Зажим для троса: как правильно использовать, подобрать, закрепить и установить. Описание всех характеристик зажимов

Как правильно закрепить трос, чтобы он мог использоваться по предназначению? Для этого необходимо взять специальные зажимы, которые помогут скрепить крепкие канаты, произведенные из стали или металла. При помощи такого изделия, как клиновой зажим для стального троса можно без проблем сделать необходимые петли на окончании каната.

Виды зажимов для троса

Одноразовые зажимные элементы — это короткие цилиндры, которые расплескиваются с продетыми концами каната, зажимая его очень плотно.

Для работы с зажимом требуется специальный инструмент, однако в промышленности и строительстве крепеж используют достаточно часто.

Изделия производятся из мягких типов металлов, чаще всего из алюминиевых и медных сплавов. Среди «плюсов» одноразовых зажимов стоит отметить их низкую стоимость и простоту монтажа.

Среди явных недостатков: ненадежность и одноразовость конструкции, а также недопустимость использования крепежа на тросах из ПВХ.

  1. Скобы U-образные — наиболее распространенный тип тросовых крепежей. Из «плюсов» профессионалы отмечают низкую стоимость зажимов, простоту монтажа и многоразовость изделия. Из «минусов» — небольшое пятно контакта, вызывающее режущую деформацию при больших нагрузках (разрыв троса).
  2. Кулачковые зажимы — близкие аналоги U-образной скобы с резьбовыми втулками. Кулачковый зажим удобней, чем традиционная скоба, однако редко используется в России. Из «плюсов» зажима стоит отметить его дешевизну, простоту монтажа и многоразовое использование. Из недостатков — небольшое пятно крепления, что приводит к разрывам каната в месте крепежа.
  3. Плашечные зажимы (шинные) в поперечном срезе напоминают W. Точки прилегания к тросу обладают рифленой текстурой, что повышает надежность соединения. Из «плюсов»: отсутствие режущей деформации, надежность и возможность многоразового пользования. Из недостатков стоит отметить высокую стоимость изделия.
  4. Цилиндрические зажимы представлены двумя полуцилиндрами со стяжными винтами. Канатный замок производится из нержавейки, поэтому его использование одобрено для нержавеющих, стальных и оцинкованных тросов. Предельная нагрузка на крепеж — 80 кг. Зажим легко натягивает канат до нужного предела.
  5. Обжимные зажимы («бочонок») представлены в форме двух рельефных пластинок с канавками для укладки троса. Стягивание троса производится путем закручивания винта в . Используется в лифтовом оборудовании и прочих подъемных механических изделиях. Материал производства может различаться в зависимости от требуемой нагрузки: сталь, цветные металлы. Зажимы зарекомендовали себя как надежные, прочные и многоразовые конструкции, однако стоимость изделия остается высокой.
  6. Плоские зажимы SIMPLEX считаются надежными элементами, в которых 2 пластины с бортами фиксируют канат гайкой. Зажим предотвращает выскальзывание каната по бокам, что позволяет увеличивать нагрузку. Одинарные конструкции признаны надежными, хотя стоимость изделий достаточно высока.
  7. Двойные DUPLEX (плоские) такелажные изделия для канатов смотрятся как 2 срощенных зажима SIMPLEX. Замки применяются при натяжении высоковольтных линий или антенного кабеля.
  8. Крестовые зажимы созданы для соединения тросовых магистралей под прямым углом. Крестовый зажим производится в форме цилиндра, внутрь которого по четырем сторонам выкладываются тросы, зажимаемые сверху винтом. Представить крепление пересекающихся канатов без крестового зажима просто невозможно. Однако для других ситуаций такой замок не подходит. Крепеж производят из нержавеющей стали, что позволяет применять его для ландшафтного дизайна и озеленения улиц.
  9. Стопорные зажимы не сращивают и не поддерживают груз. «Замочек» просто подвешивается на канат и предотвращает передвижение грузов по нему. Область применения стопорного зажима невелика, что относят к основным недостаткам зажима.
  10. Цанговые зажимы аккуратно стыкуют канаты с другими конструктивными элементами, однако профессиональные мастера не рекомендуют полагаться на надежность конструкции.

Страховочные зажимы считаются одними из лучших при подвешивании грузов. Изделие состоит из рычагов, которые фиксируют груз на канатной магистрали. Трос продевается в специальное кольцо зажима.

Советы экспертов по выбору зажимов для троса

Профессионалы советуют тщательно отбирать тросовые зажимы, внимательно осматривая их перед покупкой. Канаты несут на себе большую нагрузку, поэтому зажимы должны увеличивать возможности тросов нести на себе груз.

