Жаростойкий сплав 6 букв сканворд – Жаропрочный сплав для электроплиток, 6 букв, 1 буква «Н», сканворд

Жаропрочная лента

Жаропрочная поковка

Жаропрочная полоса

Жаропрочная сталь используется при изготовлении разных деталей, которые контактируют с агрессивными средами, при этом подвергаются значительным нагрузкам, вибрациям и высокому термическому воздействию. К примеру, сюда относятся следующие изделия: турбины, печи, котлы, компрессоры и т.п. Далее представлены характеристики термостойких, жаропрочных сплавов, классификация, марки, особенности их применения.

Жаростойкая сталь (или окалиностойкая) – металлический сплав, используемый в ненагруженном или слабонагруженном состоянии и способный на протяжении длительного времени в условиях высоких температур (более 550 ºС) сопротивляться газовой коррозии. Жаропрочные металлы – изделия, которые под высоким термическим воздействием сохраняют свою структуру, не разрушаются, не поддаются пластической деформации. Важная характеристика таких металлов – условный предел ползучести и длительной прочности. Жаропрочные сплавы могут быть жаростойкими, однако не всегда такими бывают, поэтому в агрессивных средах могут быстро повредиться по причине окисления.

Свойства жаростойких и жаропрочных сплавов

Для повышения жаростойкости используются легирующие добавки, которые также улучшают прочность металлов. Благодаря легированию на поверхности сплавов образуется защитная пленка, снижающая скорость окисления изделий. Основные легирующие элементы: никель, хром, алюминий, кремний. В процессе нагрева образуются защитные оксидные пленки (Cr,Fe)2O3, (Al,Fe)2О. При содержании 5–8 % хрома жаростойкость стали увеличивается до 700–750 градусов по Цельсию, 17 % хрома – до 1000 градусов, при 25 % хрома – до 1100 градусов.

Жаропрочные марки металлов – сплавы на основе железа, никеля, титана, кобальта, упрочненные выделениями избыточных фаз (карбидов, карбонитридов и др.). Жаропрочностью обладают хромоникелевые и хромоникелевомарганцевые стали. Под воздействием высоких температур они не склонны к ползучести (медленная деформация при наличии постоянных нагрузок). Температура плавления жаропрочной стали составляет 1400-1500 °С.

Классификация жаропрочных и жаростойких сплавов

При температуре до 300 ºС используется обычная конструкционная (углеродистая) сталь – прочный и термостойкий металл. Для работы в условиях свыше 350 ºС требуется применение жаропрочных металлов. Основные виды сплавов повышенной термостойкости и термопрочности:

  • Перлитные, мартенситные и аустенитные;
  • кобальтовые и никелевые сплавы;
  • тугоплавкие металлы.

К перлитным жаропрочным сталям относят котельные стали и сильхромы, содержащие малый процент углерода. Температура рекристаллизации материала повышается за счет легирования молибденом, хромом, ванадием. Сплавы характеризуются неплохой свариваемостью. Производство мартенситных сталей осуществляется с использованием перлитных и добавок хрома, закалки при 950–1100 ºС. Они содержат более 0,15 % углерода, 11-17 % хрома, небольшое количество никеля, вольфрама, молибдена, ванадия. Стали мартенситного класса устойчивы к воздействию коррозии в щелочных, кислотных растворах, повышенной влажности, в случае термообработки при 1050 градусах отличается высокой жаропрочностью.

Жаропрочные аустенитные стали могут иметь гомогенную или гетерогенную структуру. В сплаве с гомогенной структурой, не упрочняемых термообработкой, содержится минимум углерода, много легирующих элементов, что обеспечивает сопротивление ползучести. Такие материалы подходят для применения при температуре до 500 °С. В гетерогенных твердых растворах, упрочняемых термообработкой, образуются карбидные, интерметаллидные, карбонитридные фазы, что обеспечивает применение жаропрочных сплавов под напряжением при температуре до 700 °С.

При температуре до 900 °C эксплуатируют никелевые и кобальтовые сплавы: они применяются при производстве турбин реактивных двигателей, являются лучшими жаропрочными материалами. Кобальтовые сплавы по жаропрочности немного уступают никелевым, являются более редкостным. Отличаются высокой теплопроводностью, коррозионной устойчивостью при высоких температурах, стабильностью структуры в процессе длительной работы.

