Вопрос 38 Ремонт резьбовых соединений
Существуют следующие виды резьбовых соединений:
— болтовое; целесообразно применять в соединениях небольшой толщины и часто подвергаемые сборке и разборке;
— винтовое; используется когда болтовое соединение не применимо, из-за того, что нет места гайке;
— с помощью шпильки; применяют в условиях частой разборки.
Резьбовые соединения выполняются как при помощи резьбовых крепежных деталей, так и посредством резьбы, нарезанной в корпусах, валах и др. деталях.
В резьбовых соединениях, особенно воспринимающих во время работы большие или знакопеременные нагрузки, повышенные износы и повреждения возникают из-за недостаточной затяжки винтов и гаек. Резьба разрушается также от чрезмерных затяжек гайки или винта. При совместном воздействии различных нагрузок наблюдается износ резьбовых соединений,
проявляющийся следующим образом:
— болты и винты растягиваются; удлиняется в результате действия осевых рабочих нагрузок и усилий затяжки стержень болта;
— шаг резьбы и ее профиль нарушаются; изменяется профиль резьбы по среднему диаметру — увеличивается зазор (наблюдается у винтов и часто отвертываемых крепежных болтов);
— гайки «заедают» (изменяется под действием осевых рабочих нагрузок шаг резьбы) ;
— износ граней головок болтов и гаек.
— сминаются под действием рабочих нагрузок рабочие поверхности профиля резьбы;
Изношенные или поврежденные крепежные болты и винты не ремонтируют, а заменяют новыми.
Для облегчения разъема соединений производят остукивание гайки, вводят керосин в резьбовое соединение, срубают гайки.
Дефекты деталей резьбовых соединений и их ремонт;
1) Износ, срыв, смятие резьбы на болтах, валах:
— срезают изношенную резьбу и (если это допускается условиями прочности) нарезают новую, обрабатывая ее до ближайшего диаметра по стандарту; (детали значительного диаметра).
— на деталь насаживают втулку либо бандаж с резьбой (детали значительного диаметра).
2) Износ, срыв, смятие резьбы в корпусах:
Изношенную или сорванную резьбу в отверстиях детали обычно не восстанавливают, производя ремонт следующим образом:
а) отверстие просверливают на большую глубину (если это возможно) и снова нарезают в нем резьбу; в углубленное отверстие ввертывают новый винт с удлиненной резьбовой частью;
б) отверстие рассверливают, нарезают новую резьбу большего диаметра и ставят новые винты с резьбой данного диаметра; отверстие для винта во второй соединяемой детали рассверливают.
в) изготовляют взамен старой шпильки новую с уступом и резьбой двух диаметров (рисунок 4.63, а):большего — для завинчивания шпильки в одну из соединяемых деталей и меньшего — для соединения со второй и стягивания их гайкой;
г) восстанавливают номинальную (первоначальную) резьбу: существующее отверстие рассверливают, нарезают новую резьбу, затем изготовляют, переходную втулку (с наружной и внутренней резьбой, рассчитанной на нормальный винт), устанавливая ее заподлицо с плоскостью детали и стопоря штифтом (рисунок 4.63, б).Однако при этом переходная втулка должна быть толстостенной, поэтому предпочтительнее устанавливать ее на эпоксидном клее (рисунок 4.63, в)
д) изношенное резьбовое отверстие в детали «заглушают», высверливая рядом с ним другое отверстие и нарезая в нем резьбу требуемого диаметра. Новое отверстие просверливают и во второй соединяемой детали.
Рисунок 4.63 — Схемы ремонта резьбовых соединений с помощью установки:
а —
новой шпильки с уступом двух диаметров,
б
— втулки с наружной и внутренней резьбами,в —
втулки на клей
3 Забоины, вмятины на резьбе устраняются «прогонкой» метчиками, плашками или сопряженной деталью.
4 Смятие граней гаек, головок болтов устраняется запиливанием или наплавкой, с последующей обработкой граней.
