Ремонт стальных штампованных дисков. Виды повреждений. Можно ли ремонтировать?


Колёсные диски в конструкции автомобиля выполняют две роли: эстетическую и практическую. Автовладельцы по-разному относятся к этим функциям. Некоторые ставят на первое место красоту, а другие функциональность. Но все водители переживают, после попадания колеса в яму. После сильного удара, может улетучится эстетичность и практичность. Моментально закрадывается мысль, насколько опустеет личный бюджет. Иногда, ремонт стальных дисков возможно сделать самостоятельно. Какие повреждения под силу исправить, а после каких диск проще выбросить — расскажем в этой статье.

Что представляет собой правка диска

Правка дисков – это процесс воссоздания первоначальной геометрии штампованного или литого изделия после его повреждения либо усталостных деформаций в результате слишком долгого использования и физического износа. Чтобы обеспечить правку диска, автолюбителю необходимо явиться со своим авто на станцию техобслуживания, где мастер проделает с испорченным колесом следующие процедуры:


Пресс для правки дисков

  • Для начала колесо снимается со ступицы при помощи баллонного или гидравлического ключа.
  • Изделие очищается от грязи щёткой, а потом моется под струёй воды.
  • Мастер тщательно обследует диск на предмет повреждений и появления трещин из-за деформаций.
  • После этого колесо помещается на специальный правочный пресс, надёжно фиксируется на нём, и специалист начинает свою работу.
  • Первое, что происходит – это исправление кривизны по внутренней части изделия, в ходе которого оно обретает правильную округлую форму. Происходит это за счёт работы гидравлического пресса, оказывающего усилие от 5 до 10 тонн, в зависимости от производителя и мощности прибора.
  • Достаточно часто бывает, что сама структура диска не тронута, но из-за сильного удара у него замят один из краевых кантов на бортике. Для этого используется прокатный стан, изделие, вращаясь, проходит через систему роторов, где происходит восстановление колеса.
  • Стальные штампованные диски править гораздо легче, так как их металл легко гнётся и для достижения результата нужно лишь восстановить геометрию. Если диск оказался легкосплавным, то в нём возможно образование микротрещин, от которых он может лопнуть. В таких случаях мастер прибегает к аргонной сварке, устраняя при этом дефект.


Правка литых дисков

  • После сварки он шлифует диск и подвергает его окраске с предварительным снятием старого слоя ЛКП. Правка стальных дисков проходит гораздо проще, их можно покрасить из обычного баллончика, особенно если после этого на них будут установлены декоративные колпаки.
  • По завершении операции колесо тестируется на специальной балансировочной машине, и если всё в порядке, на него одевается покрышка, готовое изделие в сборе фиксируется обратно на ступицу. Если диск нуждается в покраске, то вся процедура займёт около суток, если нет – то водитель уедет из СТО уже через 1-1,5 часа.

Именно поэтому официальные дилеры при малейшем изгибе колеса сразу настаивают лишь на замене диска. Однако, если речь идёт о штамповке из стали, то их правка – обычное дело, так как простой изгиб никак не отражается на свойствах пластичного и легко поддающегося обработке металла. Единственное, что надо будет обязательно сделать, когда уже прошла правка штампованных дисков, – это покрасить восстановленные изделия во избежание образования коррозии.


Прокатка штампованных дисков

Разновидности поправимых повреждений

Литые диски предназначены не только для придания транспортному средству привлекательного внешнего вида. Повреждение этих деталей может стать причиной ухудшения управляемости автомобиля в процессе движения. При этом езда на поврежденных дисках небезопасна.

Основные типы повреждений дисков колес:

  1. Трещины и сколы – образование на поверхности изделий небольших дефектов, нарушение лакокрасочного слоя. Причины таких повреждений: попадание машины в выбоины и большие ямы на дороге.
  2. Радикальное смещение – вмятины на изделии. Причины: попадание колеса в яму, наезд на бордюр.
  3. Осевое смещение – в результате бокового удара колеса автомобиля о бордюр иди прочее ТС на детали образовалась «восьмерка».

