Полиспасты — принцип работы, назначение и устройство


Сфера использования подобных систем

На сегодня его используют в качестве составного элемента механизма стрелы башенного либо иного крана, устройств и приспособлений для выполнения такелажных работ. Также они могут использоваться отдельно для аккуратного перемещения и безопасного подъема различых грузов на небольших судах и других объектов. Среди других сфер применения отметим:

  • натяжение высоковольтных линий электроснабжения, линий связи, несущих тросов различных конструкций;
  • поддержание постоянного давления на опоры при спуске и подъеме массивных объектов;
  • перемещение массивных предметов, включая вытаскивание застрявших или вылетевших с дороги автомобилей;
  • активный отдых (альпинизм, экстремальный туризм).

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.
  2. Строй-Техника.ру: Строительные машины и оборудование, справочник. – https://stroy-technics.ru.
  3. Оксанич Л.В. Учебное пособие для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъёмными машинами // Консалтинговый проект «EAM». – https://eam.su/category/materialy/obshhetexnicheskie-svedeniya/uchebnoe-posobie-dlya-stropalshhikov-po-bezopasnomu-proizvodstvu-rabot-gruzopodyomnymi-mashinami.

Конструктивные особенности современных полиспастов

Основной сферой применения подобных систем остаются стреловые механизмы башенных, мостовых, автомобильных кранов. С помощью полиспастов можно значительно увеличить силу либо наоборот скорость. Первое используют в кранах, а второе в подъемниках. Конструктивно они включают следующие элементы:

  • блоки подвижные и неподвижные;
  • барабаны обводные;
  • блоки обводные.

Традиционной компоновкой полиспастов остается вертикальной, а место расположение барабана определяется наличием обводных блоков. Если последние отсутствуют, то барабан находится вверху и наоборот. Одновременно количество блоков (для силового типа) определяет степень роста суммарного усилия, а количество подобных элементов с неподвижно закрепленной осью на 1 меньше, чем с подвижной.

Специфика роста кратности в полиспастах различного типа

Увеличение кратности в силовых системах позволяет снизить нагрузку на каждый отдельных канат, что позволяет добиться сразу нескольких эффектов:

  • возможность использования канатов меньшего диаметра;
  • возможность уменьшения диаметра блоков и барабана;
  • возможность снижения массы и передаточного отношения приводного редуктора.

Одновременно в этом случае понадобится большая канатоемкость барабана, так как выигрыш в силе автоматически ведет к «проигрышу» по расстоянию.

У скоростных полиспастов рабочую силу, которая развивается пневматическим либо гидравлическим цилиндром, прикладывают непосредственно к подвижной обойме, а груз одновременно подвешивают к свободного краю подъемной цепи, каната либо веревки. Здесь выигрыш в скорости будет чем больше, тем выше подъем груза.

Особенности силовых полиспастов

Ключевой характеристикой подобных систем остается максимальна нагрузка, которая может быть развита. В общем случае, она зависит от следующих факторов:

  • грузоподъемность крана, где полиспасты устанавливаются;
  • кратность устройства (общее число ветвей каната, удерживающих груз);
  • КПД блока, который определяют потери на преодоление силы трения, а также зависящие от жесткости цепи либо каната.

На механизме по подъему и передвижению груза может быть одновременно установлено несколько полиспастов, то позволяет равномерно распределить нагрузку и уменьшить толщину веревки либо каната. Одновременно одинарные полиспасты наиболее просты технически (у них один конец закреплен, а второй находится на барабане). Одновременно у последних очень ограничен угол отклонения из-за риска схода подъемного каната с блока. Вместе с этим наличие дополнительного блока усложняет и удорожает всю систему, но дает сразу несколько преимуществ:

  • возможность повышения скорости вращения блоков;
  • снижение износа каната;
  • более симметричное расположение нагрузки.

Наиболее широко используют на практике следующие схемы полиспастов:

  • сдвоенные трехкратные с наличием в схеме расположения двух обводных и трех рабочих блоков;
  • сдвоенные трехкратные, имеющие уравнительную траверсу, которая позволит использовать грузоподъемную технику в тяжелых условиях.

Травматизм при работе с лебедкой.

Из наиболее частых травм можно назвать следующие:

удары по ногам и рукам прослабленным тросом при резко рывке (обычно при лебежении в горку и неграмотной помощи колесами («в букс»), кроме того, при таких рывках и трос легко оборвать и редуктор лебедки).

Чаще всего заканчивается ушибами, хотя известны и более опасные случаи – открытые переломы.

удары тросом при его разрыве. Кстати не имеет значение стальной трос или синтетический… разве что характер травм может быть разным… Чаще всего переломы костей кисти рук и глубокие ссадины.