5 Непрямолинейность оси стержня, болта, винта, шпильки устраняются правкой в тисках или с помощью винтового пресса.
Общие правила
Самый простой вариант – это восстановление слегка поврежденной или загрязненной резьбы. Для этого достаточно прогнать отверстие метчиком и восстановить её первоначальную конфигурацию. Если же повреждения не позволяют воспользоваться этим вариантом, то необходимы другие решения.
Достаточно просто и восстановление в том случае, если есть возможность перехода на больший диаметр. Необходимо рассверлить отверстие сверлом требуемого размера и нарезать в нём новую резьбу. В любом случае необходимо соблюдать следующие общие правила:
- Движения сверла и метчика должны производиться строго под прямым углом.
- Используйте полный комплект метчиков для черновой и чистовой нарезки. Как правило, это два (реже три) номера.
- Нарезку производите аккуратно с помощью воротка или разводного ключа, без перекосов, чрезмерных усилий и резких движений.
- Используйте смазку и регулярно удаляйте стружку.
Способ восстановления резьбы
Повреждённую резьбу можно полностью восстановить по следующей технологии:
1. Рассверлить резьбовое отверстие до диаметра, указанного в приведённой ниже таблице 2. Нарезать в нём резьбу особого профиля специальным метчиком 3. Ввернуть в полученную резьбу спиральную ремонтную вставку (футорку из прочной нержавеющей стали, с помощью специального инструмента.
Резьбовая вставка
После такой операции резьба становится более прочной, чем первоначальная в исправном состоянии. Этот эффект особенно заметен, когда резьба выполнена в мягком материале, например, алюминии. При срыве болта (шпильки) в резьбовой вставке эффект “закусывания” отсутствует. Сорванный болт (шпильку) можно легко вывернуть.
Посмотрите видео, как используется резьбовая вставка
Какие возможности есть у резьбовых вставок
Особенно актуален этот способ для восстановления резьбовых отверстий в корпусных деталях автомобильных двигателей, например, свечного отверстия. Резьба под свечу становится очень прочной и надёжной.
Резьбовая вставка вкручена
Резьбовая вставка вкручена
Если сорвана резьба под шпильку, иногда рассверливают её, и нарезают резьбу следующего размера. В таком случае приходится применять ступенчатую шпильку неизвестного происхождения, сомнительного качества. Да и не всякую ступенчатую шпильку найдёшь в нужный момент. Если же отремонтировать отверстие с применением резьбовой вставки, остаётся возможность применить штатную, фирменную шпильку.
Ещё одно применение ремонтных резьбовых вставок – в латунных гайках выхлопного коллектора. Получается гайка, совмещающая очень прочную резьбу и свойство не «пригорать» к шпилькам.
Владельцам некоторых иномарок стоит обратить внимание и на возможность замены резьбы М12 х 1,5 на резьбу М12 х 1,25. Нередко случается, что болт с такой резьбой повреждён, а найти его в розничной сети в вашем городе практически невозможно (в нашем магазине есть такие болты)
Токарь приличный болт не выточит, т.к. резьба на заводских болтах формируется давлением (накаткой), что обеспечивает необходимую прочность. А на токарном станке резьба получается резцом, при этом волокна стального прутка перерезаются и витки резьбы не могут нести необходимой нагрузки.
Если заменить резьбу в корпусной детали на более распространённую в России М12 х 1,25, появляется возможность подобрать болт необходимых размеров и прочности в ассортименте Российских и Европейских производителей автомобильного крепежа, представленных в нашем каталоге.
Видео – как работает резьбовая вставка, демонстрация
Какие инструменты применяются при восстановлении резьбы
1.
Сверло
Диаметр сверла выбирается из таблицы.