Диски с такими неисправностями можно отремонтировать.

Правка диска своими руками

Чтобы это сделать, автолюбителю достаточно иметь под рукой абсолютно жёсткое стальное основание, например, тиски или просто брусок, кувалду и строительный фен или газовую горелку, которую вполне можно заменить паяльной лампой. Далее все шаги делаются в следующем порядке:

  • Аналогично предыдущему способу, необходимо снять колесо, промыть и обследовать на предмет обнаружения прочих дефектов кроме замятого края.
  • Следующая ответственная процедура – это нагрев повреждённого участка, который лучше всего вести при помощи строительного фена, так как пламя от горелки безнадёжно испачкает поверхность изделия. В процессе повышения температуры сталь станет более податливой, но в то же время в бытовых условиях температуры пока ещё недостаточно для того, чтобы материал потерял свою структуру, или в ней произошли какие-либо изменения.
  • Далее нужно аккуратно положить его на металлическое основания прямо деформированной частью, зафиксировать либо надёжно держать рукой. Для этих целей лучше всего воспользоваться помощью ещё одного человека.
  • После того как изделие надёжно закреплено на стальной подкладке, необходимо взять кувалду и нанести несколько точных ударов по погнутому участку для его выпрямления.
  • Процедура правки легкосплавных дисков завершается при помощи 1-килограммового молотка, которым наносятся удары, и остатки деформаций рихтуются до достижения колесом необходимой формы.
  • Конечно, в процессе правки автомобильных дисков может быть повреждено лакокрасочное покрытие, особенно при нагреве изделия на открытом огне горелки. Если это штампованное изделие, то автолюбитель может восстановить его самостоятельно, однако в случае литья всё-таки стоит обратиться в СТО, где есть покрасочная камера, и специалисты выполнят работу с соблюдением необходимой технологии.


Установка диска перед правкой

Изготовление стенда для исправления колес

Чтобы изготовить аппарат для правки дисков, следуйте такому алгоритму действий:

  • на станину установите вал, где закрепите универсальную ступицу;
  • на ступицу поставьте изделие, которое нужно исправить;
  • закрепите станину к подставке. Сама подставка закрепляется на гидростанции, которая будет питать мобильный гидравлический цилиндр. На его штоке монтируется инструмент для правки дисков;
  • управляйте цилиндром при помощи гидравлического распределителя с клапаном редукционного типа;
  • чтобы иметь возможность устанавливать цилиндр под любым углом относительно ремонтируемого изделия, используйте пару подвижных кронштейнов.

Читать также: Igbt модуль как проверить

Чтобы станок для прокатки литых дисков мог закрепить изделия с разным диаметром, его ступица должна быть оснащена шайбами центрирующего типа нужных диаметров (всего потребуется 18 креплений).

Как происходит правка легкосплавных и алюминиевых дисков

В отличие от стальных штампованных изделий, сплавы на основе алюминия хоть и обладают повышенной прочностью, коррозионной стойкостью, а также имеют маленькую плотность, однако они плохо поддаются деформациям. Кроме того, при восстановлении геометрии колеса эксперты не рекомендуют применять высокую температуру, потому что оно потеряет свои физико-механические свойства и развалится при первом же сильном ударе.

Данная операция по правке дисков без нагрева имеет следующие важные особенности:

  • Прежде всего, водителю следует помнить, что правке алюминиевые диски подлежат лишь при незначительных деформациях, а какие-то более серьёзные повреждения почти всегда сопровождаются трещинообразованием, требующим сварочных работ с полным восстановлением колеса, а в отдельных случаях и его замены на новое изделие. Следует помнить, что после длительной эксплуатации профессионалы не рекомендуют менять колёса по 1 штуке. Это означает, что покупать новые диски для их замены следует в идеале сразу на все 4 ступицы либо, если это сильно бьёт по карману, то хотя бы по 2 штуки на целую ось.
  • Предел нагрева алюминиевых дисков – это температура до 300 градусов Цельсия, так как известно, что спекание порошковой окраски происходит именно при таком термическом воздействии, и структура алюминия никак не нарушается.
  • Также незначительный нагрев необходим, чтобы снять все напряжения в металле после аварии, так как непроектные деформации всегда сопровождаются сильными внутренними усилиями в структуре металла.


