СПЛАВЫ,
материалы, имеющие металлические свойства и состоящие из двух или большего числа химических элементов, из которых хотя бы один является металлом. Многие металлические сплавы имеют один металл в качестве основы с малыми добавками других элементов. Самый распространенный способ получения сплавов – затвердевание однородной смеси их расплавленных компонентов. Существуют и другие методы производства – например, порошковая металлургия. В принципе, четкую границу между металлами и сплавами трудно провести, так как даже в самых чистых металлах имеются «следовые» примеси других элементов. Однако обычно под металлическими сплавами понимают материалы, получаемые целенаправленно добавлением к основному металлу других компонентов.
Также по теме:
МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ
Почти все металлы, имеющие промышленное значение, используются в виде сплавов (см
. табл. 1, 2). Так, например, все выплавляемое железо почти целиком идет на изготовление обычных и легированных сталей, а также чугунов. Дело в том, что сплавлением с некоторыми компонентами можно существенно улучшить свойства многих металлов. Если для чистого алюминия предел текучести составляет всего лишь 35 МПа, то для алюминия, содержащего 1,6% меди, 2,5% магния и 5,6% цинка, он может превышать 500 МПа. Аналогичным образом могут быть улучшены электрические, магнитные и термические свойства. Эти улучшения определяются структурой сплава – распределением и структурой его кристаллов и типом связей между атомами в кристаллах.
Многие металлы, скажем магний, выпускают высокочистыми, чтобы можно было точно знать состав изготавливаемых из него сплавов. Число металлических сплавов, применяемых в наши дни, очень велико и непрерывно растет. Их принято разделять на две большие категории: сплавы на основе железа и сплавы цветных металлов. Ниже перечисляются наиболее важные сплавы промышленного значения и указываются основные области их применения.
Сталь.
Также по теме:
ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПРИРОДЕ – КРУГОВОРОТ И МИГРАЦИЯ
Сплавы железа с углеродом, содержащие его до 2%, называются сталями. В состав легированных сталей входят и другие элементы – хром, ванадий, никель. Сталей производится гораздо больше, чем каких-либо других металлов и сплавов, и все виды их возможных применений трудно было бы перечислить. Малоуглеродистая сталь (менее 0,25% углерода) в больших количествах потребляется в качестве конструкционного материала, а сталь с более высоким содержанием углерода (более 0,55%) идет на изготовление таких низкоскоростных режущих инструментов, как бритвенные лезвия и сверла. Легированные стали находят применение в машиностроении всех видов и в производстве быстрорежущих инструментов. См. также
СТАНКИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ.
История открытия
Из школьного курса все помнят «железный век». Это период истории, когда человек впервые научился получать этот металл из руды. Железный век приходится на период с 9 по 7 век до нашей эры. Этот металл оказал огромное влияние на развитие людей того времени. По своим характеристикам он вытеснил смеси цветных металлов. Из него изготавливали орудия труда, оружие, доспехи, материалы для строительства и многое другое. Постепенно кузнецы начали смешивать его с другими металлами, чтобы получить новые материалы. Так появлялись новые сплавы.
Сплавы на основе меди.
В основном это латуни, т.е. медные сплавы, содержащие от 5 до 45% цинка. Латунь с содержанием от 5 до 20% цинка называется красной (томпаком), а с содержанием 20–36% Zn – желтой (альфа-латунью). Латуни применяются в производстве различных мелких деталей, где требуются хорошая обрабатываемость и формуемость. Сплавы меди с оловом, кремнием, алюминием или бериллием называются бронзами. Например, сплав меди с кремнием носит название кремнистой бронзы. Фосфористая бронза (медь с 5% олова и следовыми количествами фосфора) обладает высокой прочностью и применяется для изготовления пружин и мембран.
Свинцовые сплавы.
Обычный припой (третник) представляет собой сплав примерно одной части свинца с двумя частями олова. Он широко применяется для соединения (пайки) трубопроводов и электропроводов. Из сурьмяно-свинцовых сплавов делают оболочки телефонных кабелей и пластины аккумуляторов. Сплавы свинца с кадмием, оловом и висмутом могут иметь точку плавления, лежащую значительно ниже точки кипения воды (~70° C); из них делают плавкие пробки клапанов спринклерных систем противопожарного водоснабжения. Пьютер, из которого ранее отливали столовые приборы (вилки, ножи, тарелки), содержит 85–90% олова (остальное – свинец). Подшипниковые сплавы на основе свинца, называемые баббитами, обычно содержат олово, сурьму и мышьяк.
Сферы применения
Этот материл применяется в разных отраслях промышленности:
- Смеси и однородный металл применяются в машиностроении. Из них изготавливаются внутренние детали, корпуса, подвижные механизмы.
- Судостроение, самолётостроение, ракетостроение.
- Строительство — изготовление крепежей, расходных материалов.
- Приборостроение — изготовление электроники для дома.
- Радиоэлектроника — создание элементов для электроприборов.
- Медицина, станкостроение, химическая промышленность.
- Изготовление оружия.
Если для чего-то не подходит однородный материал, подойдут соединения на его основе, характеристики которых значительно отличаются.
Алюминиевые сплавы.
К ним относятся литейные сплавы (Al – Si), сплавы для литья под давлением (Al – Mg) и самозакаливающиеся сплавы повышенной прочности (Al – Cu). Алюминиевые сплавы экономичны, легкодоступны, прочны при низких температурах и легко обрабатываемы (они легко куются, штампуются, пригодны для глубокой вытяжки, волочения, экструдирования, литья, хорошо свариваются и обрабатываются на металлорежущих станках). К сожалению, механические свойства всех алюминиевых сплавов начинают заметно ухудшаться при температурах выше приблизительно 175° С. Но благодаря образованию защитной оксидной пленки они проявляют хорошую коррозионную стойкость в большинстве обычных агрессивных сред. Эти сплавы хорошо проводят электричество и тепло, обладают высокой отражательной способностью, немагнитны, безвредны в контакте с пищевыми продуктами (поскольку продукты коррозии бесцветны, не имеют вкуса и нетоксичны), взрывобезопасны (поскольку не дают искр) и хорошо поглощают ударные нагрузки. Благодаря такому сочетанию свойств алюминиевые сплавы служат хорошими материалами для легких поршней, применяются в вагоно-, автомобиле- и самолетостроении, в пищевой промышленности, в качестве архитектурно-отделочных материалов, в производстве осветительных отражателей, технологических и бытовых кабелепроводов, при прокладке высоковольтных линий электропередачи.