Таблица подбора диаметров свёрл для наиболее распространённых резьбовых отверстий
№ п/п | Размеры восстанавливаемой резьбы | Диаметр сверла |
1 | М5 х 0,8 | 5,2 |
2 | М6 х 1 | 6,3 |
3 | М8 х 1 | 8,3 |
4 | М8 х 1,25 | 8,4 |
5 | М10 х 1 | 10,25 |
6 | М10 х 1,25 | 10,4 |
7 | М10 х 1,5 | 10,5 |
8 | М12 х 1,25 | 12,25 |
9 | М12 х 1,5 | 12,5 |
10 | М12 х 1,75 | 12,5 |
11 | М14 х 2 | 14,5 |
12 | М14 х 1,5 | 14,5 |
13 | М14 х 1,25 (под свечу) | 14,25 |
2.Метчик
Для ремонта свечного отверстия рекомендуется метчик ступенчатый. Он центрируется в старом отверстии своей заходной частью, и сразу нарезает новую резьбу, минуя операцию рассверливания.
Ступенчатый метчик существенно уменьшает риск порчи свечного отверстия, но он заметно дороже обычного.
Для удлинения метчика при ремонте глубоко утопленного свечного отверстия можно использовать обычную торцовую двенадцатигранную головку на 10 с соответствующим инструментом.
3.Шпиндель (инструмент для вворачивания вставки)
Рабочая часть шпинделя похожа на резьбовую часть болта, с зацепом на торце.
4.Вставка ремонтная
Вставка представляет собой спираль ромбовидного профиля.
На одном конце её имеется поводок, за который вставка вращается шпинделем. Вставки имеют разные длины.
Типы продукции Helicoil
Данный восстановитель резьбы представляет собой набор из метчика соответствующего размера, шпинделя, сверла, ломателя поводка. Также в наборе имеется несколько резьбовых вставок. Их можно при необходимости приобретать отдельно.
С помощью данных комплектов можно восстанавливать метрические резьбы размерами от M2 до M16 с шагом резьбы 1,5, а также от M18 до M36 с шагом 1,5. Также набор включает в себя комплекты для ремонта дюймовых резьб разных размеров, начиная от американской резьбы и заканчивая трубной.
С применением метчика для нарезания резьбы
Метчик применяется для нарезания канавок, за счет которых и образуется требуемая геометрия. Рассматриваемый инструмент состоит из двух частей, может классифицироваться по большому количеству признаку. К особенностям проводимой работы отнесем следующие моменты:
- Инструмент смазывается маслом. За счет этого упрощается процесс образования витков.
- При работе на три оборота по ходу приходится 1,5 оборота в обратном направлении. Это делается для того, чтобы удалить стружку с зоны резания.
- Инструмент должен быть расположен строго вертикально поверхности.
- После образования требуемой поверхности используется контрольный болт. Первый проход может быть под небольшой нагрузкой, но после проблем возникать не должно.
На образование витков уходит относительно небольшое количество времени. При этом можно получить качественную и надежную резьбу, которая прослужит в течение длительного периода.
Способы ремонта
Можно восстановить сорванную резьбу при помощи рассверливания отверстия под больший диаметр и нарезки новой. Это достаточно эффективный метод. Но не всегда конструктивные особенности позволяют рассверлить отверстие. Среди достоинств такого метода – доступность и дешевизна, а также отсутствие необходимости в каких-либо других деталях. Но при этом изменится размер и другие характеристики резьбы. Также за счет увеличения диаметра отверстия конструкция может ослабиться.
Наряду с простым рассверливанием можно установить специальную резьбовую втулку. Эту технологию применяют в том случае, когда нет возможности для рассверливания ремонтного отверстия. Метод достаточно простой, а отличается он тем, что характеристики резьбы никак не изменяются. Но отверстие большего диаметра не всегда можно изготовить, а еще ремонтную втулку в отверстии нужно надежно зафиксировать.