втянутые в барабан руки. При не согласованных действиях нятягивающего трос и управляющего лебедкой или при зацеплении руки за трос и крюк. В лучшем случае ушибы рук и пальцев, в худшем отрезанные пальцы и тяжелые переломы рук.

– Травмы соскользнувшей вверх корозащиткой – ушибы царапины. На деревьях которые слегка прогибаются под нагрузкой стропа, содрав кору, может резко взметнуть вверх. Следовательно: Не рекомендуется держаться за ствол дерева, да и вообще лучше стоять поодаль! Не следует стоять на тросе и корозащитке! Конечно иногда такие действия необходимы, но обязательно отдавайте себе отчет в том риске которому вы подвергаете себя и тем более других.

– травмы упавшими ветками и стволами деревьев. Во время лебежения могут возникать переменные, скачкообразные нагрузки вызывающие раскачивание ствола и падение крупных веток и самого ствола! Известны случаи серьезных повреждений автомобиля, но возможны и тяжелые травмы! Снова напрашивается вывод: стоять как можно дальше от деревьев за которые прикреплена лебедка.

Особенности выбора полиспаста

В идеальном случае, для каждого грузоподъемного механизма подобная система должна проектироваться индивидуально. При этом учитывают следующие факторы:

  • общая грузоподъемность механизма;
  • число обводных блоков, влияющих на итоговые потери на постоянное трение (зависят от типа опорных подшипников, способе смазки);
  • диаметры отдельных элементов полиспаста;
  • углы допустимого возможного отклонения от плоскости обводных барабанов;
  • материал изготовления грузоподъемного каната;
  • характер и вид опор, способы смазки для снижения трения осей;
  • скорость движения подвижных блоков.

На практике обычно используют типовые решения, что позволяет сэкономить время на производстве, проектировании подобных систем, их сертификации. Дополнительно они обходятся значительно дешевле для конечного покупателя.

Запасовка полиспастов

На практике может появиться необходимость изменить расстояние между основными грузовыми блоками и расположение последней. Подобная процедура называется запасовкой и она позволяет изменить скорость либо высоту подъема груза. В грузовых кранах с ее помощью можно подкорректировать нарушенную прямолинейность подъема, что повышает общую безопасность работ и предсказуемость поведения.

Всего существует четыре вида запасовки:

  • Однократная, которую используют на стреловых подъемных механизмах, оснащенных гуском. В этом случае крюк подвешивают на одной нити каната и проводят через все блоки с последующим наматыванием на жестко закрепленный барабан.
  • Двухкратная, которую используют на различных кранах, имеющих балочную и подъемную стрелу. В 1-м случае конец каната крепят на корне, а 2-й прогоняют через обводные барабаны, крюковые и стреловые блоки, вершину башни с подводом к лебедке. Во 2-м случае неподвижно жестко закрепленные блоки размещают прямо на головке стрелы, а канат крепят сразу в грузовую лебедку.
  • Четырехкратная, которую применяют обычно на кранах и механизмах с высокой грузоподъемность. В ее основе лежит однократная или двухкратная запасовка, но ее реализуют отдельно по каждому из имеющихся блоков.
  • Переменная, в основе которой лежит желание изменить рабочую грузоподъемность механизма. Для этого в подвижные блоки монтируют подвижные обоймы, которые удерживает сам канат либо цепь. Изменение же кратности проведенной по итогу запасовки идет за счет опускания подвески на специальную опору, которое происходит при сматывании каната.

Приобрести полиспасты, а также блоки для них можно оставив заявку по бесплатному телефону 8 (800) 550-93-95 либо электронной почте

Блок крановый обводной и уравнительный

Главная / Грузоподъемное оборудование / Изготовление крановых блоков на заказ. ЗАО «ЗСМ «Маяк», г. Калуга.

Грузоподъёмные механизмы используются на сотнях различных производств. Без рельсовых кранов не может обойтись ни одно металлургическое производство или предприятие. Краны, лебёдка, и другие подъёмные механизмы предназначены для поднятия и перемещения разных объёмных и массивных предметов. Портовые краны и железнодорожные способны поднимать десятки тонн, многометровые башенные краны поднимают грузы на высоту пятидесяти этажных домов. Все эти подъёмные устройства используют одно из уникальных свойств колеса, благодаря которому стало всё это возможно. Все они используют колесо с жёлобом по окружности, которое входит в сборную конструкцию составляющую блок крановый, или полиспаст.

Колесо с жёлобом может использоваться с канатом, цепью или металлическим тросом, в зависимости от предназначения конструкции. Колесо крутиться, таким образом устраняя эффект трения. Вся нагрузка передаётся роликовым или шариковым подшипникам, на которые насажено колесо. Крановые блоки, как правило, составляются из нескольких колёс, из одной, двух и даже трёх расположенных в одной плоскости колёс (пар колёс, или 3-5, в зависимости от предполагаемой нагрузки).