Примесь железа, от которой трудно избавиться, повышает прочность алюминия при высоких температурах, но снижает коррозионную стойкость и пластичность при комнатной температуре. Кобальт, хром и марганец ослабляют охрупчивающее действие железа и повышают коррозионную стойкость. При добавлении лития к алюминию повышаются модуль упругости и прочность, что делает такой сплав весьма привлекательным для авиакосмической промышленности. К сожалению, при своем превосходном отношении предела прочности к массе (удельной прочности) сплавы алюминия с литием обладают низкой пластичностью.
Популярные темы сообщений
- Шевардинский редут. Памятник на Бородинском поле
Бородинское сражение является одной из героических страниц отечественной истории. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» Эти строки М.Ю. Лермонтова каждый знает наизусть с детства. Не иссякнет память в сердцах людей о кровопролитном - Кожа человека
Кожный покров человека выполняет множеств функций. Кожа защищает организм человека от внешней среды, вредоносных бактерий и микроб. Ученые выяснили, что кожа является органом, причем самым большим и тяжелым, - Животные красной книги
Человек еще с давнего времени старался жить в идиллии с миром животных. Природа полностью помогала человеку выжить и адаптироваться в мире. Но со временем люди перестали это ценить. Они начали загрязнять водоемы, уничтожать плодородные
Магниевые сплавы.
Магниевые сплавы легки, характеризуются высокой удельной прочностью, а также хорошими литейными свойствами и превосходно обрабатываются резанием. Поэтому они применяются для изготовления деталей ракет и авиационных двигателей, корпусов для автомобильной оснастки, колес, бензобаков, портативных столов и т.п. Некоторые магниевые сплавы, обладающие высоким коэффициентом вязкостного демпфирования, идут на изготовление движущихся частей машин и элементов конструкции, работающих в условиях нежелательных вибраций.
Магниевые сплавы довольно мягки, плохо сопротивляются износу и не очень пластичны. Они легко формуются при повышенных температурах, пригодны для электродуговой, газовой и контактной сварки, а также могут соединяться пайкой (твердым), болтами, заклепками и клеями. Такие сплавы не отличаются особой коррозионной стойкостью по отношению к большинству кислот, пресной и соленой воде, но стабильны на воздухе. От коррозии их обычно защищают поверхностным покрытием – хромовым травлением, дихроматной обработкой, анодированием. Магниевым сплавам можно также придать блестящую поверхность либо плакировать медью, никелем и хромом, нанеся предварительно покрытие погружением в расплавленный цинк. Анодирование магниевых сплавов повышает их поверхностную твердость и стойкость к истиранию. Магний – металл химически активный, а потому необходимо принимать меры, предотвращающие возгорание стружки и свариваемых деталей из магниевых сплавов. См. также
СВАРКА.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТАЛЛАХ И СПЛАВАХ
Раздел первый ОСНОВЫ МЕТАЛЛОВЕДЕНИЯ
Глава I ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О МЕТАЛЛАХ И ИХ СПЛАВАХ
Общие сведения о металлах и их сплавах
В настоящее время известно 107 химических элементов (см. Периодическую систему элементов Д. И. Менделеева), которые делятся на две основные группы: металлы и неметаллы (металлоиды). Большинство элементов (83) — металлы, отличительными признаками которых являются непрозрачность, специфический блеск, высокая теплопроводность и электропроводность, ковкость и др. При обычной температуре все металлы, кроме ртути, находятся в твердом состоянии. Металлоиды не имеют таких свойств.
Перечисленными выше свойствами металлы обладают в различной степени, что и определяет их различное практическое использование. Наиболее широкое применение в промышленности получили железо, медь, алюминий, магний, свинец, цинк и олово.
В земной коре металлы занимают небольшое место (около 15% по массе), остальную часть составляют кислород (49%), кремний (26%) и другие металлоиды. Самыми распространенными металлами являются алюминий (7%) и железо (5%), реже встречаются кальций, натрий, магний и калий. Содержание урана, золота, платины и других редких металлов определяется миллионными и миллиардными долями процента.
В технике слово «металлы» объединяет чистые металлы и сплавы. Чистыми металлами
называют химические элементы обычно с небольшими добавками других элементов (примесей). Например, техническая медь содержит примеси свинца, висмута, сурьмы, железа, мышьяка, олова и других элементов.
Сплавы
— это сложные материалы, образующиеся путем соединения двух и более элементов (в том числе и неметаллов).
Чистые металлы имеют заданные природой свойства. Сплавам можно придать необходимые свойства, поэтому они и получили наибольшее распространение.
В промышленности металлы обычно делят на две группы: черные и цветные. Черные металлы — это железо и его сплавы с углеродом (сталь и чугун). Цветные металлы — это медь, алюминий, магний, никель, цинк, олово, свинец и др. и их сплавы. Наиболее распространены черные металлы (на их долю приходится более 90% общей массы металлов). Из металлоидов широко применяют углерод и кремний.
Металлы получают из металлических руд, которые представляют собой скопление химических элементов в виде простых веществ или соединений. Добычей руд из недр земли занимается горнодобывающая промышленность, получением металлов и сплавов из руд — металлургическая. В соответствии с делением металлов на черные и цветные металлургия делится также на черную и цветную.
В настоящее время выплавляют около 75 металлов и огромное количество сплавов.
§ 2.