Есть и третий, более эффективный, способ ремонта, который не имеет существенных недостатков. Здесь применяется восстановитель резьбы. Это специальные комплекты, состоящие из резьбовых вставок или металлонаполненных химических продуктов. Этот способ восстановления хорош тем, что использовать его можно везде, даже при ремонте автомобиля в поле. Существует несколько современных продуктов для ремонта резьбовых соединений.
На сегодняшний день особой популярностью у специалистов пользуется продукция таких брендов, как Helicoil, а также Loctite. Существуют и другие производители, которые изготавливают подобные наборы для ремонта резьбы. Но их эффективность значительно ниже.
Преимущества Helicoil
Восстановитель резьбы Hellicol прост в использовании. Производитель предлагает широкий ассортимент размеров, а также диаметров. Компанией производятся наборы с метрической или дюймовой резьбой. С этими наборами можно ремонтировать отверстия так, что их диаметр остается прежним.
Ремонтная резьба отличается высокой износостойкостью, а также механической прочностью. Соединение надежно защищается от коррозии, а также от высокотемпературного воздействия. Посадка очень прочная, а вставки не требуют дополнительной фиксации. Также существенное преимущество – минимальная стоимость ремонта и возможность восстановления соединения без необходимости снятия детали.
Как восстановить резьбу в отверстии без метчика
Вопрос, как восстановить резьбу в отверстии без метчика, часто задают люди, вообще не разбирающиеся в резьбовых соединениях. На этот вопрос есть лишь один ответ. Восстановить резьбу для получения максимальной надежности без использования обычных или специальных метчиков невозможно. Есть лишь способы нарастить поврежденные поверхности и усилить прочность соединений до определенных уровней.
Использование эпоксидного клея
Этот способ не подходит для восстановления и усиления соединений, подвергающихся высоким нагрузкам и вибрациям. Эпоксидный клей также нет смысла использовать, если узлы и конструкции работают при высоких температурах.
Фотография №4: эпоксидный клей для восстановления резьбы
Если же нет необходимости обеспечения высокой надежности соединения, действуйте так.
Заполните эпоксидным клеем отверстие.
Подождите пока полимер затвердеет.
Дождитесь набора порочности.
Холодная сварка
Холодную сварку также можно применять только при работе с неответственными деталями, не подвергающимися высоким нагрузкам и вибрациям. Соединения получаются более надежными, чем при использовании для восстановления резьб эпоксидного клея.
Чаще всего в нашей стране применяют двухкомпонентные составы следующих марок.
Фотография №5: холодная сварка ABRO
При использовании для восстановления резьбы двухкомпонентной холодной сварки действуйте так.
Вскройте упаковку и вытащите компоненты.
Тщательно обезжирьте поверхности наружной (на предназначенном для вкручивания изделии) и внутренней (в отверстии) резьб. Для этого используйте состав из первого тюбика. Обрабатывайте все тщательно. Наличие налета и мусора ухудшит результат сварки.
Обработайте поврежденную внутреннюю резьбу антиадгезионным составом из второго тюбика.
Смешайте в равных долях вещества из первого и второго тюбиков. Выдавливайте составы на неметаллическую поверхность. Для равномерного (!) перемешивания используйте шпатель.
Нанесите полученную смесь на предназначенное для вкручивание изделие.
Обеспечьте необходимый температурный режим.
Не трогайте детали в течение указанного в инструкции времени.
Обратите внимание! Не жалейте смесь. При вкручивании изделия ее излишки должны вылезать от давления наружу
Это обеспечит правильное формирование витков при восстановлении резьбы.
Метчики — это специальные приспособления, предназначенные для нарезания и калибровки внутренних резьб. Ниже мы рассмотрим все особенности этих металлорежущих инструментов. Прочитав статью, вы получите ответы на следующие вопросы.
Нужно нарезать резьбу, а под рукой нет воротка? Не расстраивайтесь. За полчаса вы при наличии подходящих деталей сможете сделать метчикодержатель своими руками. Тратить время на поход в магазин не придется. В этой статье мы в деталях расскажем, как изготовить самодельный вороток в домашних условиях.
