Приветствую вас в очередной статье! В ней пойдет речь об устройстве паяльной лампы, для чего она применяется и как ее использовать. Этот аппарат может работать на различном топливе, но наибольшее распространение получил бензиновый вариант, поэтому больше всего мы поговорим именно о таком аппарате.
Когда паяльная лампа работает, из ее сопла выходит вытянутый факел с достаточно большой температурой — до 1000 градусов. При этом тепловая мощность составляет у разных моделей от 0,5 до 3 кВт.
Топливо заливается в специальный бак, который может иметь разный объем, опять же в зависимости от модели — от 100 мл до 2 л.
Чтобы изменять мощность, есть предназначенный для этого кран, регулирующий подачу топлива.
Как устроена паяльная лампа?
Основных элементов в конструкции паяльной лампы два — это бак и горелка, которую еще называют эжектор.
Эжектор выполнен в такой форме, чтобы при работе осуществлялось движение воздуха вместе со сгорающим топливом от одного его конца к другому. Это обеспечивается за счет создания тепловой тяги.
Бак же имеет в своем теле нагнетательный насос. Благодаря нему, внутри бака создается давление, которое выталкивает залитое в него топливо наружу в горелку. Чтобы давление никуда не уходило, да и чтобы топливо не вытекло, горловина бака закрывается крышкой с уплотнителем.
Помимо названных элементов паяльная лампа имеет и другие детали:
- рукоятка для удерживания лампы при работе;
- испаритель;
- трубка, подающая бензин к испарителю;
- форсунка;
- чашка под топливо для подогрева горелки.
Бензин для паяльной лампы как и для машины нужен качественный. Поэтому покупайте его на проверенных заправках. Октановое число лучше чтобы было повыше — от 92. Если топливо будет некачественное,то это может привести к засорению форсунки — придется потом ее чистить.
Чистка жиклера
Жиклер, как уже было указано выше, может или забиваться грязью от некачественного топлива, или нагаром от сгорания его же. В обоих случаях ситуацию может исправить чистка. Если нужно воспользоваться лампой очень срочно, можно попробовать прочистить жиклер иглой, зажатой в плоскогубцы. Но в этом случае загрязнения попадут внутрь. Сразу после выполнения работы необходимо разобрать и почистить всю паяльную лампу.
Если никакой спешки нет, лучше жиклер выкрутить из горелки и попытаться продуть его сжатым воздухом от компрессора или от специального баллончика. Только если такой способ не дал результатов, можно аккуратно воспользоваться при ремонте механической чисткой.
После очистки жиклера, его нужно промыть в бензине и высушить перед установкой в горелку.
Основные технические показатели паяльных ламп
Чтобы правильно подобрать паяльную лампу, нужно знать, на какие технические характеристики обратить внимание. Важными моментами здесь будут:
- объем топливного бака
- максимальное количество топлива, которое можно залить в бак
- максимальное давление в баке
- размеры бака
- расход топлива
- общий вес аппарата
- гарантия и срок службы
Чтобы можно было дольше работать на одной заправке, лучше приобрести паяльную лампу с большим баком — 2 л. Исключением может являться только такой случай, когда требуются небольшие габариты лампы при необходимости работать в ограниченном пространстве. Тогда и бак будет небольшой.
При том, что бак имеет определенный объем, количество заливаемого в него топлива будет меньше этого объема примерно на четверть. Связано это с необходимостью оставить место под сжатый воздух, который будет выдавливать топливо.
Давление в баке не должно превышать 0,3 МПа (3 атм.). А расход топлива зависит от максимальной тепловой мощности, но обычно составляет 1-1,2 л/час.
Вес этих аппаратов не превышает 2 кг без залитого топлива. Если залить бензин, то вес будет около 3 кг для моделей с 2-литровым баком.
Гарантию обычно дают в один год, а общий срок службы заявляют в 5 лет. Но не стоит на последнем параметре сильно зацикливаться — по факту служат паяльные лампы в бытовой эксплуатации гораздо дольше.
Как работает паяльная лампа?