Нагрев легкосплавного диска перед правкой

  • Прибегать к правке колесных дисков при помощи пресса стоит только в том случае, если диск со спицами изогнулся в форме яйца, и ему нужно комплексное восстановление геометрии. Во всех остальных случаях, в том числе и локальных деформациях, лучше обратиться к прокатному стану, так как он даёт меньшую нагрузку на всю структуру изделия, что в значительной степени делает дальнейшую эксплуатацию безопасной.

Таким образом, правка литых или штампованных дисков, несмотря на заверения профессионалов, заинтересованных в ведении этой деятельности, является достаточно сомнительной процедурой. Если же автолюбитель нацелен лишь на экономию средств, а не вынужденно обращается в техцентр, то ему следует помнить, что сэкономленная разница может вылиться не только в лопнувшее колесо.

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! А что для вас значат колесные диски? Вот лично вы, какую роль им отводите, в первую очередь? Эстетическую или практическую?

Пусть эти вопросы не покажутся вам странными. Ведь, чего греха таить, очень редкий автомобилист задумывается о роли и значении колесного диска в повседневной жизни.

Только фанаты , да пожалуй, и всё. А мы, основная масса автовладельцев, вспоминаем о дисках лишь тогда, когда попадаем в яму, и нам уже безоговорочно требуется ремонт автомобильных дисков.

Важно помнить всегда! Неисправный колесный диск, это лишние затраты на ремонт или замену деталей:

  • выход из строя элементов рулевого механизма;
  • выход из строя. В частности — ;
  • нарушение , с вытекающим отсюда «пожиранием» резины;

Когда требуется выполнить прокатку

Понять о том, что колёсным дискам требуется пройти реставрацию, дабы вернуть правильную геометрию, помогает сам автомобиль. Машина меняет характер своего поведения на дороге, заставляя водителя почувствовать неладное и ощутить изменения.

Специалисты и просто бывалые автомобилисты выделяют 3 ключевых признака, по которым наверняка можно понять, что геометрия нарушения, смещения произошли, и нужно предпринимать какие-то действия.

Ошибочно полагаться исключительно на визуальный осмотр. Внешне колесо может выглядеть вполне нормально и не вызывать никаких подозрений. Но даже при небольших дефектах и нарушениях геометрии можно столкнуться с неприятными последствиями. Лучше прислушайтесь к собственному транспортному средству. Если заметите хотя бы один из перечисленных ниже признаков, стоит хотя бы посетить автосервис и пройти процедуру диагностики. В случае, когда проверка подтверждает осевое, радиальное или комбинированное смещение, проводится уже непосредственно сама прокатка.

  1. Резина на колёсах начинает изнашиваться чрезмерно быстро. Причём параллельно наблюдается неравномерное уменьшение толщины протектора. Это не всегда говорит именно о проблемах с геометрией диска. Но выступает в качестве одной из потенциальных причин.
  2. Ощущается ухудшение уровня сцепления колёс с дорожным полотном. Также падает эффективность рулевого управления, торможение происходит дольше, тормозной путь увеличивается. Для этого нужно понимать и знать, как в нормальных условиях ведёт себя машина. Малоопытные водители не всегда могут заметить подобные признаки.
  3. При движении чувствуется посторонняя вибрация. Эти вибрации передаются на руль в той ситуации, когда повреждены именно передние колёсные диски, расположенные на передней оси. А когда геометрия нарушена со стороны задней оси, тогда вибрации будут передаваться на кузов.