Содержание никеля в никелевом сплаве составляет свыше 55 %, углерода 0,06-0,12 %. В зависимости от структуры различают гомогенные (нихромы), гетерогенные (нимоники) сплавы никеля. Нихромы, изготавливаемые на основе никеля, в качестве легирующей добавки содержат хром. Им свойственна не только жаропрочность, но и высокая жаростойкость. Нимоники состоят из 20 % хрома, 2 % титана, 1 % алюминия. Марки сплавов: ХН77ТЮ, ХН55ВМТФКЮ, ХН70МВТЮБ.

При температурах до 1500 градусов и выше могут работать жаропрочные сплавы из тугоплавких металлов: вольфрама, ниобия, ванадия и др.

Температура плавления тугоплавких металлов.
МеталлТемпература плавления, ºC
Вольфрам3410
ТанталОколо 3000
Ванадий1900
Ниобий2415
Цирконий1855
Рений3180
МолибденОколо 2600

Наиболее востребованным является молибденовый сплав. Для легирования применяются такие элементы, как титан, цирконий, ниобий. Для предотвращения коррозии выполняют силицирование изделия, в результате чего на поверхности образуется защитное покрытие. Защитный слой позволяет эксплуатировать жаропрочку при температуре 1700 градусов на протяжении 30 часов. Другие распространенные тугоплавкие сплавы: вольфрам и 30 % рения, 60 % ванадия и 40 % ниобия, сплав железа, ниобия, молибдена и циркония, тантал и 10 % вольфрама.

Сплавы на основе никеля

В настоящее время сплавы на основе никеля нашли широкое применение в качестве жаропрочных материалов, предназначенных для работы в области температур 700…1000 °С. Их используют в газовых турбинах авиационных двигателей, корабельных силовых и энергетических установках, газовой промышленности, ракетнокосмической технике, нефтехимической отрасли. В авиационном газотурбинном двигателе ~70 % от его массы составляют жаропрочные сплавы. Это диски, сопловые и рабочие лопатки турбины, элементы камеры сгорания и т.п.

В современной технической литературе существуют различные классификации сплавов на никелевой основе, например по назначению (дисковые, лопаточные, котельные и т.д.), способу производства (литейные и деформируемые); степени легирования (низко-, средне- и высоколегированные), по их работоспособности при высоких температурах (жаропрочные и жаростойкие).

Под жаропрочностью понимают способность сплава выдерживать механические нагрузки при высоких температурах в течение определенного времени, под жаростойкостью – способность сплава сопротивляться газовой коррозии при высоких температурах в ненагруженном или слабонагруженном состоянии.

Никелевые сплавы в авиационном двигателестроении обычно работают на пределе своих температурных возможностей, так как рабочие температуры часто достигают 0,8…0,85 от их температуры плавления. Современные жаропрочные сплавы на никелевой основе – это сложнолегированные материалы: в их состав входит до семи – девяти основных легирующих элементов: Мо, W, Cr, V, Nb, Co , Al, Fe, Cu, Ti. Титан, алюминий (суммарно до 8…10 %) образуют главную упрочняющую фазу – γ`. Хром и алюминий повышают сопротивление к газовой коррозии.

Принципы легирования никелевых сплавов одинаковы для литейных и деформируемых сплавов, но при создании последних необходимо обеспечить достаточную технологическую пластичность при обработке давлением, а литейных – удовлетворительные литейные свойства (жидкотекучесть, пористость).

Горячая пластическая деформация высоколегированных жаропрочных никелевых сплавов отличается следующими характерными особенностями:

  • низкой технологической пластичностью при всех температурах деформирования;
  • высоким сопротивлением деформированию, включая деформирование в однофазной области твердого раствора;
  • узким температурным интервалом деформирования, доходящим до 80…100 °С;
  • высокой чувствительностью к перегреву.

Характерной особенностью никелевых жаропрочных сплавов является высокая температура рекристаллизации, поэтому отклонение от режима деформирования ведет к образованию в металле полугорячего наклепа, что при последующей термообработке приводит к разноили грубозернистости. Этот дефект возникает также и при штамповке сплавов в области критических степеней деформации.