Внутреннее строение металлов и их сплавов
Все вещества состоят из атомов, а атом — из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг него отрицательно заряженных электронов (рис. 1). В ядре находятся положительно заряженные частицы — протоны. Количество протонов при обычном состоянии атома равно количеству электронов, т. е. атом электрически нейтрален. Число электронов, обозначенное порядковым номером в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, для каждого элемента различно. Атом при определенных условиях может терять и приобретать электроны. Если электронов станет больше, чем протонов, то он будет заряжен отрицательно, а если меньше, то положительно. Такой электрически заряженный атом называется попом.
Электроны вращаются вокруг ядра по орбитам, число которых определяется номером периода элемента в периодической, системе.
У металлов на внешней орбите находятся один, два или три электрона, слабо связанных с ядром, поэтому под воздействием положительно заряженных атомов они могут отрываться от своего атома, превращая его в положительно заряженный ион. Электроны, свободно переходящие от одного атома к другому, называются свободными.
Атомы металлоидов при определенных условиях стремятся заполнить внешнюю оболочку, т. е. присоединить электроны и превратиться в отрицательно заряженные ноны.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТАЛЛАХ И СПЛАВАХ
Используемые в технике металлические материалы разделяют на простые и сложные металлы (сплавы).
Простые металлы
состоят из одного основного элемента и незначительного количества примесей других элементов. Например, технически чистая медь содержит от 0,1 до 1 % примесей свинца, висмута, сурьмы и других элементов.
Сплавы
— это сложные металлы, представляющие сочетание какого-либо простого металла (основы сплава) с другими металлами или неметаллами. Например, латунь — сплав меди с цинком. Здесь основу сплава составляет медь.
Химический элемент, входящий в состав металла или сплава, называется компонентом.
По числу компонентов сплавы делятся на двухкомпонентные (двойные), трех-компонентные (тройные) и т. д.
Большинство сплавов получают сплавлением компонентов в жидком состоянии.
Сплавы превосходят простые металлы по прочности, твердости, обрабатываемости и т. д. Вот почему они применяются в технике значительно шире простых металлов. Например, железо — мягкий металл, почти не применяющийся в чистом виде. Зато самое широкое применение в технике имеют сплавы железа с углеродом — стали и чугуны.
Все применяемые в технике металлы и сплавы делят ся на черные и цветные.
К черным металлам
относятся железо и его сплавь (сталь и чугун). Все остальные металлы и сплавы состав представляют группу цветных металлов.
Наибольшее распространение в технике получили черные металлы. Это обусловлено большими запасами железных руд в земной коре, сравнительной простотой технологии выплавки черных металлов, их высокой прочностью.
Цветные металлы
применяются в технике реже, чем черные. Это объясняется незначительным содержанием многих цветных металлов в земной коре, сложностью процесса их выплавки из руд, недостаточной прочностью. Цветные металлы дороже черных. Во всех случаях, когда это возможно, их заменяют черными металлами, пластмассами и другими материалами.
Из большого числа цветных металлов и сплавов в
сельскохозяйственной технике наибольшее распространение получили
сплавы алюминия, меди,
а также
подшипниковые сплавы.
Все металлы и сплавы в твердом состоянии имеют
кристаллическое
строение, т. е. их атомы (ионы) расположены в строго определенном порядке. Этим кристаллические тела отличаются от
аморфных
тел, у которых атомы расположены хаотично. Аморфными телами являются стекло, клей, воск и др.
Если атомы металла мысленно соединить прямыми линиями, то получится правильная геометрическая система, называемая пространственной кристаллической решеткой.
Из кристаллической решетки можно выделить
элементарную кристаллическую ячейку,
представляющую комплекс атомов, повторением которого в трех измерениях можно построить всю решетку. Наиболее распространены три типа элементарных кристаллических ячеек металлов (рис. 1):
кубическая объемно-центрированная
(такую решетку имеют хром, вольфрам, молибден и др.),
кубическая гранецентрированная
(алюминий, медь, свинец и др.) и
гексагональная
(цинк, магний и др.).
В узлах кристаллических решеток металлов расположены положительно заряженные ионы, удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга свободными электронами. Такое внутреннее строение обусловливает характерные признаки металлов, такие, как высокая электро- и теплопроводность, пластичность (ковкость) и др.
Свойства металлов и сплавов зависят от природы их атомов, типа кристаллической решетки и от расстояния между атомами в решетке.
Все свойства металлов делятся на физические, химические, механические и технологические.
Физические свойстваметаллов и сплавов определяются цветом, плотностью, температурой плавления, тепловым расширением, тепло- и электропроводностью, а также магнитными свойствами (табл. 1). Плотность
металла — величина, определяемая отношением массы металла к занимаемому им объему. Она измеряется в кг/м3. Для снижения массы изделия необходимо использовать материалы с небольшой плотностью (сплавы магния, алюминия и титана).
Температура плавления
— температура, при которой металл переходит из твердого состояния в жидкое. Знание температуры плавления металлов и сплавов необходимо в металлургии, в литейном производстве, при горячей обработке металлов давлением, при сварке, пайке и других процессах, сопровождающихся нагреванием металлических материалов.
Тепловое расширение —
изменение линейных размеров
иобъема металлического материала при нагревани. Неодинаковость величины теплового линейного расширения материалов характеризуется коэффициентом линейного расширения а, который показывает, на какую долю первоначальной длины при 0 °С удлинилось тело вследствие нагревания его на 1 °С. Тепловое расширение металлов необходимо учитывать при изготовлении и эксплуатации точных, сложностью приборов и инструментов, изготовлении литейных форм, Прокладке железнодорожных рельс и т. д.
Теплопроводность
— способность металлов передавать’ Теплоту от более нагретых частей тела к менее нагретым. Среди металлических материалов лучшей теплопроводностью обладают серебро, медь, алюминий.
Электропроводность
— способность металлов провопить электрический ток. Она оценивается на практике Величиной удельного электросопротивления р. Чем меньше электросопротивление, тем более электропроводен металлический материал. Высокой электропроводностью Обладают те металлы, которые хорошо проводят электрический ток (серебро, медь, алюминий).
