Керосин, виды, химический состав, свойства и применение.
Керосин – это горючая жидкость, горючее топливо. Представляет собой горючую смесь жидких углеводородов (от C8 до C15) с температурой кипения в интервале 150-250 °C, получаемая путём прямой перегонки или ректификации нефти.
Керосин, как топливо
Физические свойства керосина
Типы, виды и марки керосина
Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав керосина
Получение керосина
Применение керосина
Другие виды топлива: биодизель, биотопливо, газойль, горючие сланцы, керосин, лигроин, мазут, нефть, попутный нефтяной газ, природный газ, свалочный газ, сланцевая нефть, сланцевый газ, синтез-газ
Последовательность определения удельной теплоты сгорания
Показатель удельной теплоты сгорания керосина устанавливает условия его воспламенения в различных устройствах – от двигателей до аппаратов керосиновой резки. В первом случае оптимальное сочетание теплофизических параметров следует определять более тщательно. Для каждой из комбинаций топлива обычно устанавливается несколько графиков. Эти графики могут быть использованы для оценки:
- Оптимального соотношения смеси продуктов сгорания.
- Адиабатической температуры пламени реакции сгорания.
- Средней молекулярной массы продуктов сгорания.
- Удельной теплоты соотношение продуктов сгорания.
Эти данные необходимы для определения скорости выхлопных газов, выбрасываемых из двигателя, что в свою очередь определяет тягу двигателя.
Оптимальное соотношение топливной смеси даёт самый высокий удельный импульс энергии и является функцией давления, при котором будет работать двигатель. Двигатель с высоким давлением в камере сгорания и низким давлением на выходе будет иметь самое высокое оптимальное соотношение смеси. В свою очередь, от оптимального соотношения смеси зависит давление в камере сгорания и энергоёмкость керосинового топлива.
В большинстве конструкций двигателей, использующих керосин в качестве топлива, большое внимание уделяется условиям адиабатического сжатия, когда давление и объём, занимаемый горючей смесью, находятся в постоянной взаимосвязи – это влияет на долговечность элементов двигателя. При этом внешний теплообмен, как известно, отсутствует, что определяет максимальный КПД.
Керосин, как топливо:
Керосин (англ. kerosene от др.-греч. κηρός – «воск») – горючая смесь жидких углеводородов (от C8 до C15) с температурой кипения в интервале 150-250 °C, получаемая путём прямой перегонки или ректификации нефти.
Внешне керосин – это прозрачная, бесцветная (или слегка желтоватая, или светло-коричневая), слегка маслянистая на ощупь жидкость. Имеет характерный запах нефтепродуктов.
Керосин – горючая, легковоспламеняющаяся жидкость. Относится к малоопасным веществам и по степени воздействия на организм человека в соответствии с ГОСТ 12.1.007 относятся к 4-му классу опасности. Горючее топливо.
Керосин легче воды. В воде не растворяется.
С воздухом керосин образуют взрывоопасные смеси.
Температура вспышки
Следующая после температуры кипения керосина характеристика — температура вспышки. Это параметр, по которому определяется степень пожарной опасности данной жидкости. Тут температура вспышки керосина будет варьироваться от 28 до 60 °С.
Надо сказать, что эта характеристика строго контролируется стандартами для предотвращения попадания в топливо бензина, который способен резко повысить его огнеопасность. Практическое определение температуры реактивных вспышек керосиновой жидкости предписывается стандартами всех государств мира.
Физические свойства керосина:
Наименование параметра: | Значение: |
Плотность керосина при 20 оС, г/см3 (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина)* | от 0,78 до 0,85 |
Плотность керосина при 20 оС, кг/м3 (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина)* | от 780 до 850 |
Температура плавления/замерзания (зависит от углеводородного состава и вида керосина), оС | от -60 °С до -40 °С |
Температура кипения (зависит от углеводородного состава и вида керосина), оС | от +150°C до +250°C |
Кинематическая вязкость при 20 оС (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина), мм²/с | от 1,2 до 4,5 % |
Температура вспышки** (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина), оС | от +28 °С до +72 °С |
Температура воспламенения** (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина), оС | от -10 °С до +105 °С |
Температура самовоспламенения (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина), оС | 220 °С |
Взрывоопасные концентрации смеси керосина с воздухом (зависят от углеводородного состава, вида и сорта керосина), % объёмных | от 0,6 до 8,0 |
Удельная теплота сгорания керосина (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина), мДж/кг | от 42,9 до 46,2 |
Содержание серы (зависит от углеводородного состава, вида и сорта керосина), %% | не более 1,0 |
Примечание:
* с повышением температуры плотность керосина уменьшается.