Причиной разнозернистости проката и поковок может стать наличие остаточной химической микронеоднородности, выраженной в виде полосчатости или фигур, напоминающих дендриты исходных кристаллов. Температура рекристаллизации зависит от степени легирования. Чем она выше, тем значительнее температура рекристаллизации.

Чувствительность жаропрочных никелевых сплавов к перегревам выражается в катастрофическом снижении пластичности.

Для никелевых сплавов следует строго соблюдать степени обжатия за один переход. Причем чем выше степень легирования сплава, тем меньше допустимые степени обжатия при горячей обработке давлением. При высокой степени деформации сплав может локально перегреваться от выделения теплоты при ковке, поэтому верхнюю температуру нагрева под деформацию следует выбирать с учетом последующих степеней обжатия.

Область применения, химический состав, механические свойства и температурный интервал штамповки для наиболее часто применяемых деформируемых никелевых сплавов приведены в табл. 4–6.

Таблица 4. Основные деформируемые сплавы на основе никеля

Марка материалаГОСТ, ТУ
___________
Вид полуфабрикатаОбработка давлениемОбласть применения
ЗН77ТЮР (ЭИ 437Б)ГОСТ 23705–79ПруткиДеформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1130…980 °С. Охлаждение после горячей деформации на воздухеДля рабочих лопаток газовых турбин и компрессоров, работающих при температурах до 750 °С
ХН70ВМТЮ
(ЭИ 617)
Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…1050 °С. Охлаждение после горячей деформации на воздухеДля рабочих лопаток газовых турбин, работающих при температурах до 800 °С
ХН62ВМКЮ (ЭИ 867)ГОСТ 23705–79ПруткиДеформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…1060 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для рабочих лопаток газовых турбин, работающих при температурах до 900 °С
ХН65КЮВМР (ЭП 617)ТУ 14-1-1492–75Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1160…1040 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для рабочих лопаток и других высоконагруженных деталей газовых турбин и компрессоров, работающих длительно при температурах до 900 °С и кратковременно при температурах до 950 °С
ХН56ВМКЮ (ЭП 109)ТУ 14-1-59–73,
ГОСТ 23705–79
Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…1070 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для рабочих лопаток газовых турбин, работающих при температурах до 950 °С
ХН61КМЮВБ (ЭП 874)ТУ 14-1-2062–76Деформируется в горячем состоянии
ХН73МБТЮ (ЭИ 698)ТУ 14-1-1973–77Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…1030 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для дисков турбины и компрессоров, дефлекторов, силовых колец и крепежных болтов с длительным ресурсом, работающих при температуре до 750 °С
ХН62БМКТЮ (ЭП 742)ТУ 14-1-3998–85Поковки (шайбы)Деформируется в горячем состоянииДля дисков турбины и компрессоров, работающих при температурах 550…800 °С и высоких напряжениях
ЭК79 (ЭП 742У)ТУ 14-131-561–83Для дисков турбины и компрессоров, работающих при температурах до 800 °С
ХН60КМВТЮБ (ЭП 741)ТУ 14-131-369–77Для дисков турбины, компрессоров и других тяжелонагруженных деталей двигателей, работающих при температурах до 850 °С
ХН60ВМБ (ЭП 886,
ВЖ 111)
ТУ 14-1-4433–88ПруткиДля жаровых труб, форсажных камер и других деталей, работающих длительно при температурах до 1000 °С
ХН60ВТ (ЭИ 868, ВЖ 98)ТУ 14-1-286–72
и 14-131-644–85
Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…1050 °СДля жаровых труб, форсажных камер и других деталей, работающих длительно при температурах до 900…1000 °С
ХН65ВМБЮ (ВЖ 131,
ЭП 914)
ТУ 14-1-3986–85Деформируется в горячем состоянииДля сварных узлов, работающих при температурах до 800 °С
ХН62ВМТЮ (ЭП 708)ТУ 14-1-1018–74Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…1000 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для сварных силовых узлов, работающих при температурах до 850 °С
ХН68МВКТЮР (ЭП 693)ТУ 14-1-3759–84ПруткиДеформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1180…980 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для силовых сварных конструкций, длительное время работающих при температурах 700…900 °С
ХН68ВМБТЮК (ЭП 693М,
ЭК 58)
ТУ 14-1-3741–84Для силовых сварных узлов, работающих при температурах до 950 °С в конструкциях, к которым предъявляются повышенные требования по жаропрочности и пластичности
ХН56ВМТЮ (ЭП 199,
ВЖ 101)
ТУ 14-1-1508–75Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1140…1000 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для сварных силовых узлов, работающих при температурах до 950 °С
ХН50МВКТЮР (ЭП 99)ТУ 14-1-1476–75Деформируется в горячем состоянии. Температурный интервал штамповки 1160…1050 °С.
Охлаждение после горячей деформации на воздухе
Для различных силовых сварных конструкций, лопаток, сопловых аппаратов двигателей, работающих при температурах 700…1000 °С

