Лучший грунт для металла под покраску автомобиля: акриловая, алкидная, какую использовать по ржавчине


При обработке кузова автомобиля для создания равномерно гладкой поверхности практически невозможно обойтись без грунтовки. Правильно выбранный кислотный, эпоксидный или акриловый грунт для авто создает дополнительную защиту, устраняет вмятины и неровности, обеспечивает плотное прилегание лакокрасочных материалов. Наиболее популярным из-за удобства использования и свойства быстро сохнуть является акрил. Однако и другие разновидности грунтовок имеют свои преимущества и области применения.

Для чего предназначен грунт

Автомобильный грунт (от нем. der Grund — «почва», «основа») — это специализированная вязкая смесь, имеющая свойство затвердевать и выступающая в роли промежуточного слоя между металлом и краской.

Она выполняет подготовительную функцию и решает следующие задачи:

  • обеспечение антикоррозийной устойчивости кузова и деталей, их защита от влаги и ржавчины;
  • улучшение адгезионных свойств поверхности при нанесении лакокрасочного покрытия;
  • устранение вмятин, трещин и сколов при косметическом ремонте машины;
  • увеличение срока службы автоэмали, ее прочности и сохранение внешнего вида;
  • создание ровной поверхности для покраски автомобиля, что обеспечивает хорошее качество выполняемых работ .

Химическая промышленность производит и поставляет на рынок большое количество базовых смесей, различающихся по составу, количеству компонентов и целям использования. Они поступают в продажу в жидком и пастообразном виде, упакованные в банки или аэрозольные баллоны.

По защитным свойствам все виды грунтовок можно разделить на 4 группы:

  1. Пассивирующие. Применяются для обработки днища, порогов и крыльев. Обработанная таким составом поверхность невосприимчива к воздействию воды и воздуха.
  2. Протекторные. Замедляют распространение очага поражения в случае повреждения лакокрасочного покрытия.
  3. Фосфатирующие. В результате их применения разъедается поверхностный слой металла и за счет образования труднорастворимых веществ формируется защитная пленка.
  4. Модификаторы. Наносятся непосредственно на ржавчину, препятствуя распространению и повышая устойчивость к ее повторному проявлению. Для эффективного протекания защитной реакции требуется температура не менее +15°C.

Особенности выполнения

Грунтовка металла проходит почти так же, как и изделий из других материалов, за исключением некоторых особенностей:

  1. Перед началом основной работы поверхности необходимо очистить от грязи и старой краски. С железа нужно удалить все следы коррозии, если только вы не используете преобразователь ржавчины – там подобной подготовки не требуется.
  2. Если присохшая краска сложно удаляется с металлических оснований, то необходимо использовать размягчитель. После его нанесения этот процесс проходит легко. Как правило, в состав размягчителей входят антикоррозийные добавки.
  3. После удаления загрязнений поверхности необходимо отшлифовать до блеска и промыть. Изделия из цветных сплавов гладкие, их достаточно просто вымыть.
  4. Перед тем, как начинать грунтовку металла, по возможности следует провести обезжиривание. Это намного улучшит качество нанесения грунта, увеличит его сцепление с основой. Большие конструкции обрабатывают при помощи специальных машин, для мелких можно пользоваться хлопчатобумажной тканью.
  5. Грунтовка проводится на сухой, чистой, обезжиренной металлической поверхности. Раствор распределяется по ней тонким слоем, по мере его высыхания наносятся остальные необходимые слои. Важно учитывать, что два тонких слоя обеспечивают более надежную защиту, чем одно толстое наложение.
  6. После того, как высохнет последний слой, нужно сразу приступить к заключительной окраске изделия. Если этого сразу не сделать, то на нем может скопиться пыль, которая значительно снизит адгезию, и это скажется на качестве. В следующей статье читайте о том, чем красить чтобы не ржавел металл.

Соблюдение всех этапов подготовительных работ и правильно сделанная грунтовка металла способны обеспечить красоту и качественную защиту металлоконструкций, значительно увеличить срок их службы и надолго отодвинуть перспективу следующего косметического ремонта. Качественно загрунтованное и покрашенное изделие надежно защищено от агрессивного влияния окружающей среды и способно долго радовать свежим внешним видом.

Разновидности по количеству компонентов

Важной рабочей характеристикой грунтовки является скорость ее высыхания.

Этот показатель зависит от использования добавочных компонентов при составлении смеси: наполнителя, затвердителя, различных химических присадок и элементов.