Крайне опрометчиво и ошибочно игнорировать подобные симптомы. Если продолжать эксплуатировать машину с такой проблемой, постепенно это приведёт к разрушению конструктивных элементов подвески и узлов рулевого управления. Можно только представить, во сколько обойдётся их ремонт или замена. По сравнению с прокаткой дисков, это огромные финансовые затраты.


Процесс прокатки

Существующие способы окрашивания

Прошли те времена, когда автолюбители, желающие выполнить покраску самостоятельно, могли воспользоваться только нитроэмалью, а в крайнем случае применяли масляные и пентафталевые краски. Сейчас появились новые химические составы, благодаря которым есть возможность покраски ободьев несколькими способами:

  • с помощью акриловых красок, продающихся в аэрозольных баллончиках;
  • нанесение полимерных покрытий;
  • старый способ — окрашивание автомобильной нитроэмалью;
  • укладка слоя так называемой жидкой резины;
  • хромирование.


Так выглядит вновь покрашенный диск на автомобиле

Не все из перечисленных вариантов пригодны для реализации в домашних условиях. Взять полимерное (порошковое) покрытие, обладающее очень высокой стойкостью к воздействию окружающей среды и механическим повреждениям. Его наносят по определённой технологии, состоящей из таких этапов:

  1. Подготовка поверхности, включающая обезжиривание.
  2. Грунтование специальным составом.
  3. Нанесение порошковой эмали.
  4. Отвердевание лакокрасочного покрытия в печи.

Справка. В продаже можно найти полимерные краски, застывающие без термической обработки. Но их прочность и долговечность не столь высока и по эксплуатационным свойствам приравнивается к акриловым покрытиям.

Поскольку печь для термообработки крашеных изделий есть не в каждом доме, данный способ не подойдёт рядовому владельцу авто. Разве что вы обратитесь в специализированную автомастерскую, где качественно нанесут полимер, взяв достойную оплату.

По тем же причинам в домашних условиях практически невозможно выполнить хромирование. Это сложный технологический процесс, включающий в себя последовательное нанесение различных компонентов с несколькими промежуточными промывками дистиллированной водой. Причём время укладки химикатов на поверхность строго регламентировано. Поэтому для придания дискам эффекта хромированной поверхности придётся опять же обратиться к профессионалам.


Колёсный диск с покрытием под хром

Примечание. Хромирование можно имитировать с помощью специальных аэрозольных красок типа «хром — эффект», наносимых на слой чёрного грунта. Правда, придётся потратиться на дорогую эмаль, поскольку от применения дешёвой вы получите цвет «металлик», а отнюдь не блестящую поверхность. Технология окрашивания аналогична использованию акриловых составов, о чём будет рассказано ниже.

Факторы ценообразования

  • Место оказания услуги.
  • Сложность работы.
  • Размер детали.
  • Модель автомобиля.
  • Квалификация и опыт мастера.
  • Срочность работы.
  • Применяемые инструменты, оборудование.
  • Известность сервисной компании.
  • Необходимость вызова мастера.
  • Наличие акций, скидок.
  • Необходимость проведения дополнительных работ.

Чем больше размер диска, тем дороже обойдется его реставрация. Чем выше квалификация и больше опыт у мастера, тем прайс на его работу будет выше. Чем известнее СТО, тем дороже стоят его услуги. Чем сложнее работа, тем дороже она обойдется. Дополнительные работы (очистка, шлифовка, покраска, полировка, заделка трещин) оплачиваются мастеру отдельно.

Подготовка оборудования и материалов

Технология нанесения любой краски на автомобильные диски предусматривает метод напыления из баллончика либо краскопультом, кисточки здесь неприменимы. Для работы краскопульта необходим компрессор или баллон с кислородом, а таким оборудованием располагает небольшая часть владельцев загородных домов.