Способность металлов намагничиваться под действием магнитного поля/называют магнитной проницаемостью.
Сильно выраженными магнитными свойствами обладают железо, никель, кобальт и их сплавы. Эти металлы называют
ферромагнитными
Механическими свойствамиметаллов называется совокупность свойств, характеризующих способность металлических материалов сопротивляться воздействию внешних усилий (нагрузок).
К механическим свойствам металлов. относятся:
прочность — способность материала сопротивляться действий внешних сил без разрушения; упругость
— способность материала восстанавливать свою первоначальную форму и размеры после прекращения действия внешних сил, вызвавших деформацию;
пластичность
— способность материала изменять свою форму и размеры под действием внешних сил, не разрушаясь, и сохранять полученные деформации после прекращения действия внешних сил;
твердость
— способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого, более твердого тела;
вязкость
— способность, металлических материалов оказывать сопротивление быстро возрастающим (ударным) нагрузкам; хрупкость — свойство, обратное вязкости;
1 ползучесть
— свойство металлических материалов медленно и непрерывно пластически деформироваться при длительной нагрузке и высоких температурах;
усталость
— процесс постепенного накопления повреждений материала под действием повторно-переменных напряжений, приводящих к уменьшению долговечности, образованию трещин и разрушению. Способность металлических материалов противостоять усталости называется
выносливостью.
Механические свойства являются основной характеристикой металлов и сплавов, поэтому на заводах созданы специальные лаборатории, где производятся различные испытания с целью определения этих свойств.
Механические испытания можно разделить на:
статические,
при которых нагрузка, действующая на металлический образец или деталь, остается постоянной или возрастает крайне медленно;
динамические
(ударные), при которых нагрузка возрастает быстро и действует в течение незначительного времени;
испытание при повторных или знакопеременных нагрузках
— нагрузках, изменяющихся многократно по величине или по величине и направлению.
Рассмотрим основные виды испытаний металлов с целью определения их механических свойств.
Технологические свойства характеризуют способность металлов поддаваться различным видам технологической обработки для получения определенной формы, размеров и свойств: Они имеют большое значение при выборе металлических материалов для изготовления деталей машин и конструкций. Из технологических свойств наибольшее значение имеют обрабатываемость резанием, свариваемость, ковкость, прокаливаемость, литейные свойства.
Обрабатываемостью резанием называется
способность металлов подвергаться обработке режущими инструментами для придания деталям определенной формы, размеров (с необходимой точностью) и чистоты поверхности. Обрабатываемость резанием определяется по скорости резания, усилию резания и по шероховатости обрабатываемой поверхности. При разных методах обработки (точении, сверлении, фрезеровании и т. д.) обрабатываемость одного и того же металла может быть различной. Для улучшения обрабатываемости сталей в них допускается повышенное содержание серы, а также вводятся свинец, селен и другие элементы.
Свариваемостью
называется свойство металла или сплава образовывать при установленной технологии сварки соединения, отвечающие требованиям, обусловленным конструкцией и эксплуатацией изделия. Свариваемость углеродистых сталей ухудшается с по-вышением содержания в них углерода.
Ковкостью
называется способность металла без разрушения поддаваться обработке давлением (ковке, штамповке, прокатке и т. д.). Ковкость металла зависит от его пластичности. Чем металл более пластичен, тем лучше он поддается обработке давлением.
Металлы обладают ковкостью как в холодном, так и в нагретом состоянии. В холодном состоянии хорошо куются латуни и сплавы алюминия, сталь — в нагретом • состоянии. Чугун из-за повышенной хрупкости обработке давлением не подвергается.
Прокаливаемость
— способность стали воспринимать закалку на определенную глубину от поверхности. Прокаливаемость стали определяется по виду излома, по измерению твердости в различных точках сечения образца, а также методом торцовой закалки.
Литейные свойства
металлов определяются жидкоте-кучестью, усадкой и склонностью к ликвации.
Жидкоте кучесть
— это способность расплавленного металла заполнять форму и давать плотные отливки с точной конфигурацией.
Усадка
— сокращение объема расплавленного металла при затвердении и последующем охлаждении.
Ликвация
— неоднородность химического состава твердого металла в разных частях отливки. .
При выборе литейных материалов учитывают, что чугун обладает высокими литейными свойствами: хорошей жидкотекучестью, небольшой усадкой и незначительной склонностью к ликвации. Литейные свойства стали хуже, чем чугуна.
Химические свойства металлов
Химическим свойством
называется способность металлов под действием окружающей среды превращаться в другие вещества и изменять свои свойства.
К химическим свойствам относится способность металлов корродировать, т. е. окисляться под действием кислорода воздуха и воды, разрушаться под действием кислот и щелочей, образовывать окалину при нагреве в окислительной среде.
Коррозии(лат. corrosia — разъедание) подвергаются почти все металлы. Например, железо на воздухе ржавеет, медь покрывается зеленым слоем окиси, алюминий — белым слоем окиси и т. д.
Металлы, не поддающиеся коррозии, называются благородными. К ним относятся золото и платина. Они разрушаются только в смеси соляной и азотной кислот, называемой «царской водкой».
Высокой коррозионной стойкостью обладают хром, никель и их сплавы, а титан и его сплавы по коррозионной стойкости приближаются к благородным металлам.
[Химическая коррозия
возникает вследствие химического взаимодействия металла со средами, не являющимися проводниками электрического тока (сухие газы, нефть, бензин, керо-син, масла). При этом металлы вступают в химическое взаимодействие с активными веществами внешней среды, обычно с кислородом, в результате чего на поверхности металлов появляются окисные пленки и изделие начинает разрушаться.
Типичным примером химической коррозии является газовая коррозия, которая наблюдается при нагреве заготовок для ковки и термической обработки, деталей топок и дымоходов котлов, проточных частей газовых турбин, выхлопных труб двигателей и т. д. На судах химической коррозии подвергаются внутренние поверхности цистерн с керосином или бензином, танки с нефтью и другими подобными продуктами.