По этому признаку грунты делятся на 3 группы:

  1. Однокомпонентные. Поступают в продажу в готовом виде. Перед началом работы их достаточно размешать до однородной консистенции. В автомастерских и на станциях ТО используются крайне редко из-за длительного периода сушки (несколько дней).
  2. Двухкомпонентные. Перед применением в них требуется добавить отвердитель, что дает большую экономию времени при работе. Высыхают за 24 часа.
  3. Этаноловые. Применяются для устранения дефектов при мелких повреждениях. В них используется способность спиртов быстро улетучиваться, что позволяет нанесенному на поверхность составу высыхать в течение 1 часа. Как в мягкой, так и в твердой консистенции они удобны для нанесения и последующей шлифовки.

Вопросы грамотного выбора

Чтобы грунтовочные работы были выполнены надлежащим образом, необходимо изучить следующие вопросы:

  • Определиться с материалом обрабатываемой поверхности — есть ли в нем какие-либо различающиеся составляющие конструктивные элементы (например, конструкции из металла и дерева, которые необходимо закрасить одновременно).
  • Проверить состояние основания – если поверхность слишком пористая или рыхлая, то она вберет в себя знатное количество грунтовки, что означает увеличенный расход средств. Соответственно, выбор нужно будет сделать в пользу определенных составов.
  • Необходимо учитывать тип слоя, на который будет наноситься грунтовочный раствор.
  • Произвести оценку окружающих условий – предполагается ли повышение уровня влажности, ожидается ли резкое повышение/понижение температуры.
  • Произвести оценку примерного расхода грунтовочного материала – этот показатель повлияет на способ нанесения. К примеру, промазывание стен или иных поверхностей кистью является трудоемким процессом, однако, в данном случае экономия будет налицо. Если работать валиком, то расход увеличится. Профессионалы выбирают «золотую середину» и используют пульверизатор.

Для выбора смеси также важно имя производителя, ибо бренды, дорожащие своей репутацией, поставляют лучший товар на рынок, гарантированно дающий качественный эффект. К таковым можно отнести:

  • «АРРР»;
  • «Маршалл»;
  • «Тиккурила»;
  • «Полимин»;
  • «Эскаро»;
  • «Кнауф».

Классификация по составу

Состав смеси определяет место и технологию ее применения. Присутствие в грунтовке агрессивных кислот формирует защитную пленку за счет химического взаимодействия с металлом. Наличие смол обеспечивает физическую непроницаемость для влаги.

Добавление порошков цинка, алюминия, хрома создает эффект оцинкованных кузова и деталей, а инертные частицы гарантируют водоотталкивание.

К тому же нанесение осуществляется по разным материалам и для каждого из них требуется своя смесь.

Все грунтовки для авто делятся на 2 основных типа:

  1. Праймеры (от англ. prime — «главный», «первый»), предназначенные для первичной обработки. Их главными задачами являются создание антикоррозийной защиты кузова и обеспечение лучшего сцепления автоэмали с поверхностью.
  2. Филлеры (от англ. fill — «заполнять»). Используются при вторичной отделке для выравнивания, формирования подложки под краску и предохранения от слабых механических воздействий.

Кислотный (для ржавчины и проблемных мест)

В основу действия этих составов положен принцип пассивации или фосфатирования, т. к. наиболее употребительным в них компонентом является ортофосфорная кислота. Она позволяет реализовать механизм сцепления с поверхностью:

  • проникновение грунтовки в структуру металла на глубину до 0,05 мкм за счет разъедания поверхности;
  • вступление в химическую реакцию с образованием труднорастворимых фосфатов;
  • формирование из них прочной антикоррозийной пленки при затвердевании.

Наносить грунт рекомендуется в 2 слоя, в результате чего достигается его максимально возможное сцепление с обрабатываемой плоскостью. Это обеспечивает не только защиту от ржавчины, но и высокое качество и прочность лакокрасочного покрытия. Процесс адгезии кислотных смесей одинаково эффективен с любыми сплавами, из которых может быть сделан автомобиль (гальванизированная и оцинкованная сталь, цветмет, алюминиевые сплавы и т. п.). Агрессивность воздействия используется для обработки труднодоступных мест и деталей.

Следует принять во внимание, что шпатлевать по такой поверхности уже недопустимо. Нанесение материала вызывает реакцию, разрушающую грунтовочный слой.