Блок крановый – часть подъёмного механизма

Блок крановый – незаменимая часть подъёмного механизм и работает по простому принципу. Трос (канат) закреплён на высокой точке одним краем. Другим концом трос прочно удерживается барабаном, который способен вращаться в прямом и обратном направлении. Рядом с верхней точкой, которая удерживает трос, расположен первый вспомогательный ролик. Между этим роликом и верхней точкой крепления троса вешается блок крановый (колесо с жёлобом). Далее, при наматывании троса на вращающийся цилиндр, происходит подъём кранового блока, либо опускание. В зависимости от состава роликов в блоке крановом, усилие подъёма возрастает от 1,8 раз до 3-х. Большее соотношение, как правило, не используют, трение заметно снижает эффективность системы полиспаста.

Таким образом, используя всего один ролик, получают привес в усилии при подъёме в 1,8 раз. Но вся система должна быть рассчитана на весь груз, который подвергается подъёму или перемещению. Добавления в блок крановый параллельных роликов, позволяет снизить нагрузку на подшипники, при этом не увеличивая диаметр роликов. Так же параллельное добавление роликов необходимо для увеличения грузоподъёмность системы. При этом диаметр используемых тросов или канатов остаётся тем же, но они добавляются параллельно. Мощные краны могут работать с двумя, и даже четырьмя параллельными тросами и даже 4-ми.

Блок с роликом так же выполняет функцию направления и стабилизации подвижного и неподвижного троса. На протяжении всего протяжения тянущего троса в подъёмном механизме используются блоки, выполняющие разные функции.

Обводной блок крановый

Обводной блок подразделяется на подвижный и неподвижный. Подвижный блок опускается и поднимается (движется) вместе с грузом. Используется в крюковых подвесах и подвижных блоках полиспаста. Неподвижный блок (обводной) жёстко закреплён на опоре, используется для направления движения троса, каната или цепи.

При разработке и конструировании блоков крановых рассчитывают, чтобы профиль ручья позволял получить наибольшую площадь прикосновения с тросом или канатом. Для изготовления блоков крановых и блоков полиспаста используют чугун, сталь или алюминиевые сплавы (для низких нагрузок). Блоки в основном изготавливают методом литья в формы, так же возможно изготовление из стального проката. В некоторых случаях блоки изготавливают сварным методом. После того как блок крановый получен, он механически доводится до точных размеров, затем подвергается дополнительной термообработке, дли снижения внутренний напряжений в металле.

В готовый, обработанный блок устанавливают (как правило, впрессовывают) подшипники. В зависимости от предназначения будущей конструкции, подшипники используются шариковые или роликовые. Готовый блок проходит лабораторную проверку, так как это одна из ответственных деталей подъёмных механизмов.

Основные типоразмеры блоков крановых обводных:

Наименование D, мм Диаметр каната, мм
336-100-14 336 11-14
406-100-14 406 11-14
500-100-14 500 11-14
406-140-19 406 14-18
500-140-19 500 14-18
610-140-19 610 14-18

Блок крановый уравнительный

Блок крановый уравнительный ‑ предназначен для выравнивания напряжений и расхождения нагрузок, которые возникают в системах полиспаста с использованием двух и более рабочих тросов (канатов). При нормальной работе подъёмной системы, в блоке нет вращения, но при изменении нагрузки в ветвях полиспаста , блок поворачивается, таким образом компенсирую дисбаланс.

Сдвоенные полиспасты имеют широкое применение в механизмах подъёма многих кранов ‑ мостовых, консольных, козловых и других, где постоянство давлений на опоры барабана во время подъёма или спуска груза важно для обеспечения равномерной загрузки металлоконструкции моста под обоими рельсами.

Основных типоразмеров крановых блоков уравнительных, в мм:

D1 D2 d R B h
230 90 9-14 7,5 20 20
260 110 9-15 8 25 25
320 160 17-19 9,5 27 34
400 140 17-19 9,5 40 34
500 160 18-23 9,5 45 35
600 180 18-24 12 55 35

КАК СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ?

Если у вас возникли вопросы или вы хотите узнать цены, обращайтесь в отдел сбыта по телефону:

+7 (многоканальный)

или на e-mail:

[email protected]

Профессиональные сотрудники предоставят Вам дополнительную информацию и помогут оформить заявку.

Отправляя заявку я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

подать заявку на заказ

Подать заявку на заказ продукции

Возникли вопросы?

Свяжитесь с нами по телефону

Удобнее связаться по электронной почте?

Напишите нам на

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]