Таблица 5. Химический состав сплавов на основе никеля

Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН77ТЮР (ЭИ 437Б)ГОСТ 5632–72≤ 0,0719…220,6…1,02,4…2,8Основа≤ 0,6≤ 0,40,021
CuBPbSP
0,07≤ 0,01≤ 0,001≤ 0,007≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН70ВМТЮ (ЭИ 617)ГОСТ 5632–72≤ 0,1213…161,7…2,31,8…2,3Основа≤ 0,6≤ 0,5≤ 0,02≤ 5
CuWMoVBSP
≤ 0,075…72…40,1…0,5≤ 0,02≤ 0,01≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlCoNiSiСеFeCu
ХН62ВМТЮ (ЭИ 867)ГОСТ 5632–72≤ 0,18,5…
10,5
4,2…4,94…6Основа≤ 0,6≤ 0,3≤ 4,0≤ 0,07
WMoBP
4,3…6,09,0…
11,5
≤ 0,02≤ 0,011
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlCoNiSiMnCeFe
ХН65КЮВМР (ЭП 617)ТУ 14-1-1492–75≤ 0,18,5…
10,5
4,2…4,94…6Основа≤ 0,6≤ 0,3≤ 0,02≤ 1
WMoBSP
4,5…5,52,8…3,8≤ 0,02≤ 0,011≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlCoNiSiMnCeFe
ХН56ВМКЮ (ЭП 109)ГОСТ 5632–72≤ 0,18,5…
10,5
6,4…6,211…13Основа≤ 0,6≤ 0,3≤ 0,02≤ 1,5
CuWMoBSP
≤ 0,076,0…7,56,5…8,0≤ 0,02≤ 0,01≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlCoNiSiMnCeFe
ХН61КМЮВБ (ЭП 874)ТУ 14-1-2062–760,01…0,088,5…10,05,5…6,211…15Основа≤ 0,30,005…
0,002
≤ 1
CuWMoNbBZrSP
≤ 0,073,5…6,04,5…7,00,8…1,50,005…
0,050
0,001…
0,100
≤ 0,01≤ 0,0015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН73МБТЮ (ЭИ 698)ТУ 14-1-285–720,03…0,0713…161,45…1,82,35…
2,75
Основа≤ 0,5≤ 0,4≤ 0,005×≤ 2
MoNbBPbSP
2,8…3,21,9…2,2≤ 0,005×≤ 0,001≤ 0,007≤ 0,0015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН62БМКТЮ (ЭП 742)ТУ 14-1-1998–850,04…0,0813…152,4…2,8Основ≤ 0,3≤ 0,4≤ 0,01×≤ 1
CuWMoVBLaSPCo
≤ 0,07≤ 0,24,5…5,5≤ 0,2≤ 0,01×≤ 0,1≤ 0,01≤ 0,0159…11
Nb
2,4…2,8
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiFeSiMnCe
ЭК 79 (ЭП 742У)ТУ 14-1-131-561–830,04…0,0810…122,8…3,32,4…3,0Основа≤ 1≤ 0,4≤ 0,01×
NdCoWMoVBNbLaS
≤ 0,05×12,5…
16,0
2…34…50,4…
0,8
≤ 0,01×2,5…
3,0
≤ 0,05×≤ 0,01
PMg
≤ 0,015≤ 0,05×
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН60КМВТЮБ (ЭП 741)ОСТ 1-92111–85≤ 0,068,0…
10,5
4,5…5,21,3…1,7Основа≤ 0,5≤ 0,01≤ 1
CoWMoMgBZrSPNb
14,6…17,56,3…7,22,2…3,0≤ 0,05≤ 0,02×≤ 0,025≤ 0,009≤ 0,0151,2…1,6
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
Х60МВБ (ЭП 886,
ВЖ 111)
ТУ 14-1-2760–79≤ 0,123…260,2…0,70,2…0,8Основа≤ 0,5≤ 0,5×≤ 0,02×≤ 5
NbWMoMgBSP
0,4…1,05…73,0…4,5≤ 0,06×≤ 0,005×≤ 0,5×
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnFeCu
ХН60ВМБ (ЭИ 868, ВЖ 98)ТУ 4-1-1747–76≤ 0,123,5…
26,5
≤ 0,50,3…0,7Основа≤ 0,8≤ 0,5≤ 4≤ 0,07
WSP
13…16≤ 0,013
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlSiNiMnNbFeNd
ХН65ВМБЮ (ЭП 914, ВЖ 131)ТУ 14-1-2689–79≤ 0,0617,0…
18,5
1,5…1,9≤ 0,5Основа≤ 0,54,0…
4,7
≤ 1,50,1…0,2
WMoBSP
5,5…7,53…5≤ 0,006×≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН62ВМТЮ (ЭП 708)ТУ 14-1-3556–830,05…0,1017,5…
20,0
1,9…2,31,0…1,4Основа≤ 0,6≤ 0,5≤ 0,03×≤ 4
WMoBSP
5,5…7,54…6≤ 0,008*≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН68МВКТЮР (ЭП 693)ТУ 14-1-1960–77≤ 0,117…201,6…2,30,1…1,6Основа≤ 0,5≤ 0,4≤ 0,005×≤ 5
CoWMoNbBSP
5…85…73,5…5,0≤ 0,1≤ 0,005×≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН68ВМБТЮК (ЭП 693М, ЭК 58)ТУ 14-1-3741–84≤ 0,116…191,8…2,41,0…1,5Основа≤ 0,5≤ 0,4≤ 0,02×≤ 3
CoWMoNbBZrSPMg
1,5…3,52,8…4,83,5…5,00,7…1,3≤ 0,02×≤ 0,1×≤ 0,015≤ 0,05×
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnFeW
ХН56ВМТЮ (ЭП 199, ВЖ 101)ТУ 14-1-2479–78≤ 0,119…222,1…2,61,1…1,6Основа≤ 0,6≤ 0,5≤ 49…11
MoMgBSP
4…6≤ 0,05≤ 0,008≤ 0,015
Марка материалаГОСТ, ТУХимический состав, %
CCrAlTiNiSiMnCeFe
ХН50МВКТЮР (ЭП 99)ТУ 14-1-1747–76≤ 0,117,5…
19,5
2,5…3,01,0…1,5Основа≤ 0,3≤ 0,002*≤ 3,0
CuWMoNbBCoSP
≤ 0,075,5…7,03,5…5,0≤ 1,5≤ 0,005*5…8≤ 0,015