Эпоксидный для металла

Другой не менее популярной группой праймеров являются грунты на основе эпоксидной смолы. При их применении используются такие свойства материала как вязкость и плотность. Смолы создают воздухо- и влагонепроницаемый толстый слой до 0,15 мкм, который обеспечивает долговременную (до 7 лет) защиту обработанным деталям. Использование таких смесей предохраняет от появления пузырей, а повышенная липкость позволяет наносить их поверх шпатлевки, металла и остатков старого ЛКП.

Эпоксидные грунты не требуют шлифовки. По ним можно шпатлевать и красить, не дожидаясь полного высыхания. И хотя рекомендуется наносить поверх них слой акрила, практика показывает, что это излишняя предосторожность. Будучи химически нейтральными, эпоксиды могут выступать в качестве изолятора между проблемными или несовместимыми поверхностями и материалами.

Акриловый грунт

Акрилы относятся к классу филлеров (вторичных грунтовок) и предназначены для устранения незначительных рисков и дефектов поверхности, оставшихся после шлифовки, а также для создания подложки под финишную покраску. Для устойчивости колера в них используются цветные пигменты: красный, черный, белый и серый. При незначительных потертостях и царапинах это делает повреждения незаметными, а также повышает укрывистость эмали и экономит ее расход.

Многие акриловые смеси допускают такой метод покраски, как «мокрый по мокрому». Это позволяет исключить шлифовку, экономит время обработки и трудозатраты на нее. Но наноситься смеси должны в 2-3 слоя для создания толщины в 100-150 мк. Акрилы отличаются устойчивостью к колебаниям температуры, условиям влажной среды, механическим вибрациям. Работать с ними можно как по металлу, так и по пластику.

Они бывают двухкомпонентными, в зависимости от ТДС смешиваются с отвердителем и растворителем в различных соотношениях — 5:1, 4:1 или 3:1. Это определяет вязкость и адгезионные свойства получаемого материала. Но особую популярность приобрели однокомпонентные выравниватели-аэрозоли, выпускаемые в баллончиках. Они удобны для косметического ремонта, не отнимают время на разведение смеси и быстро сохнут.

Состав для пластиковых частей

Для загрунтовки деталей из пластика (бампера, крыльев, декоративных элементов салона) используются специальные адгезионные составы, которые наносятся в один слой и создают прочное сцепление с материалом. Это достигается разжижением поверхности и последующим ее затвердеванием. Чаще всего в этих целях используются однокомпонентные акриловые и алкидные смеси. Они прозрачны, и, чтобы отличить загрунтованную поверхность от необработанной, в них добавляют немного серебряной краски.

Однако в 80 % случаев пластиковые детали поступают в продажу уже в подготовленном виде и повторной обработки не требуют.

Существующие типы грунтовочных смесей

Современные и наиболее популярные типы грунтовочных смесей представлены следующими составами:

  • Акриловые или эмульсионные – они подойдут практически для любого вида оснований: дерева и гипсокартона, бетона и кирпича, а также для нанесения шпаклевки и грунтовки. Исключение могут составить лишь металлические базы, ибо подавляющее большинство данных субстанций не содержит антикоррозийных веществ. Среди главных плюсов составов на акриловой основе можно выделить легкость применения и возможность разбавления водопроводной водой. Они быстро сохнут (2-4 часа) и у них отсутствует неприятный запах, что делает грунт акриловый крайне удобным для обработки жилых помещений. Акриловые грунтовки могут выпускаться как для глубокого проникновения, так и для поверхностного нанесения.
  • Алкидные – масштабно используются для подготовки древесных поверхностей для окрашивания, а срок их высыхания варьируется в пределах от 10 до 16 часов. Данный грунтующий раствор, как бы, «разрыхляет» поверхностный слой дерева, что значительно повышает сцепляемость между деревом и краской. Данный грунт качественно повышает стойкость покрытия, продлевает срок его эксплуатации. Алкидными смесями возможно загрунтовать металлические основания, однако, они малоэффективны при обработке минеральных поверхностей.
  • Полиуретановые и эпоксидные – по сути своей являются красками, которые разбавлены соответствующими растворителями. Как правило, ими обрабатывают бетон в целях подготовки для нанесения на него эмали.
  • Шеллаковые – такие составы являются узкоспециализированными и применяются для обработки сучьев на срезе хвойных деревьев. Также они могут применяться и с водорастворимыми морилками.
  • Полистирольные – применяются по оштукатуренным и древесным основаниям, однако, в силу своей высокой токсичности, должны использоваться только при ведении наружных работ или в хорошо проветриваемых нежилых сооружениях.
  • Спецсоставы по металлу – они подразделяются на фосфатные, изолирующие и протекторные. Изолирующие несут в своей структуре железный сурик и цинковые белила. Они попросту не взаимодействуют с металлом, а механическим путем не позволяют проникать влаге к нему. К группе изолирующих можно отнести фенолоформальдегидные и глифталевые составы. Для всех них характерен различный срок высыхания – от пары часов до нескольких суток. Протекторные (они же пассивирующие) отличаются высокой ценой, но в то же время имеют высокий порог качества. Могут применяться как по черным, так и по цветным металлам. Ввиду большого содержания цинка (около 90%) такое покрытие хорошо выдерживает агрессивные среды. Фосфатные повышают сцепку металла с краской, одновременно, производя антикоррозийный эффект. До начала работы данную грунтовку требуется разбавить кислотным растворителем. Нанесение должно происходить в несколько слоев под устойчивую эмаль. Больше всего подходят для работы по черным металлам.

