятствующая смешиванию масла и топлива.
Весь фокус в особенностях устройства маломощных ДВС с двумя тактами работы. Они очень просты по конструкции и не имеют масляного поддона и насоса, который бы нагнетал жидкую смазку в нужные места. В картере помещается только цилиндр и кривошипно-шатунный механизм с коленвалом.

Чтобы обеспечить смазку, конструкторы пошли другим путём: обустроили систему каналов таким образом, что топливо не только проникает в камеру сгорания, но и омывает движущиеся узлы с обратной стороны поршня. Поскольку смазочные свойства бензина явно недостаточны для снижения трения, то в него и добавляют масло. Кстати, в силу этих особенностей кольца на поршне — исключительно компрессионные, маслосъёмных нет.

Основные правила применения

Двухтактное масло для бензопилы чаще всего создается на минеральной базе. Реже это синтетика или полусинтетика. Масло для 2-х тактных двигателей бензопил по технологии смешивается с топливом еще до заправки в бак.


Таблица пропорций

Заливка смазки непосредственно в бак так же практикуется, но это не самый надежный способ. Особенно, если бак был полностью пуст. В этом случае вилка вероятность, что бензин частично попадет в систему без смазки. И двигатель некоторое время будет работать на сухую.

Соотношение бензин/масло для бензопил строго определяется производителем пилы. В некоторых случаях изготовители масла указывают свои пропорции. Это свойственно дорогим синтетическим смазкам. И соотношение бензин/масло в этом случае увеличивается в сторону топлива.

Если при использовании смазки обнаруживается, что на свече остается влажный масляный налет, а из выхлопной трубы капает грязная отработка – это явные признаки неполного сгорания или применения некачественной смазки. Нужно еще раз пересмотреть выбор моторного масла для бензопилы и пропорцию его использования.

Пропорции бензина и масла

Для нормальной работы двигателя масла требуется совсем немного. Его количество определяется всегда в процентном соотношении, так как бензобак у пил может быть различной ёмкости. К тому же, многие операторы готовят смесь с небольшим запасом, особенно если предстоит серьёзная работа. Ведь одного бачка современным инструментам при всей экономичности редко хватает больше, чем на 1 кубометр дров.

1/50


Это — стандарт, обусловленный высоким качеством изготовления современных двигателей. Характерен для большинства современных пил немецкого, швейцарского, американского, японского, итальянского производства. Одним словом, все пилы, выпущенные не более 10 лет назад всемирно известными брендами — Хускварна, Штиль, Олео-Мак, Макита, Эхо и другие — потребуют именно такой пропорции.Узнать об этом можно из инструкции.

Однако многие пилы чисто китайского производства тоже испытывают влияние усовершенствованных технологий обработки и сборки. Так, многие пилы отечественных брендов, собираемые в Поднебесной, также работают на смеси 1:50. Например, на недавно выпущенных моделях зубр этикетка с маркировкой пропорции появилась в виде картонного флажка прямо на рукоятке стартерного шнура, видимо, для тех, кто не любит заглядывать в инструкции.

1/40


Данное соотношение часто называется «обкаточным». Это значит, что после покупки новой пилы нужно будет лить в бензобак более обогащённую маслом смесь. В это время притираются подвижные детали цилиндро-поршневой группы, в процессе требуется большая по сравнению с обычной пропорция. После сжигания пары-тройки бачков в щадящем режиме можно перейти на рекомендуемое производителем соотношение.

Также пропорция 1/40 является общепринятой у некоторых производителей, например, в бензопилах Partner. Учитывая, что масла здесь чуть больше чем в предыдущем варианте, небольшое превышение нормы не повредит любому двигателю. При использовании качественных топлива и смазки возникает другой вопрос — цена довольно дорогих расходников.

1/25


На сегодняшний день считается устаревшей. Широко применялась в отечественных бензопилах старой конструкции вроде Дружбы или Урала. Сегодня её ещё моно встретить в некоторых китайских бензопилах класса «ноунейм» или брендированных торговыми сетями. Однако с каждым годом количество таких товаров сокращается и составляет самую бюджетную и низкокачественную нишу бензоинструмента. К тому же, для таких изделий не суть важно, насколько дорогое и качественное масло залито в бензобак — ресурс двигателя всё равно бессовестно мал при любых раскладах.

Важные условия

Силовыми установками в бензопилах являются двигатели внутреннего сгорания, заправляемые определенными марками бензина, разбавленного требуемыми частями масла.

Знание и четкое соблюдения составления горючей смеси является залогом долгой эксплуатации, продуктивного использования агрегатов малой механизации.