×Вводятся по расчету.

Таблица 6. Режимы термической обработки и механические свойства основных деформируемых сплавов на основе никеля

Марка материалаВид полуфабрикатаТермообработкаГОСТ, ТУ
___________
Механические свойства
σв, МПаσ0,2,
МПа
δ, %Ψ,
%
ак, (кгс·м)/см2НВ,
dотп, мм
ХН77ТЮР (ЭИ 437Б)Прутки горячекатаныеЗакалка при 1080 °С, выдержка 8 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 700 °С в течение 16 чГОСТ 23705–79950…
1100
620…
700
153063,40…
3,45
ХН70ВМТЮ (ЭИ 617)Первая закалка при 1190 °С, выдержка 2 ч; вторая закалка при 1050 °С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе.
Старение при 800 °С в течение 16 ч
114075014151,5…3,03,45
ХН62ВМКЮ (ЭИ 867)Закалка при 1220 °С, выдержка 4…6 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 950 °С в течение 8 ч1100…
1250
750…
850
17203…53,25…
3,60
ХН65КЮВМР (ЭП 617)Закалка при 1220 °С, выдержка 4…6 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 850 °С, выдержка 24 чТУ 14-1-1492–751170…
1200
830…
850
15…
20
16…
19
33,3…
3,6
ХН56ВМКЮ (ЭП 109)Закалка при 1220 °С, выдержка 4…6 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 925 °С, выдержка 8…10 чГОСТ 23705–79,
ТУ 14-1-5.9–73
1330950164,5
ХН61КМЮВБ (ЭП 874)Прутки горячекатаныеЗакалка при 1220 °С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе. Первое старение при 960 °С, выдержка 4 ч, второе старение при 850 °С, выдержка 16 чТУ 14-1-1973–771100…
1250
850…
950
10…
15
10…
15
3…6302..
388 НВ
ХН73МБТЮ (ЭИ 698)Закалка при 1120 °С, выдержка 8 ч, охлаждение на воздухе; закалка при 1000 °С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе. Первое старение при 775 °С, выдержка 16 ч; второе старение при 700 °С, выдержка 16…24 ч, охлаждение на воздухеТУ 14-1-1973–77,
14-1-5329–96,