Электрохимическая коррозия
возникает при взаимодействии металла с электролитом, т. е. со средами, проводящими электрический ток (щелочи, растворы солей и кислот, вода и воздух). Коррозию металлов в атмосфере воздуха обычно называют ржавлением.
Явления при электрохимической коррозии по своей природе не отличаются от тех, которые происходят в гальванических элементах. Известно, что при работе гальванического элемента положительно заряженные ионы анода переходят в раствор.» При этом анод заряжается отрицательно, а раствор (электролит), приобретая эти ионы, заряжается положительно. Таким образом, возникает разность потенциалов. Чем она больше, тем быстрее переходят ионы с анода в раствор и, следовательно, тем быстрее анод разрушается.
Разность потенциалов, возникающая на поверхности металла, соприкасающегося с электролитом, называется электродным потенциалом. Значения электродных потенциалов элементов измеряют по отношению к водороду, потенциал которого принят равным нулю (табл. 4). Металлы, расположенные выше водорода, электроположительны, а ниже — электроотрицательны.
Если построить гальванический элемент из двух разнородных металлов, то разрушаться будет тот, который в таблице расположен ниже. Так, если в электролит поместить пластинки цинка и железа, то разрушаться будет цинк. Каждый металл будет анодом по отношению к металлу, расположенному выше него в таблице, и катодом — ко всем нижерасположенным. Поэтому нельзя допускать в конструкциях, работающих в коррозионных средах, соединения металлов, разных по активности, например железа с алюминием или медью, меди с алюминием. Возникновению коррозии на металле способствует неоднородность их строения, наличие загрязнений и примесей.
Металлические изделия подвергаются коррозии как в процессе эксплуатации, так и хранения.
По характеру воздействия на металл коррозию можно разделить на сплошную (равномерную), местную и межкристаллитиую.
Сплошная (равномерная) коррозия равномерно распространяется по всей поверхности металла.
Местная коррозия вызывает разрушение отдельных участков поверхности металла в виде язв, пятен и точек. Поэтому ее иногда называют язвенной, пятнистой, точечной. Она возникает обычно в местах дефектов металла: царапин, рисок, забоин, следов обработки и т. д.
Межкристалли тная коррозия развивается (возникает) по границам кристаллов, не вызывая заметных изменений поверхности металла. Этот вид коррозии наиболее опасный. Он приводит к мгновенной поломке деталей при эксплуатации
Интенсивность (скорость) коррозии зависит от химического состава и структуры металла, состояния его поверхности, наличия внутренних и наружных дефектов, окружающей среды (ее состава, температуры, скорости движения) и т. д. Металл с дефектами имеет более высокий электродный потенциал, чем чистый. Дефекты способствуют образованию гальванических микроэлементов и, следовательно, разрушению основного металла. Чем меньше металл имеет дефектов, тем выше его коррозионная стойкость, и наоборот.Химический состав металла значительно влияет на его коррозионную стойкость. При увеличении содержания углерода сопротивляемость металла коррозии уменьшается, и наоборот. Содержание в металлах таких элементов, как хром, никель, титан, медь, повышает их коррозионную стойкость. Ниобий и титан повышают стойкость металлов к межкристаллитной коррозии. Коррозия стали усиливается в кислых растворах и уменьшается в щелочных средах.
Часто одновременно с коррозией металлов происходит эрозия. Эрозией называется механическое разрушение поверхности металла ударами частиц твердых тел, воды, газа, пара, воздуха и т. д. Совместная коррозия и эрозия значительно быстрее разрушают металл.
Около 10 % всех наплавленных металлов, воплощенных в различные изделия, конструкции и машины, ежегодно разрушается от коррозии. Поэтому борьба с коррозией является важнейшей народнохозяйственной задачей. Знание химических свойств металлов позволяет правильно выбрать нужный для изготовления изделий или конструкций, работающих в коррозионных средах.
Коррозия судовых конструкций
Судовые конструкции работают в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Детали двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин, топки и дымоходы паровых котлов, нагреваемые при обработке судостроительные заготовки подвергаются газовой коррозии, судовые конструкции, соприкасающиеся с нефтью, бензином, керосином, маслами,— химической коррозии, судовые конструкции, находящиеся в воде и влажной атмосфере,— электрохимической коррозии. Многие судовые конструкции (корпус судна, гребные винты, рули, вращающиеся детали турбин и насосов, трубы большинства судовых систем и т. д.) подвергаются также эрозии. В результате потери металла от коррозии в судостроении довольно высоки.
Основной коррозионной средой судовых конструкций является морская вода, в которой содержатся растворы различных солей. Соленость океанов составляет примерно 35 промилле, морей — не более 25, рек и озер — не более 0,3 промилле. Чем выше концентрация солей в воде, тем выше электропроводность и, следовательно, тем выше ее коррозионная активность. Растворенные в морской воде кислород, йод, бром также способствуют ее коррозионной активности.
Наиболее подвержены коррозии в морской воде углеродистая сталь и чугун. Чем больше примесей (серы и фосфора) содержит металл, тем ниже его коррозионная стойкость. Нержавеющие стали и особенно сплавы на основе титана, циркония и тантала устойчивы против коррозии.
Коррозионная стойкость цветных металлов колеблется в широких пределах. Высокую коррозионную стойкость имеет медь и ее сплавы (латунь и бронза). Но простые латуни подвержены в морской воде обесцинкованию. Обесцинкование — это вид избирательной коррозии, при которой цинк растворяется, а медь выделяется на поверхности в виде рыхлых образований.
Алюминий и его сплавы устойчивы против коррозии в пресной воде, а сплавы алюминия с магнием устойчивы и в морской воде, если они имеют дополнительную защиту. Магний и его сплавы мало устойчивы против коррозии в морской воде, а титан и его сплавы — практически абсолютно устойчивы против коррозии, поэтому являются ценным материалом для изготов-ления судовых конструкций.
Увеличение скорости движения воды повышает электрохимическую коррозию, а при определенных условиях вызывает коррозионную эрозию, прежде всего судовых конструкций в кормовой части корпуса судна: гребных винтов, внутренних поверхностей судовых трубопроводов и др.