Основным топливным компонентом является марка АИ. Ниже или выше 92 октанового числа использовать не рекомендуется. Оптимально для многих типов механизированных лесопильных агрегатов отечественного или иностранного изготовления.

Идеальное соотношение бензина и масла для бензопилы:

  • повышает производительность агрегата;
  • увеличивает эксплуатационный ресурс;
  • создает экономию денег.

В инструкциях, приложенных к приобретаемым товарам, указываются нормы расхода горючего и смазочной консистентной жидкости. Нарушение требований ведет к потере мощности, преждевременному износу ДВС. Истина получена исследовательскими способами, эмпирическим путем у нас и за рубежом.

Последствия неправильной дозировки

Многие пользователи бензопил не уделяют должное внимание пропорции. 50 грамм больше или меньше — не всё ли равно? А зря: часто причиной неисправностей пилы является эксплуатация с неправильно приготовленной топливной смесью. Причём ошибиться или намеренно нарушить соотношение можно как в большую, так и в меньшую сторону.

Если масла много…

Среди владельцев бензопил бытует мнение «двигатель маслом не испортишь». Но не зря ведь придумывают необходимые параметры готовой смеси. Переизбыток масла тоже может нанести вреда и доставить неудобства. Ведь несмотря на улучшенные показатели сгораемости без остатка, часть углеводородов всё равно превращается в сажу и нагар. При малой концентрации их немного, а вот если обогатить смесь маслом в два раза против нормы, то и получится закоксовка. Особенно это опасно для дешёвых минеральных масел, которые не обладают «смывающим» эффектом.

Также с большой степенью вероятности вы обнаружите масло в воздушном фильтре при переливе карбюратора. Свеча также будет в нагаре — её нужно будет чистить, промывать и сушить. Также пары недожжённого масла осядут в глушителе, и при интенсивной работе будут выгорать, образуя шлейф копоти и искр.

После такой заправки практически все внутренности пилы придётся тщательно очищать и промывать. Самым весёлым «сюрпризом» будет «умирание»поршневых колец — но это уж в случае систематического злоупотребления переливом масла и работой под большой нагрузкой.

…или мало


«Жадность» при приготовлении топливной смеси сгубила не одну поршневую. Вот уж где действительно лучше «перебдеть», чем «недобдеть». Ведь если в первом случае вам грозит основательная «помывка» агрегата, то во втором придётся менять ЦПГ, а это на многих пилах вообще нерентабельно, а для других стоит весьма приличных денег.
Вывод: экономия бессмысленна. При отсутствии достаточного количества масла поршень начинает сильно тереть по цилиндру, так как при высокой температуре бензин слишком текуч, чтобы выполнять функцию смазки.

Печальный итог: задиры на поршне, угробленный двигатель пилы. В случае, если владелец вовремя одумается, он обнаружит, что поршень и цилиндр отливают красивой синевой. Сколько такие прослужат, не даст гарантии ни один мастер.

Выбор топлива

Какое выбрать топливо для бензопилы – это вопрос непраздный, от него напрямую зависит успешность работы агрегата. По существующим канонам хороший бензин для бензопилы считается не этилированный, а высокооктановый от проверенного производителя. Чем чище топливо, тем лучше. Если бензин хранился в канистре год-полтора, то это отрицательно скажется на характере работы устройства, поэтому готовить субстанцию следует перед самым началом работы.

Рекомендуется не пользоваться низкооктановым топливом, полностью исключить из круга внимания сомнительного качества недорогие масла. Не стоит применять этилированное горючее, оно значительно понижает ресурс силовой установки.

Важно отслеживать, чтобы в топливе отсутствовал спирт, какие-либо присадки, которые могут нарушить функционирование силовой установки. Специалисты до сих пор ведут дискуссии, что лучше 95 или 92. Первый имеет более устойчивые показатели по детонации, но чаще всего все же применяют 92-й. Причина проста: вопросы нередко возникают к 95-му, в нем большое количество различных присадок, которые плохо влияют на работу движка пилы. Возникает микродетонация (импульс поршня в противоположный ход), которая имеет место практически при каждом обороте коленчатого вала. Если октановое число еще более высокое (98), то микроудары станут еще более интенсивными.

Последствия неправильного бензина на качестве работы агрегата могут быть только отрицательные:

  • Механизм с трудом будет запускаться.
  • Мощность будет минимальной.
  • Износ деталей будет происходить более интенсивно.