14-1-285–72

и 14-1-2792–79

1180740141643,5…
3,2
ХН62БМКТЮ (ЭП 742)Поковки (шайбы)Закалка при 1090…1120 °С, выдержка 8 ч, охлаждение на воздухе. Первое старение при 850 °С выдержка
6 ч; второе старение при 780 °С, выдержка 10…16 ч, охлаждение на воздухе
ТУ 14-1-3998–851230770131433,15…
3,50
ЭК 79
(ЭП 724 У)
Поковки (шайбы)Отжиг при 1040 °С, выдержка 42 ч, охлаждение на воздухе. Закалка при 1120…1160 °С, выдержка 8 ч, охлаждение на воздухе. Первое старение при 850 °С, выдержка 6 ч; второе старение при 780 °С, выдержка 10…16 ч, охлаждение на воздухеТУ 14-1-131-561–831300900143,53,15…
3,45
ХН60КМВТЮБ (ЭП 741)ПруткиПервая закалка с 1180 °С, выдержка 5 ч, охлаждение на воздухе;
вторая закалка с 1050 °С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 910 °С,

12 ч

ТУ 14-131-369–771400..
1500
950…
1050
20…
25
25…
30
4,0…4,53,20…
3,45
ХН60ВТ (ЭИ 868, ВЖ 98)Закалка при 1150…1200 °С, выдержка 1 ч, охлаждение на воздухеТУ 14-1-286–7275030
ХН65ВМБЮ (ЭП 914,
ВЖ 131)
Закалка с 1110 °С, охлаждение на воздухе. Старение при 800 °С, выдержка 15 чТУ 14-1-3986–8510007003510
ХН62ВМТЮ (ЭП 708)Закалка с 1140 °С, охлаждение на воздухе. Старение при 800 °С, выдержка 15 чТУ 14-1-1018–7411001820
ХН68МВКТЮР (ЭП 693)ПруткиЗакалка при 1080…1110 °С, выдержка 2 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 900 °С, выдержка 5 чТУ 14-1-3759–849505303237
Закалка при 1000 °С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 700 °С, выдержка 16 ч10506802530
ХН68ВМБТЮК (ЭК 58,
ЭП 693 М)
Закалка при 1150 °С, выдержка 3 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 800 °С, выдержка 16 чТУ 14-1-3741–841100…
1150
670…
700
35…40
ХН56ВМТЮ (ЭП 199,
ВЖ 101)
Закалка при 1150…1200 °С, охлаждение на воздухеТУ 14-1-1508–75105025
ХН50МВКТЮР (ЭП 99)Закалка с 1080…1100 °С, выдержка 2…4 ч, охлаждение на воздухе. Старение при 760 °С, выдержка 12…16 чТУ 14-1-2786–79125080020223
ТУ 14-1-1476–75120017192,5

Марки жаростойких и жаропрочных сталей

В зависимости от состояния структуры различают аустенитные, мартенситные, перлитные и мартенситно-ферритные жаропрочные металлы. Жаростойкие сплавы разделяются на ферритные, мартенситные или аустенитно-ферритные виды.

Применение мартенситных сталей.
Марки сталиИзделия из жаропрочных сталей
4Х9С2Клапаны автомобильных двигателей, рабочая температура 850–950 ºC.
1Х12H2ВМФ, Х6СМ, Х5М, 1Х8ВФ, Х5ВФУзлы, детали, работающие при температуре до 600 ºC на протяжении 1000–10000 часов.
Х5Трубы, эксплуатируемые при рабочей температуре до 650 ºC.
1Х8ВФЭлементы паровых турбин, которые работают при температуре до 500 ºC на протяжении 10000 часов и более.