Набор инструментов и материалов для восстановления ободьев

Отсюда вывод: красящие составы и грунт лучше всего покупать в аэрозольных баллонах, благо, в продаже есть широкий выбор эмалей в подобной таре. Кроме того, для выполнения работ понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • дрель электрическая либо угловая шлифовальная машина с насадкой из стальной проволоки (так называемый ёрш);
  • крупная и мелкая наждачная бумага, подойдёт зернистость 400 и 200;
  • преобразователь ржавчины либо его аналог — ортофосфорная кислота;
  • средство для обезжиривания — уайт-спирит, нефрас (иначе — бензин «Калоша»), органический растворитель;
  • малярный скотч, контурная лента;
  • краска в расчёте 1 баллон объёмом 450 мл на 2 диска, жидкой резины может понадобиться больше;
  • грунтовка (1 баллон на 4 диска);
  • ветошь, резиновые перчатки, респиратор либо марлевая повязка.


Набор химикатов для покраски

Примечание. Не подойдёт для обезжиривания ацетон и неорганические растворители для нитрокрасок, поскольку они не способны разлагать жиры.

Важный момент. Грунтовку необходимо подбирать таким образом, чтобы она соответствовала основе, на которой изготовлена краска. Например, для составов на основе акрила нужен акриловый грунт и так далее. Сама технология нанесения мало отличается от типа эмали, операции выполняются одни и те же.

Этапы прокатки

Процедура прокатки требует специального оборудования и привлечения опытных специалистов, поэтому без хорошей шиномонтажной мастерской автовладельцу не обойтись. В итоге она осуществляется в несколько этапов, о которых подробнее ниже. Данная процедура осуществляется в несколько этапов:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Прокатка.
  3. Замеры и доработка.

На первом этапе производится осмотр детали. Внимательный специалист оценит, стоит ли подвергать обработке данный колесный диск или целесообразнее приобрести новый элемент. Если на поверхности металла замечены даже незначительные трещины, такой диск ремонтировать нельзя. В остальных случаях выравниванию подвергаются большинство дефектов.

Прокатка осуществляется на специальном стенде. Оборудование настраивается под диаметр диска и на него устанавливается деталь. Движение ролика осуществляется под воздействием гидравлики. Время работы зависит от степени повреждения.

Третий этап заключается в доработке и окончательной балансировке колеса. Еще в процессе прокатки специалист периодически проверяет геометрию диска и производит замеры. При отклонении от нормы он дополнительно настраивает оборудование и устраняет дефекты, добиваясь идеально ровной поверхности.

В заключении деталь еще раз подвергается проверке и производится балансировка колес. А если не прокатывать? Большинство автовладельцев не станут ездить на согнутом диске просто потому, что это некомфортно. Дефекты на колесе будут постоянно сопровождаться толчками и вибрациями. Но кроме потери комфорта, подобное повреждение может привести к более серьезным последствиям. Даже если дефект незначительный и почти незаметен при езде, игнорировать его нельзя. Исследования говорят, что при отклонении в балансировке на 15 грамм, 14-ти дюймовые диски, разогнанные до 100 км/ч, испытывают нагрузку, сравнимую с ударами средней тяжести молотка 800 раз в минуту.

А теперь представьте, что произойдет с подвеской вашего автомобиля через две-три тысячи километров пробега. Кроме того, такой дисбаланс в колесах полностью уничтожит новый комплект шин всего за пару месяцев

Поэтому не стоит недооценивать важность мелочей. Если вы въехали в глубокую яму на скорости и получили ощутимый удар, поспешите обратиться в проверенный автосервис для диагностики

Шиномонтажные работы в автосервисе Качество прокатки напрямую зависит от оборудования, на котором будет выполняться работа. Поэтому, желая осуществить ремонт автомобиля и привести его в надлежащий вид, владельцы сталкиваются с другой проблемой: где найти надежный автосервис, в котором можно осуществить качественные работы на надлежащем уровне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]