Преимущества и недостатки грунтов

Несмотря на то что грунтовка по окончании работ не видна, от нее зависят и качество, и долговечность осуществленной покраски. После качественного нанесения покрытия гарантируются:

  • защита от ржавчины и коррозии;
  • ровная подложка под окрашивание;
  • презентабельный внешний вид автомобиля;
  • отсутствие причин для возникновения растрескиваний, пузырей и просадок на эмали.

Какая для достижения этого должна быть выбрана грунтовка, владелец автомобиля решает самостоятельно, однако к одному совету мастеров прислушаться стоит. Он заключается в том, что на этой смеси нельзя экономить.

Выбирать следует проверенные марки: только в этом случае можно рассчитывать на получение качественного результата.

Дешевые грунты опасны тем, что при сушке дают неравномерную усадку, которая ведет к нарушению ровности покрытия, потере внешнего вида, образованию трещин и возникновению очага поражения ржавчиной.

Техника грунтования

При использовании требуется учитывать особенности нанесения таких средств. Грунтовку по ржавчине кладут следующим образом:

  • Поверхность чистят от рыхлой коррозии, грязи, пыли. При необходимости ее обезжиривают и моют.
  • Наносят тонкий слой грунтовочного средства, важно, чтобы он имел одинаковую толщину по всей площади. Для обработки используют кисть, валик или краскопульт, также можно применять средства, выпускающиеся в форме аэрозоли. Первый слой грунтовки по ржавчине кладут максимально тонко. На последующих этапах вещество можно наносить толще.
  • Дать высохнуть финишному покрытию, после чего при необходимости обрабатывать металлическую деталь краской или лаком.

Время высыхания отдельных слоев варьируется в зависимости от температуры воздуха в помещении или на улице, влажности, других факторов.

Популярные производители грунтовок под покраску

Лидирующие позиции в опросах и рейтингах принадлежат иностранным фирмам, среди которых выделяются товары широко разрекламированных брендов:

  • Hi-Gear;
  • Liqui Moly;
  • Dynacoat;
  • Mobihel;
  • NOVOL;
  • Duxone;
  • ABRO.

Отечественные производители, отличающиеся качественной продукцией и получившие известность в стране, представлены компаниями:

  • «Русские Краски» (г. Ярославль);
  • московским ООО «Эмпреса-М»;
  • ООО «ХимТоргПроект» из Санкт-Петербурга.

Лучшие первичные кислотные грунты

Среди однокомпонентных кислотных грунтов, не требующих добавления катализаторов, эксперты выделяют Mobihel Primer 1K. Он удобен и прост в нанесении. Используется для грунтовки по стали, оцинковке и алюминию. Имеет короткое время высыхания. Ориентировочная цена 950-1 тыс. руб. за 1 л.

В двухкомпонентные добавляется отвердитель, часто идущий в комплекте с основной смесью. Широкое распространение получили:

  1. NOVOL Protect 340 Wash Primer — применяется на черных и цветных металлах. Быстро твердеет. Не требует шлифовки, но обязательна акриловая обработка. Продается вместе с отвердителем. Средние цены: 500 руб. за комплект 0,2+0,2 л; 1,9-2 тыс. руб. — 1+1 л.
  2. Radex CR 1+1 Activator — наносится на любую металлическую поверхность. Рекомендуется для ремонта новых автомобилей. Цена за комплект из 2 банок колеблется от 2 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.

Зачем это нужно

Вначале давайте разберемся, зачем грунтовать металл перед покраской. Ну, со сталью и другими черными металлами понятно — они активно коррозируют и это четко видно. Более того если не защитить, к примеру, кузов автомобиля, то он проржавеет насквозь.