Коррозионная стойкость судовых конструкций зависит в значительной степени от чистоты их обработки. Бугорчатая поверхность сварных швов, выступающие головки заклепок и других крепежных деталей могут быть причинами интенсивной местной коррозии. Ускоряет коррозию наличие окалины на поверхности судовых конструкций, даже находящейся под слоем краски.
Особенно интенсивно происходит электрохимическая коррозия конструкций, в которых сочетаются различные металлы, например сталь с алюминиевыми или медными сплавами. Однако при постройке судов без таких материалов невозможно обойтись.
Подводная часть судов (обычно до грузовой ватерлинии) во время плавания и особенно стоянки обрастает различными животными или растительными организмами, которые повреждают покрытие корпуса судна, что способствует возникновению местной коррозии. В процессе жизнедеятельности эти организмы выделяют вредные химические соединения: сернистый водород, углекислый газ, различные кислоты и кислород, что также способствует повышению скорости коррозии.
При очистке подводной части крупнотоннажных судов в доках снимают до 200 т продуктов обрастания, которое не только способствует возникновению коррозии, но и снижению скорости движения судов, увеличению расхода топлива, ускорению сроков докования.
Титановые сплавы.
Титановые сплавы превосходят как алюминиевые, так и магниевые в отношении предела прочности и модуля упругости. Их плотность больше, чем всех других легких сплавов, но по удельной прочности они уступают только бериллиевым. При достаточно низком содержании углерода, кислорода и азота они довольно пластичны. Электрическая проводимость и коэффициент теплопроводности титановых сплавов малы, они стойки к износу и истиранию, а их усталостная прочность гораздо выше, чем у магниевых сплавов. Предел ползучести некоторых титановых сплавов при умеренных напряжениях (порядка 90 МПа) остается удовлетворительным примерно до 600° C, что значительно выше температуры, допустимой как для алюминиевых, так и для магниевых сплавов. Титановые сплавы достаточно стойки к действию гидроксидов, растворов солей, азотной и некоторых других активных кислот, но не очень стойки к действию галогеноводородных, серной и ортофосфорной кислот.
Титановые сплавы ковки до температур около 1150° C. Они допускают электродуговую сварку в атмосфере инертного газа (аргона или гелия), точечную и роликовую (шовную) сварку. Обработке резанием они не очень поддаются (схватывание режущего инструмента). Плавка титановых сплавов должна производиться в вакууме или контролируемой атмосфере во избежание загрязнения примесями кислорода или азота, вызывающими их охрупчивание. Титановые сплавы применяются в авиационной и космической промышленности для изготовления деталей, работающих при повышенных температурах (150–430° C), а также в некоторых химических аппаратах специального назначения. Из титанованадиевых сплавов изготавливается легкая броня для кабин боевых самолетов. Титаналюминиевованадиевый сплав – основной титановый сплав для реактивных двигателей и корпусов летательных аппаратов.
В табл. 3 приведены характеристики специальных сплавов, а в табл. 4 представлены основные элементы, добавляемые к алюминию, магнию и титану, с указанием получаемых при этом свойств.
Профили металлов, металлосырье
Листовой металл делится на тонко-листовой и толсто-листовой.
Края листового металла лучше всего обработать стругом, полученным из использованного ножовочного полотна. Абразивным трехгранным бруском вытачиваем в полотне угловой вырез – струг готов.
Стальные трубы производятся бесшовными (цельнотянутые) или сварные (внахлестку). Первые известны как газовые или паровые трубы.
Удобнее всего резать жестяную трубу – консервным ножом. Заход делаем обычной ножовкой.
Трубы из чугуна обычно используются в водо-канализационных системах.
Проволока имеет три (основные) и более видов сечений — квадратное, круглое или прямоугольное. Ее поверхность может быть омедненная, луженая, оцинкованная или неизолированная. Также может быть упругой либо мягкой.
Стержни производятся круглого, шестигранного, квадратного или плоского сечения.
Искусство самостоятельного приготовления легких сплавов могут стать очень полезным. Самое главное не допустить перегрева металла.
Бериллиевые сплавы.
Пластичный бериллиевый сплав можно получить, например, вкрапляя хрупкие зерна бериллия в мягкую пластичную матрицу, такую, как серебро. Сплав этого состава удалось холодной прокаткой довести до толщины, составляющей 17% первоначальной. Бериллий превосходит все известные металлы по удельной прочности. В сочетании с низкой плотностью это делает бериллий пригодным для устройств систем наведения ракет. Модуль упругости бериллия больше, чем у стали, и бериллиевые бронзы применяются для изготовления пружин и электрических контактов. Чистый бериллий используется как замедлитель и отражатель нейтронов в ядерных реакторах. Благодаря образованию защитных оксидных слоев он устойчив на воздухе при высоких температурах. Главная трудность, связанная с бериллием, – его токсичность. Он может вызывать серьезные заболевания органов дыхания и дерматит. См. также КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ и статьи по отдельным металлам.