Мнение эксперта

Кузнецов Василий Степанович

Бензином со дна канистры не стоит заправлять бензопилу. Проводные каналы карбюратора имеют небольшие диаметры, в случае их засорения это спровоцируют поломку бензопилы. Все топливо перед использованием следует тщательно фильтровать. Для отечественных пил «Урал», «Дружба» подходит марка топлива «80».

Рекомендации по составляющим

Даже соблюдающий пропорцию до грамма владелец бензопилы может навредить своему инструменту, если использует некачественные или несоответствующие предназначению компоненты. Общей рекомендацией является использование специальных жидкостей.

Два слова о масле…


Масло для двухтактных двигателей выпускается преимущественно для бензомоторного хозяйственного инструмента. Оно всегда окрашено в какой-нибудь яркий цвет — синий, зелёный, красный, розовый. Это делается для того, чтобы при добавлении в бензин становилось ясно, что это готовая смесь, которую уже можно лить в бензобак. У крупных производителей, например, Stihl, есть несколько видов масел, которые различаются по цвету.

Если у вас пила, к которой рекомендовано масло того же производителя, послушайтесь этой рекомендации, если вы новичок. Только методом проб и ошибок опытные «пиловоды» находят то самое масло, которое подходит им больше всего.

Не лейте в двухтактный двигатель моторное масло для автомобилей! Хотя в интернете полно отзывов тех, кто говорит «Лью, и полёт нормальный», поверьте: они ещё не показывали мастеру поршневую своего инструмента. Да и дым из глушителя вас вряд ли обрадует.

… и о бензине


Говорить, что в нефтедобывающей и перерабатывающей России бензин в основном плохого качества — значит повторять очевидное. «Попасть» на плохое топливо можно не только на безымянных АЗС, но и на крупных заправочных комплексах с громким именем. Качественный бензин очень важен для современных высокотехнологичных бензопил — он позволяет им работать с максимальной отдачей и минимальным износом. Общим требованием на сегодня является использование бензина с октановым числом не ниже 92. Он обладает оптимальными показателями для бензопил.

В старые советские агрегаты можно было лить 76-ой бензин. Сегодня не стоит это делать даже с дешёвыми китайскими пилами — вы лишь ускорите её «смерть». Не рекомендуется также впадать и в другую крайность — лить 95-й или даже 98-й в дорогой инструмент, думая, что ему от этого будет лучше.

Аркадий, 39 лет, Москва, консультант магазина бензотехники

Мы рекомендуем лить в двухтактные двигатели 92-й бензин, купленный в проверенных местах, в качестве которого вы не сомневаетесь. Приходят покупатели и спрашивают: чем лучше бензин, тем лучше пиле? Почему тогда не лить 95-й? Ведь более совершенные автомобили требуют только его.

Ответ: большая часть российского бензина 95 — это тот же 92-й, но с присадками, уменьшающими детонацию. Бензопиле этот параметр не важен, ей нужен максимально чистый бензин, так как присадки совершенно лишние. Поэтому логика проста: лучше чистый 92-й, чем более дорогой 95-й, но с ненужными присадками.

— Аркадий, 39 лет, Москва, консультант магазина бензотехники

Что будет если залить отработку в бензопилу

Если вы не хотите, чтобы ваша бензопила отказала в неподходящий момент, используйте исключительно качественные горюче-смазочные материалы. Смешивать отработку с бензином запрещено. Причинами того являются следующие факторы:

  • Другая вязкость материала, поэтому отработка не способна обеспечивать эффективную смазку трущихся деталей и механизмов
  • В отработке содержатся мелкие частицы металла и стружка, которые попадая в бак, повлекут засорение топливного фильтра и канала. Если смазка попадет в цилиндр вместе с мелкими частицами, то они оставят свой отпечаток в виде ускоренного износа поршневых колец
  • Выделение большого количества черного дыма, что говорит о горении масла

Заливать суррогатные материалы нельзя не только в бак с бензином, но и в бак для смазки цепи. Что будет, если использовать отработку в баке для смазки цепи, можно увидеть на видео.

Используя инструкцию, можно самостоятельно приготовить правильную топливную смесь, на которой будет работать бензопила. При неправильном разбавлении топливной смеси снижается не только ресурс инструмента, но и снижается его производительность.