С необходимостью вытащить сломанный метчик из сквозных или глухих отверстий иногда сталкиваются даже опытные мастера. В этой статье мы опишем способы решения данной проблемы.
Какой выбрать метчик, если перед мастером стоит задача просверлить отверстия с внутренней резьбой для восстановления шпилек, гаек, сорванных болтов и проведения аналогичных работ? Предлагаем следовать рекомендациям — учесть описанные ниже параметры.
Метчики и плашки, еще их называют лерками, незаменимый резьбонарезной инструмент в современном машиностроении. Причем они могут использоваться как для нарезания резьбы ручным способом, так и для формирования резьбы при помощи станка.
Плашки предназначены для нарезания наружных резьб. Инструмент конструкционно похож на гайку с режущими зубцами и отверстиями для закрепления в воротке.
Метчик — основной инструмент для нарезания внутренних резьб.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.
Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или «в полевых условиях».
При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.
Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не «по резьбе». Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка «пошла».
Если «не колхозить», а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,
Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).
Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.
Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.
Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.
К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.
Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.
Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи. Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.
Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели — оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.
Но такого рода «отказ» — сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять — вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу».
К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет — и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми.
Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.
Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях — блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается простому ремонту.
И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стрелки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еще послужит. Много — детали лучше заменить.
Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность — срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) — явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.
Выбор материала для восстановления резьбы
Как было отмечено выше, на рынке представлен широкий ассортимент материала для холодной сварки производимого различными компаниями.
Наличествующие в продаже марки материала подразделяются на две основные разновидности – жидкие и пластичные.
- Жидкие содержат в себе отвердитель и основную массу, обеспечивающую склеивание материалов.
- Пластичные внешне напоминают пластилин. Однослойный или двухслойный брусок необходимо тщательно размять и перемешать непосредственно перед использованием.
Выбор продукции для восстановления внутренней резьбы требует серьезного подхода
Важно обратить внимание на параметры прочности и пластичности. Достаточная пластичность позволит придать материалу максимально точную форму, даже в случае с мельчайшими деталями. Прочность гарантирует достаточную надежность соединения материала с ремонтируемой поверхностью
Прочность гарантирует достаточную надежность соединения материала с ремонтируемой поверхностью.
Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется продукция, выпускаемая под марками Алмаз, ABRO, Hi-Gear и Полимет.
Восстановление наружной и внутренней резьбы холодной сваркой – пошаговая инструкция
Оптимальным вариантом для восстановления резьбы является двухкомпонентный материал, продающийся в двух отдельных тюбиках.
Восстановление резьбы осуществляется следующим образом:
- после распаковки материала, веществом, содержащимся в первом тюбике, необходимо тщательно очистить и обезжирить восстанавливаемую поверхность резьбы. К этой процедуре следует подойти ответственно, так как наличие частиц металлической стружки или налета может повлиять на качество соединения;
- поверхность резьбового элемента обработать антиадгезионным веществом из второго тюбика;
- выдавить из тюбиков одинаковое количество содержимого из обоих тюбиков на неметаллическую поверхность и тщательно перемешать поставляемым в комплекте шпателем;
- нанести полученную смесь на восстанавливаемый участок резьбового элемента и ввернуть его в отверстие соответствующего диаметра;
- по прошествии времени, указанного в инструкции, деталь можно вывернуть – при соблюдении всех условий технологии, резьба будет восстановлена.
Важным условием качественного ремонта резьбы является тщательное перемешивание компонентов холодной сварки до получения однородной консистенции.
Смесь необходимо наносить на ремонтируемую деталь в таком количестве, чтобы ее излишки при выворачивании резьбы под давлением выходили наружу, что обеспечивает оптимальное формирование шага и формы витков.