Другой вопрос нужна ли антикоррозийная защита цветным металлам и сплавам, а также применяется ли грунт по оцинкованному металлу. Действительно на поверхности той же меди или алюминия образуется плотная оксидная пленка, которая отчасти защищаем металл, но на улице этой пленки недостаточно и для защиты нужен грунт по металлу.

Что же касается оцинковки, то не стоит забывать, что слой цинка на стальном листе очень тонкий и если в комнате ему ничего не грозит, то на открытом воздухе лист начнет ржаветь уже через 5—7 лет, а в городе с его кислотными дождями оцинковка продержится не более 3 лет. С причинами разобрались, теперь перейдем к видам.


Даже мощные металлические конструкции нужно защищать от коррозии.

Рекомендуемые грунты-силеры

Группа силеров (изоляторов) предназначена для исключения возможности соприкосновения конфликтующих материалов. Наиболее эффективны для этой цели вязкие эпоксиды, создающие плотный предохраняющий слой.

Изолирующими свойствами обладают также акриловые грунтовки, предназначенные для работы «мокрый по мокрому». Они применяются либо как непосредственная подложка под покраску, либо с последующей добавкой наполнителя.

Грунты для вторичного нанесения

Функции филлеров многообразны, т. к. они являются заключительным этапом работы перед нанесением эмали и призваны устранить все имеющиеся дефекты поверхности, выровнять плоскости и стыки, изолировать проблемные материалы и обеспечить плотное прилегание краски. При работе с ними требуется исключить малейшие риски и тщательно отшлифовать поверхности (на глубину до 30 мк). Выравнивание должно удалить все дефекты и поры, остающиеся после шпатлевки, нивелировать места переходов одной плоскости в другую.

Цветные, под покраску

Использование цветных грунтов стало популярным в 80-90-е гг. прошлого столетия. Мало кто предполагал, что такое простое ноу-хау, как добавление красящих пигментов в состав смеси, получит распространение и даст настолько большую экономию расхода материалов. Это особенно касается внутренних деталей и пространства под капотом. Японцы, корейцы, а с недавних пор и «АвтоВАЗ» отказались от их покраски, считая достаточным обработку цветным (колеруемым) грунтовым покрытием.

Толстослойные грунтовки

Стандартная толщина грунтов, нанесенных в 2-3 слоя, составляет 100-140 мк. Однако ряд производителей (Liqui Moly, AUTOP) выпускает составы, которые при нанесении образуют слой в 260-300 мк. Их удобно использовать на больших поверхностях при капитальном ремонте. Применение подобных грунтовок обеспечивает качественное выравнивание и позволяет исключить из процесса обработки этап шпатлевки. Эти грунты чаще всего выпускаются в виде аэрозоля и демонстрируют качественную адгезию при влажной покраске.

Фирмы грунтов-аэрозолей

Удобство использования составов в аэрозольных баллончиках, их способность быстро сохнуть и возможность сэкономить силы и время (не требуется разведение смеси и работа с краскопультом) были высоко оценены мастерами-ремонтниками. На российском рынке сегодня доминируют такие производители, как Kudo, Sadolin, Loctite, Jeta Pro, Brulex, NOVOL и многие другие. Привлекательной является и цена — от 250 руб. до 800 руб. за баллончик емкостью 0,5 л.

Предназначение грунтовочных смесей

Перво-наперво, грунтование оснований поможет нанести последующие слои ЛКМ более качественным образом. Кроме того, подобное покрытие прослужит гораздо дольше. Существуют некоторые виды грунтовочных составов, способные регулировать пористость обрабатываемой поверхности, одновременно укрепляя ее. Существуют также составы, которые препятствуют преждевременному износу материалов и защищают их от ржавчины. Стоит отметить, что применение грунтовок для покраски ощутимо снизит расход дорогой ЛКМ. Благодаря грунтованию, краска ложится ровным слоем, а имеющиеся неровности будут сглаживаться.

Качественные грунты для пластиковых поверхностей

Для качественной грунтовки деталей из пластика имеет значение их предварительная подготовка, которая заключается в прогревании или воздействии на полипропилен открытого пламени (технология выпаривания), последующее матование и удаление жиров и смол. Устойчивая популярность в этой области фирм NOVOL, Reoflex и Liqui Moly поколебалась после появления на рынке новинок от немецкой Spies Hecker и японской Kansai.

  • Кислотный грунт для авто
  • Какую тормозную жидкость выбрать
  • Чем лучше обработать днище автомобиля от коррозии своими руками
  • Твердый воск для авто какой лучше
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]