Залитое топливо подается к горелке путем открытия соответствующего крана. Движение бензина обеспечивается созданным заранее в баке с помощью насоса давлением. В горелку бензин подается в виде газа. Чтобы получился именно газ, а не капли бензина, горелку требуется предварительно разогреть. Для этого под ней расположена специальная чашка, в которую наливается тот же бензин или спирт, которые конечно необходимо поджечь. После сгорания полного объема бензина или спирта, помещающегося в эту чашку, горелка прогревается до нужной температуры — теперь можно подавать к ней топливо и поджигать его.
Газообразное состояние достигается за счет испарителя, расположенного в горелке. Когда он нагрет, поступающее в него топливо испаряется и далее подается в камеру сгорания через жиклер. Процесс горения поддерживается, благодаря всасыванию воздуха через заднюю часть горелки посредством тепловой тяги, которая возникает из-за сгорания топлива.
Ни в коем случае нельзя открывать подающий кран при процедуре разогрева горелки. Только после полного разогрева можно его открыть. После воспламенения топлива этим же краном можно будет отрегулировать мощность пламени. Чтобы прекратить работу, нужно просто закрыть кран.
Где используется паяльная лампа?
Паяльные лампы на сегодня уже не пользуются такой же популярностью, как, например, 10-15 лет назад. Просто сейчас существуют другие нагревательные приборы, те же промышленные фены. Но иногда бывает так, что нет возможности использовать современную технику, поэтому прибегают к помощи паяльных ламп. Вот в каких сферах, например, можно применить этот аппарат:
- в качестве разогрева для электрического паяльника, если нет электричества — можно нагреть его жало либо припой;
- для сварки и расплавления металлических изделий с температурой плавления менее 1000 градусов;
- для снятия лака на металлических изделиях
- для размораживания воды в замерзших металлических трубах
- для прогрева двигателя автомобиля
- для опаливалия шерсти забитого скота
Этот список не исчерпывающий — паяльную лампу можно использовать и для других нужд, где нужна большая температура.
Применение [ править | править код ]
Паяльная лампа применяется для:
- нагрева деталей и расплавления припоя в процессе пайки,
- сварки некоторых материалов при температурах до 1000—1100 °C,
- нагрева паяльников,
- разогрева покрытий из лаков и красок для их удаления,
- отогревания замерзших водопроводных труб,
- смоления свиных туш (выжигания щетины),
- дезинфекции и дезинсекции помещений,
- приготовления пищи в походных условиях (при наличии определенных приспособлений — в частности, особым образом изогнутой трубы),
- разборки проржавевших соединений стальных и чугунных труб.
Как пользоваться паяльной лампой?
Приведем небольшую инструкцию по использованию паяльной лампы.
Желательно работать такой лампой только на открытом воздухе. Хотя и допускается ее применение для кратковременных работ в закрытых помещениях, все же лучше этого не делать. Если все-таки этого не избежать, то нужно заранее обезопасить себя от возможных неприятностей: необходимо обеспечить хорошее проветривание, подложить под место работы лампой металлический поддон на случай утечки топлива, и конечно поставить неподалеку огнетушитель.
Для запуска лампы нужно проделать следующие действия:
- заправить бак топливом на 3/4 от объема
- сделать около 10-ти быстрых движений нагнетательным насосом для создания давления в баке
- налить в чашку для подогрева горелки бензин или спирт и поджечь, обеспечив отсутствие сквозняков в процессе горения
- после сгорания бензина или спирта в чашке нужно медленно открыть кран для подачи топлива в газообразном состоянии. Если топливо выходит в виде капель, а не газа, необходимо повторить процесс подогрева горелки
- достигнув газообразной струи топлива, необходимо произвести его поджиг и немного подождать, пока горелка разогреется еще сильнее
- регулировку пламени нужно осуществлять, вращая кран
- если пламя нестабильно или тухнет, значит засорилась форсунка — для дальнейшей работы ее необходимо прочистить
- для завершения работы нужно закрыть кран. После остывания лампы следует выпустить воздух из бака
Наиболее частые неисправности и причины поломки
Самые распространенные неисправности у паяльной лампы проявляются следующим образом:
- в корпусе отсутствует или быстро понижается давление, необходимое для нормальной работы;
- отсутствует пламя ввиду того, что струя топлива из форсунки не отвечает необходимым параметрам;
- топливо просачивается через стыки и уплотнения;
- вместо разбрызгивания из жиклера вытекает струя.
Некоторые неисправности можно устранить, имея под рукой необходимый инструмент. Обычно работы по ремонту заключаются в чистке отдельных узлов.