Продукция «Локтайт»
Эта компания также хорошо известна своей качественной и эффективной продукцией. Но в отличии от Helicoil, восстановитель резьбы «Локтайт» — это полностью химическое вещество. Фиксаторы резьбовых соединений этого бренда знает каждый.
Для решения любых проблем с резьбами компания предлагает анаэробные составы. Это однокомпонентные жидкие материалы с различной степенью вязкости. Они способны длительное время оставаться в своем исходном состоянии, а также быстро затвердевать в небольших зазорах соединяемых деталей или же в резьбе. Чтобы жидкая резьба начала полимеризоваться, нужно соблюсти два условия. Так, необходимо наличие ионов металла, а также минимальный контакт с воздухом. Как использовать восстановитель резьбы Loctite? Достаточно нанести состав на одну из соединяемых поверхностей в таком количестве, которого достаточно для полного заполнения ремонтных зазоров испорченной резьбы.
Восстановитель резьбы после полимеризации представляет собой твердую термореактивную пластмассу, которая отличается особыми свойствами. Так, она устойчиво выдерживает любые вибрации и ударные нагрузки, соединение имеет хорошую герметизацию, устойчиво выдерживает коррозионные и другие агрессивные воздействия.
Производятся данные составы в виде стика, внутри которого содержится густая паста. Достаточно нанести смесь на ремонтируемый узел и после полимеризации резьба будет восстановлена.
С ремонтной вставкой
В случае, когда вышеописанный способ не подходит, выручит ремонтная вставка, или футорка.
Порядок работы следующий:
- Подготавливаем футорку нужного размера.
- При помощи метчика, размер которого соответствует наружному диаметру вставки, прорезаем отверстие для ввинчивания футорки.
- После тщательной очистки от стружки устанавливаем вставку и фиксируем ее стопорным кольцом. В результате отверстие будет выглядеть так, как на фото, и будет полностью идентичным старому.
Если соблюсти все тонкости установки вставки с двусторонней резьбой, то надежность такого способа ремонта будет наивысшей. Единственным минусом такого вида ремонта является необходимость иметь в запасе много вставок нужного диаметра и метчик.
Как самому отремонтировать крышку расширительного бачка и почему это важно
Причин для порчи резьбы на алюминиевых деталях достаточно много
Одно неосторожное движение или сила, которой оказалось слишком много для затягивания, становится началом новой проблемы. Но она очень легко решается, если знать и правильно применять способы ремонта, которыми пользуются опытные автолюбители и профессиональные автослесари
Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.
2 комментария
- Денис says: Не понимаю, зачем выеживаться и делать из болта метчик, когда можно взять готовый метчик.
- skivko1 says: Пригодится кому нибудь данный совет. В России привыкли самостоятельно ремонтировать машины.
Как восстановить резьбу метчиком с сохранением ее диаметра и места расположения
Если же нужно восстановить резьбу с сохранением ее диаметра, используйте один из следующих методов.
Заваривание отверстия с последующим нарезанием новой резьбы
Этот способ применяют редко из-за того, что прочность полученной по этой технологии новой резьбы будет ниже. Еще данный метод выбирают при отсутствии специальных приспособлений (ввертышей и спиральных вставок).
Этот способ восстановления резьб включает в себя следующие этапы.
Удаление старой резьбы путем рассверливания.
Заваривание отверстия. Выбор технологий зависит от материалов деталей.
Для заваривания отверстий в стальных изделиях используют электродуговую или газовую сварку в защитных средах.
При работе с чугунными деталями газовую или электродуговую сварку применяют в холодном состоянии или при общем/местном нагреве.
В качестве присадок используют электроды (МНЧ-1, ОЗЧ-1, ЦЧ-1), чугунные прутки с повышенным содержанием кремния и иные материалы.
Обработка отверстия заподлицо основным металлом.
Нарезание новой резьбы.
Обратите внимание! При работе с алюминиевыми изделиями этот способ восстановления резьбы обычно не применяют. Это связано с тем, что металл при сварке активно поглощает газы
В наплавленных слоях образуются поры. При сильной усадке появляются трещины.