Инструкция по приготовлению смеси

Когда качественное топливо и хорошее специальное масло подготовлены, осталось только приготовить смесь:

  1. Взять подходящую мерную ёмкость. Ко многим пилам такая прилагается бесплатно. Главное — чтоб у неё были деления и плотно завинчивающаяся крышка. Объём должен быть в два-три раза больше, чем у бензобака. Это позволит приготовить смесь с небольшим запасом.
  2. Пользуясь воронкой, налить бензин в подходящую тару. Не доливайте до края пальца на четыре, чтобы потом оставалось место на взбалтывание.
  3. Наберите подходящее количество масла в шприц со снятой иглой. Удобнее всего использовать 20-кубовый шприц — на литр бензина это как раз соответствует пропорции 1/50. Выдавите масло из шприца в ёмкость с бензином
  4. Закрутите пробку и взболтайте тару. После того, как вы её откроете, смесь должна быть равномерного бледного оттенка того цвета, каким было масло. После этого её можно смело лить в бензобак.

Как увеличить срок службы бензопилы?

Будет бензопила технически исправной при одном условии:

при покупке инструмента детально читают инструкцию и рекомендации производителя по эксплуатации.

Строго придерживаются и выполняют предписания подбора компонентов для формирования горючей смеси, состоящей из бензина и рекомендуемого масла.

Нельзя использовать для формирования рабочего продукта масла, предназначенные для автотранспортных средств. Это делать категорически запрещается.

Советы бывалых

Богдан Михайлович, 51 год

Опыт владения бензопилами 14 лет

Сейчас масла развелось очень много, очень легко нарваться на подделку. Тут дело даже не том, что оно какое-то неправильное, просто обычная минералка, а вы её покупаете по цене фирменной именитой синтетики. Поэтому лучше берите у официальных дилеров — у них хоть поставки нормальные. Из фирм могу посоветовать Штиль, Орегон, Хускварна тоже неплохое, но как по мне, дороговато. В последнее время Зубр начал свои масла выпускать. Попробовал — вроде нормально, и дешевле, но в профессиональную технику лучше не лить. А для бытовых пойдёт.

Антон, 37 лет

Опыт использования бензопил в быту 6 лет

Я с удивлением вижу, как не только новички в бензотехнике, но и вполне седые дяди готовят целую канистру смеси, чтобы не делать этого каждый раз заново. Опомнитесь, люди, это смесь, она со временем немного расслаивается, осадок выпадает, свойства изменяются. она должна быть свежей. Максимальный срок её хранения — меньше месяца. А ещё лучше перед каждым сеансом болтать новую, руки не отвалятся, это минута дела. А потом жалуются на проблемы, на то, что пила чихает и всё такое. Конечно, масло отслоилось, цилиндр потёр насухую, получилась заусеница, а потом задир. В ремонт.

Нужны качественные компоненты

Практика доказывает влияние качества приготовленной смеси с учетом нужных пропорций на эксплуатационный срок использования инструмента, мощность, производительность :

  1. Не рекомендуется использовать компоненты, у которых окончился срок хранения.
  2. Особенно актуально для составных частей бензина и масла — не использовать компонентов, полученных на основе газовых конденсатов, поскольку молекулярная структура содержит вредные, для ДВС взвести и воду.
  3. Частичное несоответствие АИ-92 международным стандартам. АИ-95 марка насыщена присадками, гасящими детонационные моменты ДВС.

Отмеченные недостатки ограничивают во времени эксплуатационный ресурс ручных бензопил, ДВС которых работают на сложных консистенциях горючей смеси.

Смазочные материалы

Более строгие критерии выбора масляного компонента. В лучшем варианте — это рекомендованное производителем минеральное или полусинтетическое моторное масло, предназначенное для работы в высокооборотных двухтактных ДВС с воздушным охлаждением.

Преимущество минеральных масел в их меньшей стоимости. Их более дорогие полусинтетические и синтетические аналоги выгодно отличаются улучшенными рабочими характеристиками и соответствием экологическим стандартам.

Синтетики:

  • сохраняют рабочие свойства в широком диапазоне рабочих температур;
  • не образуют нагара;
  • содержат в своем составе моющие, противоокислительные, консервирующие и другие полезные для работы силового агрегата присадки.

Осторожно — фальсификат!

Мелкие частные компании из Китая и других азиатских стран специализируются на производстве моторных масел, которые по меньшей стоимости реализуются на рынках под торговой маркой ведущих производителей.

  • Характеристики поддельной продукции на порядок ниже фирменных оригиналов. Постоянное применение фальсификата отрицательно сказывается на работе бензопилы и долговечности ее эксплуатации.
  • Определить статус и качество масла может только опытный специалист, поэтому избежать возможных рисков можно, покупая расходные комплектующие в сети фирменных и лицензированных торговых точках.
  • Применение некондиционных смазочных материалов для сервисных специалистов является законным основанием для лишения владельца неисправной пилы гарантийных ремонтно-восстановительных обязательств.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]