Иногда поломка настолько серьезна, что отремонтировать инструмент без запчастей, применяемых для паяльной лампы, невозможно. К счастью, в хозяйственных магазинах и на специализированных сайтах в Интернете можно найти множество ремкомплектов.
Причиной отсутствия давления в лампе может быть неисправный насос. Его заменяют или ремонтируют своими руками. Быстрое понижение давления происходит, если негерметичны резьбовые соединения, рабочий и предохранительный клапаны.
Проблема решается заменой прокладок, очисткой поверхностей крышек и клапанов, соприкасающихся с корпусом.
Пламя горелки отсутствует, если струя топлива, выходящая из форсунки, очень слабая или прерывистая. Это может произойти вследствие загрязнений, попавших в лампу с некачественным топливом. В этом случае необходимо прочистить все каналы и жиклер подходящими инструментами и промыть лампу чистым бензином.
Топливо просачивается через уплотнения регулировочного крана, если утратила свои свойства сальниковая набивка, которая является герметизирующей прокладкой между корпусом и вентилем крана. Ремонт неисправности заключается в разборке крана и замене сальниковой набивки.
Если топливо вытекает струей из горелки, причина, скорее всего в том, что отверстие жиклера не соответствует норме. До этого нужно убедиться, что инструмент действительно хорошо прогрет. Если при прогреве неполадки подобного рода повторяются, необходимо заменить жиклер горелки.
Правила безопасной эксплуатации паяльной лампы
Любой инструмент требует соблюдения техники безопасности, а паяльной лампы это касается в первую очередь, так как здесь используется лекговоспламеняемый продукт — бензин. Неосторожное использование может привести как к пожару, так и даже к взрыву. Поэтому следует соблюдать следующие правила:
- нельзя использовать аппарат, у которого имеется утечка топлива
- нельзя применять не подходящее топливо, которое не соответствует требованиям производителя
- нельзя беспрерывно использовать лампу в течение длительного времени, так как во время работы постепенно нагревается и бак с топливом
- нельзя пользоваться паяльной лампой, у которой неисправен предохранительный клапан
- нельзя открывать бак при горящей горелке, а также до полного ее остывания после прекращения работы
- в случае отсутствия острой необходимости откажитесь от использования паяльной лампы в помещениях
Соблюдая эти правила, вы максимально обезопасите себя и окружающих от неприятных последствий.
Итак, в этой статье мы рассмотрели такой аппарат, как паяльная лампа. Теперь, зная информацию по устройству и эксплуатации этого агрегата, вы сможете решить для себя, нужен ли он вам, какой его выбрать, если все таки он окажется нужен, и как его эксплуатировать, чтобы не навредить себе и окружающим.
Источник instrument-tehnika.ru
Паяльная лампа, как устройство для производства разнообразных ремонтно-строительных работ, по-прежнему широко востребовано. Их популярность обусловлена компактностью, оперативностью в применении, а, при условии верной эксплуатации – также и безопасностью. Как правильно работать с лампой и вовремя её обслуживать поговорим ниже.
Устройство
Бензиновая паяльная лампа состоит из следующих узлов:
- Горелки, рассчитанной на применение определённого вида топлива. Например, для газовой паяльной лампы конструкция горелки будет иной, чем для устройства, использующего жидкое топливо.
- Топливного бачка.
- Системы подачи горючей смеси к горелке.
- Ручного нагнетателя топлива (насоса).
- Запорно-регулирующего устройства.
- Обратного клапана (не во всех конструкциях).
- Удерживающей ручки.
Для достижения компактности подкачивающий насос располагается непосредственно в бачке. Перед началом применения пользователю следует выполнить несколько качаний насосом для того, чтобы создать необходимый уровень разрежения: тогда топливо поступит к регулятору.
Система подачи топлива чрезвычайно проста, и работает по принципу запирающей иглы: при перемещении такой иглы в сечении регулятора изменяется давление смеси, что обуславливает определённую скорость подачи топлива к горелке. Такую подкачку следует производить периодически, по мере изменения вешних характеристик факела пламени. Наоборот, если работы с паяльной лампой завершены, то давление необходимо сбросить. В современных устройствах для этих целей служит обратный клапан, в лампах старой конструкции просто приоткрывают крышку бачка.