Прежде всего каждый элемент должен быть обеспечен отчетливой маркировкой.

Поверхность тросового зажима должна быть гладкой, ровной, без трещин и других деформаций. Зажимы должны полностью соответствовать типу каната, а также внешним условиям, при которых производится эксплуатация такелажных инструментов. Неправильный подбор зажима снижает полезную нагрузку на канат на 40%.

Установка зажимов на канаты и крепление

Суть сопряжения канатов проста. При построении канатной петли, нужно свободный конец троса приложить к его телу на такое расстояние, чтобы можно было установить минимум три зажима. Между ними должно быть расстояние не менее шести диаметров. От их правильного расположения зависит прочность соединения. Так, тело фиксатора должно находиться со стороны тела каната, а прижимная планка должна придавливать конец к его телу.

Как говорилось ранее, U-образные канатные зажимы выдерживают относительно слабые нагрузки, а рекомендуемое количество зажимов на одной петле – от трех. Если нагрузка превышает ожидаемую, нужно не увеличивать количество фиксаторов, а использовать другой их тип. В отдельных случаях необходимо крепление троса к плоскости с натяжителем. По сути, это крепление к стене при помощи специальной шайбы и самореза.

DIN-классификация зажимов

  • Стандартные зажимы маркируются DIN 741. Такого рода изделия не рекомендуется использовать для подъема грузов. Изготавливаются зажимные механизмы из стали и нержавейки. В продаже встречаются изделия и с цинковым покрытием.
  • Усиленные крепежи DIN 1142 с гайками для надежной фиксации обладают внушительным запасом прочности даже при колебании температурного режима. Такого рода крепежи используются в строительстве при работе с грузоподъемными механизмами. Крепеж производят из оцинкованной стали.
  • DIN 3093 представлены алюминиевыми втулками, соединяющими канаты для их удлинения.

Виды материалов и покрытий

Так как работа с тросами и зажимами предполагает значительные нагрузки, материалы для изготовления должны использоваться очень прочные. Чаще всего это нержавеющая и обычная сталь, медь и алюминий, но бывают также зажимы повышенной прочности из углеродистой стали. Для работы в жестких погодных условиях используется зажим, который проходит гальваническую обработку цинком. Оцинкованная поверхность противостоит коррозии.

Монтаж зажимов для троса

Первый зажимной элемент размещается на небольшом удалении от конца петли. Затягиваются все болты на крепеже. Однако второй зажим рекомендуется ставить ближе к петле каната, чтобы снизить ход деформации троса. Третий зажим ставится между двумя крепежами.

Стоит учесть, что болты крепежа должны смотреть вверх.

  • При проведении первичных испытаний на трос дается нагрузка равная требуемой или чуть больше.
  • Проверяется надежность крепежа, при необходимости гайки стягиваются сильнее.

Установить тросовый зажим можно и своими руками, считают эксперты, если будут соблюдены все требования по выбору и эксплуатации такелажного изделия.

Правила эксплуатации

Перед началом работы нужно проверить прочность соединений путем однократного приложения нагрузки на трос. Если после нескольких проверок трос и зажимы продолжают выполнять свои функции, то его можно эксплуатировать. Однако необходимо регулярно проверять состояние зажимов, так как со временем соединения могут разбалтываться, гайки раскручиваться, а металл подвергаться разрушению.

Максимальный срок службы фиксаторов зависит от условий работы. Если это стройка с регулярными транспортировками грузов по этажам строительным краном, то замена должна производиться раз в 4-6 месяцев. В бытовых условиях нужно смотреть на состояние износа, чтобы определить, нужно заменять зажим или нет.

В некоторых случаях правильная эксплуатация может спасти жизнь. Это относится к так называемому лееру. Это туго натянутый трос с закрепленными на бортах лодок и судов концами. Случайно выпавшему человек из лодки будет легче спасти свою жизнь, схватившись за него.

Требования безопасности транспортировки грузов определяют необходимость соблюдения техники крепления стальных тросов и канатов. Перед использованием крепления нужно проверить его на несущую способность. А если соединения активно эксплуатируются, следует контролировать степень износа.

Удалось ли Вам решить свою проблему по рекомендациям из статьи?

Да!

46.39%

Нет. Требуются дополнительные ответы. Сейчас спрошу в комментариях.

38.56%

Частично. Еще остались вопросы. Сейчас отпишусь в комментариях.

15.05%

Проголосовало: 804

Фото зажима для троса

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]