** температура воспламенения – это температура горючего вещества, при которой оно выделяет горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника зажигания возникает устойчивое горение;
** температура вспышки – температура, при которой пары нефтепродукта образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней огня.
В завершение сказанного
Все виды топлива для реактивных и турбореактивных двигателей можно грубо разделить на три основных типа: • Керосиновое: состоит преимущественно из углеводородов с числом атомов углерода в диапазоне от C9 до C16. Jet A, Jet A1, JP 8, Jet A50. • “Смешанное“: керосины смешаны с лигроинами с низкой температурой воспламенения, чтобы получить низкокипящее топливо, содержащее углеводороды с числом атомов углерода в диапазоне от C4 до C16. Jet B, JP 4. • Высокотемпературное керосиновое: смесь керосинов, имеющих минимальную температуру вспышки 60°C. В основном используется керосиновое авиационное топливо. Гражданские самолеты заправляют топливом марки ТС-1 — Россия, Jet A1 (Jet A в США/Канаде) и Jet A50, а военные самолеты – JP8. Для военных самолетов также используется “смешанное” топливо (JP4), но его применение составляет менее 1 % всего расхода керосина. JP 5 используется для самолетов военно2морской авиации. Отличие между повсеместно применяемым в России авиакеросином ТС-1 и его европейским аналогом Jet A-1 состоит в основном в технологии производства. Jet A-1 проходит гидроочистку, в его составе имеются антистатическая и стабилизирующая присадки, он менее экологически вреден, температура вспышки на 10 градусов выше. Он считается в Европе более безопасным при транспортировке и заправке самолетов. Но здесь надо отметить, что в мировой летной практике не зафиксировано ни одной аварии, связанной с техническими характеристиками керосина марки ТС-1. Более того, преимуществом российского авиатоплива является то, что он может использоваться при гораздо более низких температурах.
Сравнительная характеристика авиакеросинов ТС-1 и Jet A-1 | ||
Параметры | ТС-1 | Jet A-1 |
Кислотность, KOH мг/100 см3 | 0,7 | 0,1 |
Массовая доля RSH*, % | 0,003 | 0,003 |
Массовая доля общей серы, % | 0,2 | 0,3 |
Кинематическая вязкость, мм2/cек. | 8,0 (-40°С) | 8,0 (-20°С) |
Плотность, кг/м3 | 780 (20°С) | 775 (15°С) |
Температура вспышки, °С | 28 | 38 |
Высота некоптящего пламени, мм | 25 | 25 |
* RSH —содержание меркаптановых соединений серы |
Сертификация В США Jet., Европа Jet A1. В Канаде Jet A (аналог Jet A-1, Jet) , Jet B (аналог ТС-1,более легкий, чем Jet A) В России ТС-1 (ГОСТ 10227-86)
Типы, виды и марки керосина:
Различают следующие виды керосина: авиационный керосин (авиакеросин), ракетный керосин, технический керосин и осветительный керосин.
Авиационный керосин – это моторное топливо для турбовинтовых и турбореактивных двигателей различных летательных аппаратов, а также применяется как хладагент в различных теплообменниках (топливно-воздушных радиаторах), в качестве смазки движущихся деталей топливных и двигательных систем, в качестве растворителя.
В России для дозвуковой авиации производится пять марок авиационного керосина (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой – две (Т-6 и Т-8В). Авиационный керосин марки РТ является унифицированным топливом и предназначен для применения на летательных аппаратах как с дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростью полета.
Ракетный керосин – это реактивное топливо, используемое в воздушно-реактивных двигателях ракетной техники. Он также является рабочим телом механизма двигателя.
Технический керосин используют как сырьё для пиролитического получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей.
Производятся две марки технического керосина: КТ-1 и КТ-2.
Осветительный керосин – специальный вид керосина, предназначенный для заправки ламп и нагревательных приборов. Он также применяется для обезжиривания металлопроката и запчастей, промывки механизмов и деталей.
В России производятся четыре марки осветительного керосина: КО-20, КО-22, КО-25, КО-30.