Некоторые типы паяльных ламп комплектуются выносной горелкой, которая снабжена длинным шлангом. При этом в качестве нагнетателя используют обычную грушу, выполненную из бензомаслостойкой резины. Для соединения шланга с грушей и корпуса бачка используется ниппельный вход.
На торцевой поверхности регулятора имеется кран, открыв который, можно обеспечить подачу бензиновой смеси в топливосжигающее устройство. Под давлением смеси игла регулятора сдвигается, и открывает доступ в рабочее пространство горелки. Оттуда смесь попадает в форсунку, диспергируется и поджигается.
Специальные средства для медного жала
Для удаления нагара промышленность выпускает разнообразные средства, накоплен большой практический опыт, который используют в современных технологиях подготовки жала. Подходы к очистке отличаются, хотя, в принципе, сводятся к двум основным вариантам воздействия на гарь: механическому и химическому.
Механические виды очистки
В зависимости от вида предстоящей работы можно выбрать тот или иной абразивный материал. Если есть необходимость сделать жало строго ровным и плоским, следует взять напильник. В остальных случаях можно пользоваться:
- наждачной бумагой;
- точильными камнями;
- абразивными губками.
Для снятия патины с нового паяльника следует взять наждачную бумагу с маленькими зернами. Этого будет достаточно для удаления тонкого производственного слоя. По окончании механической очистки жало обрабатывают канифолью или другой подходящей смолой. Канифольный состав хорошо справляется с удалением налета, состоящего из оксидов и других примесей.
При желании и возможности можно купить готовое приспособление wts-599b. Эта металлическая губка в специальном корпусе очень удобна для использования.
Химические способы
Существуют возможности очистки жала химическими средствами. Выбирать очистители от флюса нужно внимательно, после предварительного ознакомления с металлическим составом жала.
Как пользоваться паяльной лампой?
Безопасность бензиновой паяльной лампы обеспечивается ещё и тем, что непосредственно смесь в горелке поджечь затруднительно, поскольку летучесть бензина при обычной комнатной температуре недостаточна для воспламенения. Поэтому после проверки работоспособности устройства производят предварительный розжиг ламы. Для этого в специальную чашечку наливают немного бензина, и устанавливают её под горелкой. Бензин поджигают, и, когда пламя начнёт угасать, открывают кран подачи топлива. Под воздействием внутреннего давления смесь выходит из сопла форсунки, попадает в зону нагретого воздуха, содержащего пары бензина, нагревается и самовоспламеняется. Затем посредством регулировочного крана изменяют степень выдвижения иглы в горелке, что регулирует длину и интенсивность факела.
Летучесть и низкая плотность бензина обеспечивает достаточные условия для его самоперемешивания. Однако заполнять бачок бензином полностью нельзя: требуется обеспечить избыточное давление бензина, которое окажется достаточным для его устойчивого поступления к регулирующему устройству. В некоторых конструкциях, рассчитанных на пониженные значения избыточного давления, для транспортировки бензина предусматривается не только направляющая трубка, но ещё и фитиль.
Подкачивающий насос перемещается в резиновых уплотнениях. Для того чтобы они ранее срока не пришли в негодность, движения рукоятки не должны быть резкими.
Длительность надёжной эксплуатации паяльной лампы зависит ещё и от вида смеси, используемой для разогрева лампы. Например, бензин, даже высокооктановый, содержит органические соединения, которые при сжигании дают нагар на поверхности горелки. Поэтому специалисты советуют использовать с этой целью этиловый спирт.
Розжиг бензиновой паяльной лампы необходимо выполнять на открытом воздухе, но без ветра или сквозняков. Если после подкачки, и открытия крана из сопла выходит парообразная смесь, то её параметры достаточны для поджига обычной спичкой или зажигалкой. Наоборот, если из сопла идёт жидкость, то диспергирование смеси недостаточно, и предварительный её прогрев обязателен.
Обращение со старыми лампами
Старые, давно не используемые паяльные лампы необходимо сначала осмотреть снаружи. При осмотре нужно проверить насколько легко открываются все клапаны, крышка резервуара. Регулировочный кран должен легко поворачиваться.