Таблица 1. Некоторые важные сплавы (состав и механические свойства)
Таблица 1. НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ СПЛАВЫ (состав и механические свойства) | |||||
Типичные механические свойства | |||||
Сплавы | Состав (основные элементы, %) | Состояние | Предел текучести (деформация 0,2%), МПа | Предел прочности на растяжение, МПа | Удлинение (на длине 5 см), % |
Алюминиевые | |||||
3003 | 1,2 Mn, 98,8 Al | Отожженный | 40 | 110 | 30 |
Холоднокатаный1 | 186 | 200 | 4 | ||
2017 | 4,0 Cu, 0,5 Mn, 0,5 Mg, 95 Al | Отожженный | 69 | 179 | 22 |
Термообработанный2 | 275 | 427 | 22 | ||
5052 | 2,5 Mg, 0,25 Cr, 97,25 Al | Отожженный | 90 | 193 | 25 |
Холоднокатаный1 | 255 | 290 | 7 | ||
6053 | 1,3 Mg, 0,7 Si, 0,25 Cr, 97,75 Al | Отожженный | 55 | 110 | 35 |
Термообработанный3 | 220 | 255 | 15 | ||
Альклед 2024 | Сердцевина: 2024 (4,5 Cu, 0,60 Mn, 1,5 Mg, 94,4 Al). Покрытие: 99,75 Al | Отожженный | 76 | 179 | 20 |
Термообработанный3 | 310 | 448 | 18 | ||
Термообработанный4 | 365 | 462 | 11 | ||
7075 | 5,6 Zn, 2,1 Cu, 3,0 Mg, 0,3 Cr, 89,0 Al | Отожженный | 100 | 228 | 17 |
Термообработанный3 | 517 | 572 | 11 | ||
13 | 12–13 Si, 87–88 Al | Литой под давлением | 145 | 296 | 2,5 |
43 | 5,3 Si, 94,7 Al | Литой в песч. форму | 55 | 130 | 8 |
Литой под давлением | 110 | 228 | 9 | ||
214 | 4 Mg, 96 Al | Литой в песч. форму | 82 | 170 | 9 |
Медные | |||||
Красная латунь | 85 Cu, 15 Zn | Отожженный | 100 | 310 | 43 |
Холоднокатаный1 | 450 | 550 | 4 | ||
Патронная латунь | 69 Cu, 31 Zn | Отожженный | 100 | 317 | 58 |
Холоднокатаный1 | 450 | 586 | 10 | ||
Желтая латунь (выс.) | 65 Cu, 35 Zn | Отожженный | 100 | 310 | 60 |
Холоднокатаный1 | 480 | 620 | 5 | ||
Адмиралтейская латунь | 70 Cu, 29 Zn, 1 Sn | Отожженный | 124 | 365 | 60 |
Холоднокатаный1 | 676 | 689 | 3 | ||
Судостроительная латунь | 60 Cu, 39 Zn, 0,75 Sn, 0,25 Pb | Отожженный | 100 | 372 | 40 |
Холоднокатаный1 | 270 | 427 | 30 | ||
Мунца металл | 60 Cu, 40 Zn | Отожженный | 100 | 393 | 48 |
Холоднокатаный1 | 410 | 552 | 9 | ||
Алюминиевая бронза | 92 Cu, 8 Al | Отожженный | 206 | 524 | 55 |
Холоднокатаный1 | 689 | 924 | 13 | ||
Марганцовистая бронза | 68 Cu, 29 Zn, 1 Fe, 1 Mn, 1 Al | Отожженный | 172 | 414 | 45 |
Холоднокатаный1 | 344 | 586 | 20 | ||
Фосфористая бронза | 95 Cu, 5 Sn, следы P | Отожженный | 124 | 310 | 50 |
Холоднокатаный1 | 517 | 620 | 4 | ||
Кремнистая бронза | 96 Cu, 3 Si, остальное Mn, Sn, Ni или Zn | Отожженный | 150 | 379 | 35 |
Холоднокатаный1 | 620 | 758 | 5 | ||
Бериллиевая бронза | 97,6 Cu, 2,05 Be, 0,35 Ni или 0,25 Co | Отожженный | 210 | 483 | 42 |
Холоднокатаный5 | 1100 | 1310 | 2 | ||
Нейзильбер | 60 Cu, 20 Zn, 20 Ni | Отожженный | 138 | 310 | 35 |
Холоднокатаный1 | 517 | 620 | 3 | ||
Купроникель | 70 Cu, 30 Ni | Отожженный | 228 | 440 | 35 |
Холоднокатаный | 503 | 552 | 5 | ||
Магниевые | |||||
AZ 92 (дауметалл C) | 9 Al, 2 Zn, 0,1 Mn, 88,9 Mg | Литой в песч. форму3 | 150 | 275 | 3 |
AZ 90 (дауметалл R) | 9 Al, 0,6 Zn, 0,2 Mn, 90,2 Mg | Литой под давлением | 150 | 228 | 3 |
AZ 80X (дауметалл 01) | 8,5 Al, 0,5 Zn, 0,2 Mn, 90,8 Mg | Экструдированный | 228 | 338 | 11 |
Никелевые | |||||
Монель-металл | 67 Ni, 30 Cu, 1,4 Fe, 1 Mn | Отожженный | 240 | 517 | 40 |
Холоднокатаный1 | 689 | 758 | 5 | ||
Инконель | 77,1 Ni, 15 Cr, 7 Fe | Отожженный | 241 | 586 | 45 |
Холоднокатаный1 | 758 | 930 | 5 | ||
Железные | |||||
Кованое железо | 2,5 шлак, остальное в осн. Fe | Горячекатаный | 206 | 330 | 30 |
Технически чистое железо | 99,9 Fe | Отожженный | 130 | 260 | 45 |
Углеродистая сталь SAE 1020 | 0,2 C, 0,25 Si, 0,45 Mn, 99,1 Fe | Отожженный | 276 | 414 | 35 |
Литая углеродистая сталь | 0,3 C, 0,4 Si, 0,7 Mn, 98,6 Fe | Литой6 | 276 | 496 | 26 |
Литой7 | 414 | 620 | 25 | ||
Нержавеющая сталь типа 302 | 18 Cr, 8 Ni, 0,1 C, 73,9 Fe | Отожженный | 207 | 620 | 55 |
Нержавеющая сталь типа 420 | 13 Cr, 0,35 C, 86,65 Fe | Отожженный | 414 | 676 | 28 |
Термообработанный | 1380 | 1724 | 8 | ||
Чугун | 3,4 C, 1,8 Si, 0,5 Mn, 94,3 Fe | Литой | — | 174 | 0,5 |
Нитенсил | 2,7 C, 1,8 Si, 0,8 Mn, 2,3 Ni, 0,3 Cr, 92,1 Fe | Литой8 | 278 | 552 | — |
Нирезист типа 2 | 2,8 C, 1,8 Si, 1,3 Mn, 20 Ni, 2,5 Cr, 71,6 Fe | Литой | — | 207 | 2 |
Нихард | 2,7 C, 0,6 Si, 0,5 Mn,4,5 Ni, 1,5 Cr, 90,2 Fe | Литой в песч. форму | — | 379 | — |