Присадки
Антистатическая Многолетним опытом эксплуатации отечественного и зарубежного воздушного транспорта доказано, что при перекачке топлив или при заправке самолетов возможно накопление статического электричества. Из-за непредсказуемости процесса в любой момент существует опасность взрыва. Для борьбы с этим опасным явлением в топлива добавляют антистатические присадки. Они увеличивают электропроводность топлива до 50 пСм/м, что обеспечивает безопасность заправки самолетов и перекачки топлива. За рубежом используют присадки ASA-3 (Shell) и Стадис-450 (Dupount). В России получила распространение присадка Сигбол (ТУ 38.101741-78), допущенная к добавлению в топлива ТС-1, Т-2, РТ и Т-6 в количестве до 0,0005 %. Добавляется при производстве. Противоводокристаллизационная При заправке топливом с температурой -5…+17 °C за 5 часов полета температура в баке снижается до -35 °C. Рекорд падения температуры — -42 °C (ТУ-154) и -45 °C (баки, питающие крайние двигатели ИЛ-62М). При этих температурах из топлива выпадают кристаллы льда, забивающие топливные фильтры, что может привести к прекращению подачи топлива и остановке двигателя. Уже при содержании воды 0,002 % (масс.) начинают забиваться самолетные фильтры с диаметром пор 12-16 мкм. Для предотвращения выпадения кристаллов льда из топлива при низких температурах в топливо вводят противоводокристаллизационные присадки непосредственно в месте заправки самолета. В качестве таких присадок широко используют этилцеллозольв (жидкость И) по ГОСТ 8313-88, тетрагидрофуран (ТГФ)по ГОСТ 17477-86 и их 50%-е смеси с метанолом (присадки И-М, ТГФ-М). Присадки могут добавляться практически в любое топливо.Добавляется на месте эксплуатации. Антиокислительная Вводятся в гидроочищенные топлива (РТ, Т-6, Т-8В) для компенсации сниженной в результате гидроочистки химической стабильности. В России применяют присадку Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол) по ТУ 38.5901237-90 в концентрации 0,003-0,004 %. В таких концентрациях он почти полностью предотвращает окисление топлив, в том числе при повышенных температурах (до 150 °C).Добавляется при производстве. Противоизносная Предназначена для восстановления противоизносных свойств топлив, потерянных в результате гидроочистки. Вводится в те же топлива, что и антиокислительная присадка. В России применяют присадку Сигбол и композицию присадок Сигбол и ПМАМ-2 (полиметакрилатного типа — ТУ 601407-69). Для топлив РТ часто используется присадка «К» (ГОСТ 13302-77), которая по эффективности соответствует присадке Сигбол, а также, ввиду дефицита присадки «К» — присадка Хайтек-580 . Добавляется при производстве.
Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав керосина:
Керосин по своему химическому составу представляет собой смесь различных углеводородных и неуглеводородных компонентов:
– предельных, насыщенных углеводородов (алканов) – 20-60 %,
– циклических насыщенных углеводородов (нафтенов) – 20-50 %,
– ароматических углеводородов (аренов) – 5-25 %,
– непредельных углеводородов – до 2 %,
– примесей сернистых, азотистых или кислородных соединений.
Алканы (насыщенные углеводороды, парафины) – ациклические углеводороды линейного или разветвлённого строения, содержащие только простые химические связи и образующие гомологический ряд с общей формулой CnH2n+2. Алканы являются насыщенными углеводородами, то есть содержат максимально возможное число атомов водорода для заданного числа атомов углерода.
Нафтены, также циклоалканы, полиметиленовые углеводороды, цикланы или циклопарафины – это циклические насыщенные углеводороды, по химическим свойствам близкие к предельным углеводородам. Имеют химическую формулу CnH2n и циклическое строение (т.е. замкнутые кольца из углеродных атомов).
Ароматические соединения (арены) – циклические органические соединения, которые имеют в своём составе ароматическую систему.
Непредельные углеводороды – углеводороды с открытой цепью, в молекулах которых между атомами углерода имеются двойные или тройные связи.
Сернистые соединения: сероводород H2S, меркаптаны, моно- и дисульфиды, тиофены и тиофаны, а также полициклические (гетероциклические) сернистые соединения и т.п.
Азотистые соединения: преимущественно гомологи пиридина, хинолина, индола, карбазола, пиррола, а также порфирины.
Кислородные соединения: нафтеновые кислоты, фенолы, смолисто-асфальтеновые и др. вещества.
Компонентный состав керосина зависит от химического состава и способа переработки исходного сырья – нефти, а также вида керосина.
Применение керосина:
Керосин применяется в качестве топлива для различных двигателей, в качестве смазки движущихся деталей, как растворитель при промывке механизмов и деталей, как средство для обезжиривания поверхности, как ценное сырье для химической промышленности, в народной медицине.