После этого нужно проверить корпус на герметичность. Для этого насосом накачивают воздух в лампе, не заправленной топливом. Затем кисточкой наносят густой мыльный раствор на все резьбовые соединения, кран. Проверять нужно в закрытом состоянии и в открытом.
Если все соединения герметичны и насос исправно создает давление в корпусе, кран выполняет свои функции, открывая и закрывая горелку, можно заправлять лампу и запускать.
Обязательный инструмент, без которого невозможно сделать спаивание, – это паяльник. Существует несколько его видов. В электропаяльнике, самом популярном инструменте у мастеров, нагревательный элемент раскаляет медное жало.
В других моделях рабочая зона разогревается потоком нагретого воздуха или открытым пламенем. В третьих жало имеет массивный вид, напоминающий формой молоток, разогрев которого обеспечивается электричеством. Существуют молотковые паяльники с возможностью нагрева жала на открытом огне.
Ремонт и проверка работоспособности
Если бензиновой паяльной лампой долго не пользовались, то требуется определить её пригодность для работы. Для оценки качества действия устройства выполняют следующие действия:
- После поджига факела устанавливают степень нагрева внешней поверхности бачка: если прогрев происходит равномерно и постепенно, то параметры факела стабилизируются, а гудение огня становится равномерным. Бачок, однако, не должен нагреваться до температур более 50 ° С.
- Наконечник форсунки размещают на расстоянии 20…30 мм от стального листа: при нормальной работающей лампе прогрев будет равномерным, причём по мере увеличения его продолжительности пламя будет стабилизироваться, что объясняется отражением теплового потока от стальной поверхности. Если же при этом пламя временами пропадает или сразу гаснет, то лампой пользоваться нельзя.
- Проверяют действие обратного клапана: при выключении устройства стравливание смеси над поверхностью бензина в бачке должно происходить самопроизвольно.
- Проверяют манометром пределы рабочего давления внутри бачка. При нормальной работе лампы эти давления не должны превышать 0,3 МПа. Резкие колебания – следствие неисправности в системе подачи топлива к регулятору.
Техническое обслуживание и ремонт паяльных ламп, работающих на бензине, производятся для обеспечения бесперебойной и равномерной подачи топлива и нужной степени его диспергированности. Чаще всего засоряется отверстие в форсунке, поэтому комплект принадлежностей к паяльной лампе включает специальную иглу диаметром не более 0,5 мм.
Ремонт насоса
Насос паяльной лампы состоит из поршня, заключенного в корпусе из металла и золотника, который установлен в конце трубки поршня и работает по принципу обратного клапана. Он пропускает воздух внутрь корпуса и не пропускает обратно.
На конце поршня установлена кожаная манжета, которая толкает воздух при движении внутрь лампы, и сворачивается, пропуская воздух при движении в обратном направлении.
Эта деталь представляет собой просто круг из кожи, зажатый между двумя стальными шайбами различного диаметра. Верхняя шайба по диаметру почти равна диаметру цилиндра, а нижняя меньше на несколько миллиметров. Благодаря этому манжета способна накачивать воздух, сворачиваясь только в одну сторону, когда необходимо. Чтобы увеличить срок службы манжеты от ремонта до ремонта, ее необходимо иногда смазывать густой смазкой.
Чаще всего неисправен золотник или манжета. Ремонт насоса паяльной лампы будет заключаться в замене их на исправные. Лучшим вариантом для ремонта будет взять рабочие запчасти от нерабочей старой паяльной лампы, если есть такая возможность. Если найти их не удалось, придется покупать эти детали.
Манжету, впрочем, можно вырезать из подходящего куска кожи или из любой подходящей манжеты для другого насоса.
Какова периодичность проверки паяльных ламп?
Паяльная лампа – источник повышенной опасности, поэтому для её эксплуатации придерживаются следующих правил:
- Не используют для применения низкооктановый бензин.
- Не эксплуатируют устройство при наличии утечек и резкого повышения температуры бачка, а также в неудовлетворительно проветриваемом помещении.
- Не ведут дозаправку лампы во время её эксплуатации, либо сразу после применения.
- Периодически производят ревизию лампы.
Периодичность технического обслуживания устанавливается следующей:
- С целью полной проверки гидравлических систем подачи бензина – не реже раза в год.
- С целью проверки герметичности и плотности соединений – не реже раза в месяц.