Литой в кокиль | — | 517 | — | ||
1Отпуск на макс. твердость. 2Термообработка на твердый раствор. 3Термообработка на твердый раствор и старение. 4Термообработка на твердый раствор, старение и наклеп. 5Отпуск на макс. твердость и старение. 6Литье и отжиг. 7Литье, закалка в воду, отпуск с 677° С. 8Литье и термообработка. |
Таблица 2. Некоторые важные сплавы (физические свойства, характеристика и применение)
Таблица 2. НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ СПЛАВЫ (физические свойства, характеристика и применение) | |||||||||||
Физические свойства | |||||||||||
Сплавы | Плотность | Точка (диапазон) плавления, °С | Коэфф. теплового расширения (0–100° С), 10–6/К | Теплопро-водность (0–100° С), 106 Вт/(мЧК) | Удельное электро- сопротивление (0° С), 10–9 ОмЧм | Модуль упругости при растяжении, 103 МПа | Характеристика и применение | ||||
Алюминиевые | |||||||||||
3003 | 2,73 | 645–655 | 22,9 | 8,32 6,70 | 98,9 125 | 68,9 | Пластичный и легкий материал. Баки, трубы, заклепки и т.п. | ||||
2017 | 2,79 | 535–640 | 23,2 | 7,41 5,23 | 111 169 | 71,7 | Самолетостроение и др. отрасли техники, где требуется высокая удельная прочность | ||||
5052 | 2,67 | 590–650 | 23,6 | 6,00 | 144 | 70,3 | Хорошая прочность, легкий, коррозионностойкий материал | ||||
6053 | 2,69 | 580–650 | 23,2 | 7,41 6,70 | 111 125 | 69,0 | То же | ||||
2024 | — | 500–640 | 23,0 | — | — | — | По прочности превосходит 2017 | ||||
7075 | 2,80 | 480–640 | 23,2 | 5,23 | 169 | 71,7 | По прочности превосходит 2024. Самолетостроение | ||||
13 | 2,66 | 576–620 | 19,8 | 6,14 | 140 | 71,0 | Хорошие литейные свойства. Превосходный материал для сложных отливок | ||||
43 | 2,66 | 576–630 | 22,0 | 6,32 6,32 | 136 122 | 71,0 71,0 | Хорошие литейные свойства, газоплотный материал.Литейный сплав общего назначения | ||||
214 | 2,63 | 580–640 | 23,8 | 5,98 | 144 | 71,0 | Хорошие механические свойства. Превосходная коррозионная стойкость. Кухонная и молочная посуда | ||||
Медные | |||||||||||
Красная латунь | 8,75 | 1023 | 17,6 | 6,85 | 143 | 103 | Коррозионностойкий. Водопроводные трубы, арматура | ||||
Патронная латунь | 8,50 | 938 | 20,0 | 5,17 | 204 | 97 | Патронные гильзы и др. изделия глубокой вытяжки | ||||
Желтая латунь (выс.) | 8,47 | 932 | 18,9 | 5,17 | 204 | 97 | Латунь широкого назначения. Хорошие механические характеристики. | ||||
Адмиралтейская латунь | 8,54 | 934 | 18,4 | 4,73 | 214 | 103 | Коррозионностойкий. Конденсаторные трубы | ||||
Судостроительная латунь | 8,42 | 885 | 20,1 | 5,00 | 214 | 103 | Стойкий к соленой воде. Судостроение | ||||
Мунца металл | 8,40 | 904 | 19,4 | 5,42 | 184 | 90 | Хорошие высокотемпературные свойства и коррозионная стойкость | ||||
Алюминиевая бронза | 7,78 | 1040 | 16,6 | 3,00 | 357 | 103 | Сплав повышенной прочности, коррозионностойкий. Гребные винты, зубчатые колеса | ||||
Марганцовистая бронза | 8,36 | 896 | 20,1 | 4,36 | 214 | 103 | Повышенная прочность. Арматура трубопроводов | ||||
Фосфористая бронза | 8,86 | 1050 | 16,9 | 3,52 | 290 | 103 | Высокая усталостная прочность. Пружины, мембраны | ||||
Кремнистая бронза | 8,54 | 1018 | 17,1 | 1,40 | 816 | 103 | Высокие прочность и сопротивление усталости, коррозионная стойкость | ||||
Бериллиевая бронза | 8,23 | 954 | 16,6 | 4,00 | — | — | Исключительно высокая усталостная прочность. Пружины, мембраны | ||||
Нейзильбер | 8,75 | 1110 | 16,2 | 1,45 | 893 | 128 | Коррозионностойкий белый металл. Основной материал для посеребренной посуды | ||||
Купроникель | 8,94 | 1227 | 15,3 | 1,25 | 1122 | 139 | Коррозионная стойкость. Конденсаторные трубы, трубопроводы для соленой воды | ||||
Магниевые | |||||||||||
AZ 92 (дауметалл C) | 1,82 | 599 | 25,2 | 2,89 | 490 | 44,8 | Легкий сплав для литья в песчаные и многократные формы | ||||
AZ 90 (дауметалл R) | 1,81 | 604 | 25,2 | 2,98 | 520 | 44,8 | Легкий сплав для литья под давлением | ||||
AZ 80X (дауметалл 01) | 1,80 | 610 | 25,2 | 3,30 | 444 | 44,8 | Легкий сплав для экструдирования | ||||
Никелевые | |||||||||||
Монель-металл | 8,84 | 1299–1349 | 14,0 | 1,12 | 1480 | 179 | Коррозионностойкий. Кухонное и больничное оборудование | ||||
Инконель | 8,51 | 1393–1427 | 11,5 | 0,64 | 3000 | 214 | Термо- и коррозионностойкий сплав | ||||
Железные |