Восстановление резьбы при помощи ввертыша
Ввертыши — это специальные цилиндрические приспособления, имеющие резьбу нужного диаметра и шага внутри и крупную — снаружи. Такие изделия изготавливают из стали, латуни, бронзы, меди и иных материалов. На финальных стадиях производства ввертыши закаливают и дополнительно упрочняют.
Фотография №2: ввертыш для восстановления резьбы
Если нужно восстановить резьбу с сохранением диаметра при помощи ввертыша, действуйте так.
Рассверлите отверстие. Сверло нужно подобрать таким образом, чтобы диаметр получившегося отверстия позволял нарезать резьбу для вкручивания ввертыша.
Нарежьте резьбу метчиком. Соблюдайте перечисленные выше правила.
Вкрутите ввертыш. Его нужно установить заподлицо. Если это невозможно, профрезеруйте деталь и удалите выступающую часть приспособления.
На границе новой резьбы и ввертыша нанесите засечки при помощи керна. Это предотвратит самопроизвольное выкручивание приспособления.
Восстановление резьбы при помощи спиральной вставки
Спиральные (их также еще называют проволочными и пружинными) вставки также часто используют для восстановления поврежденных резьб.
Фотография №3: спиральные вставки для восстановления резьбы
Эти приспособления имеют с внутренних сторон высокоточные ромбические резьбовые профили. Практически все модели оснащены специальными поводковыми язычками, предназначенными для вкручивания приспособлений.
Для изготовления таких изделий используют особо прочную высококачественную нержавеющую сталь. Это дает гарантию устойчивости восстановленной резьбы к деформациям и коррозии.
Восстановление резьбы при помощи спиральной вставки включает в себя 4 этапа.
Сверление. Рассверлите отверстие. Выбирайте диаметр режущего инструмента по таблице, которую производители прилагают к спиральным вставкам.
Изображение №1: рассверливание отверстия под спиральную вставку
Формирование резьбы
Обратите внимание! Для нарезания резьбы используйте специальные метчики, которые отличаются от стандартных и поставляются со спиральными вставками. Соблюдайте все правила и рекомендации
Изображение №2: формирование резьбы под спиральную вставку
Монтаж приспособления. Оденьте спиральную вставку на входящий в комплект поставки специальный инструмент и вкрутите ее в отверстие.
Изображение №3: вкручивание спиральной вставки в отверстие
Удаление поводкового язычка. От него можно избавиться при помощи специального инструмента (его также поставляют производители). Для удаления язычков со вставок больших диаметров подойдут обычные плоскогубцы.
Использование профессиональных спиральных резьбовых вставок имеет следующие преимущества.
В месте посадки вставки обеспечивается необходимый натяг. Это полностью предотвращает выкручивание. Приспособления располагаются в принимающих резьбах практически без зазоров. В использовании клея для дополнительной фиксации изделий нет необходимости.
За счет упругости вставок нагрузки и напряжения распределяются равномерно. Это создает идеальные условия для передачи усилий между болтами и приемными резьбами.
Спиральные вставки универсальны. Их применяют не только для восстановления резьб но и при необходимости усиления соединений. Спиральные вставки используют при работе с изделиями из низко- средне и высокопрочных металлов, а также пластика и древесины.
Виды пружинных резьбовых вставок
Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий имеют форму упругой спирали, витки которой формируют с внутренней стороны высокоточный ромбический профиль, который аналогичен профилю резьбы. Большинство продаваемых ввертышей имеют поводковый язычок, служащий для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. После монтажа он легко отделяется по надрезу при помощи специального обламывателя.
Пружинные футорки имеют разное количество витков и соответственно разную длину, которая обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали. Выпускаются также специальные виды вставок, например, для свечной резьбы или кислородных датчиков. На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая, что позволяет получить надежную резьбу, устойчивую к износу, деформации и коррозии.