- Для проверки устойчивости факела – каждый раз перед очередным применением, когда корпус лампы полностью остыл.
Цена бензиновых паяльных ламп определяется их комплектацией, развиваемой тепловой мощностью и объёмом топливного бачка. Она колеблется в диапазоне 800… 1000 руб.
Источник proinstrumentinfo.ru
Характеристика в рейтинге
1 | Мотор Сич ЛП-2М | Самая надежная |
2 | Зубр Эксперт САМОТЛОР СМ-15, с чугунным эжектором | Самая популярная |
3 | Барс 91452 | Лучший нагрев, стабильное пламя |
4 | СИБРТЕХ 91442 | Лучшее соотношение качества и цены |
1 | DREMEL Versaflame 2200-4 | Лучшие функциональные возможности |
2 | Kemper 1060 KIT | Самая удобная |
Паяльные лампы в отличие от паяльников не рассчитаны на тонкую работу с приборами и электроникой. Это мощные энергонезависимые устройства – нагрев создается сгоранием жидкого топлива или газа. Так как температура нагрева во многих моделях превышает 1000˚С, паяльной лампой можно плавить материалы повышенной твердости.
Перед покупкой нужно точно знать, для каких целей приобретается оборудование. Предложений в магазинах очень много – на бензине, на газу. Бензин дает более высокую температуру, но быстро расходуется, поэтому горелки на жидком топливе оснащаются вместительными и довольно тяжелыми топливными баллонами. Газовые паяльные лампы гораздо легче.
Если нужен бюджетный вариант, можно присмотреться к отечественным маркам. Многие из них не уступают импортным брендам. Например, для «любительских» работ вполне подойдет недорогой, но неплохой бензиновый «Зубр». Если же предстоит объемная работа, требуется мощность и повышенная функциональность паяльной лампы, лучше остановиться на более мощном устройстве вроде Dremel Versaflame, работающем на газу. Стоить она будет в разы дороже, но затраченные средства полностью оправдает.
Очистка необгораемого жала
Приобретение паяльников с необгораемым жалом – большая радость, которая при интенсивной работе может довольно скоро омрачиться. Через некоторое время на поверхности нагревающегося окончания появляется черный налет, пайка проходит все хуже и хуже. Становится очевидным, что нужно чистить паяльный инструмент.
Железные мочалки для деликатного материала не подходят. Они могут поцарапать поверхность. В крайнем случае, подойдет мочалка из медных или бронзовых нитей.
Хорошее, недорогое средство – целлюлозная губка. Она часто входит в состав профессиональных комплектов для чистки. Обращаем внимание на то, что на изделии должна быть надпись, подтверждающая целлюлозный состав. Внешне не всегда удастся определить качество губки для паяльника, другие нити, примеси могут окисляться и усугублять ситуацию.
В качестве альтернативного варианта подходит вискозная губка. Она в практическом применении для очистки жала не отличается по свойствам от натурального целлюлозного материала. Губку можно смачивать не только водой, но и глицерином. В крайнем случае, вместо губки вполне подойдет кусочек ткани.
Паяльник нужно нагреть и очищать влажным материалом, сухой делу не поможет. Нагар снимается простыми движениями, как будто вы вытираете стержень. Иногда мастера вырезают в губке углубление, с которым почистить жало еще проще.
2 Зубр Эксперт САМОТЛОР СМ-15, с чугунным эжектором
Бензиновая паяльная лампа от отечественной марки «Зубр» пользуется особой популярностью. Пользователей привлекает невысокая цена и неплохое качество. Многие приобретают ее из-за является проверенным производителем различного качественного инструмента и оборудования. Она имеет относительно небольшие размеры, но одной заправки вполне хватает на час работы. Объем – 1,5 литра. Важные достоинства – чугунный эжектор и наличие защитного кожуха, предотвращающего задувание пламени при работе на улице в ветреную погоду. В нижней части ручки имеется отсек для ремкомплекта, закрытый пробкой – это тоже удобно.
Лампа может работать на неэтилированным бензине марки 92 или 95. Конструкция простая, безопасная и надежная. Отзывы встречаются разные, но чаще пользователи отмечают неплохую скорость нагревания, небольшой вес даже в заправленном состоянии, наличие ремкомплекта. Из минусов – часто засоряется форсунка, ее приходится прочищать иглой в периодах между работой.