Перлитные марки, имеющие хромокремнистый и хромомолибденовый состав жаропрочной стали: Х13Н7С2, Х10С2М, Х6СМ, Х7СМ, Х9С2, Х6С. Хромомолибденовые составы 12МХ, 12ХМ, 15ХМ, 20ХМЛ подходят для использования при 450-550 °С, хромомолибденованадиевые 12Х1МФ, 15Х1М1Ф, 15Х1М1ФЛ – при температуре 550-600 °С. Их применяют при производстве турбин, запорной арматуры, корпусов аппаратов, паропроводов, трубопроводов, котлов.

Ферритная сталь изготавливается путем обжига и термообработки, за счет чего приобретает мелкозернистую структуру. Сюда относят марки Х28, Х18СЮ, 0Х17Т, Х17, Х25Т, 1Х12СЮ. Содержание хрома в таких сплавах 25-33 %. Их применяют на производстве теплообменников, аппаратуры для химических производств (пиролизного оборудования), печного оборудования и прочих конструкций, которые работают длительное время при высокой температуре и не подвержены воздействию серьезных нагрузок. Чем больше хрома в составе, тем выше температура, при которой сталь сохраняет эксплуатационные свойства. Жаростойкая ферритная сталь не обладает высокой прочностью, жаропрочностью, отличается хорошей пластичностью и неплохими технологическими параметрами.

Мартенситно-ферритная сталь содержит 10-14 % хрома, легирующие добавки ванадий, молибден, вольфрам. Материал используется при изготовлении элементов машин, паровых турбин, оборудования АЭС, теплообменников атомных и тепловых ЭС, деталей, предназначенных для длительной эксплуатации при 600 ºC. Марки сталей: 1Х13, Х17, Х25Т, 1Х12В2МФ, Х6СЮ, 2Х12ВМБФР.

Аустенитные стали отличаются широким применением в промышленности. Жаропрочностные и жаростойкие характеристики материала обеспечиваются за счет никеля и хрома, легирующих добавок (титан, ниобий). Такие стали сохраняют технические свойства, стойкие к коррозии при воздействии температуры до 1000 ºC. Сравнительно со сталями ферритного класса, аустенитные сплавы обладают повышенной жаропрочностью, способностью к штамповке, вытяжке, свариванию. Термическая обработка металлов осуществляется путем закалки при 1000–1050 °С.

Применение аустенитных марок.
Марки сталиПрименение жаропрочных сталей
08X18Н9Т, 12Х18Н9Т, 20Х25Н20С2, 12Х18Н9Выхлопные системы, листовые, сортовые детали, трубы, работающие при невысокой нагрузке и температуре до 600–800 °С.
36Х18Н25С2Печные контейнеры, арматура, эксплуатируемые при температуре до 1100 °С.
Х12Н20Т3Р, 4Х12Н8Г8МФБКлапаны двигателей, детали турбин.

Аустенитно-ферритные стали отличаются повышенной жаропрочностью по сравнению с обычными высокохромистыми сплавами. Такие металлы применяются при изготовлении ненагруженных изделий, рабочая температура 1150 ºC. Из марки Х23Н13 изготавливают пирометрические трубки, из марки Х20Н14С2, 0Х20Н14С2 – печные конвейеры, резервуары для цементации, труб

Альфа-Сталь — это:

  • Огромный ассортимент всех видов проката из наличия на складе.
  • Профессиональная логистика: — минимальное время доставки заказа – 1 час; — минимальная стоимость доставки – 800 руб. (сборный груз).
  • Профессиональные консультации по любой продукции и услуге.

Ответим на вопросы и примем заказ: +7 (495) 725-66-37
Электронная почта: [email protected]

Заказать металл, получить КП

Наши преимущества

Заготовки Отрежем нужный размер от листа, круга, трубы и продадим без остатка

. Используем для заготовок черный, цветной, нержавеющий металлопрокат.

Отсрочка платежа Постоянным клиентам отсрочка платежа до 5 000 000 руб. на срок до 31 дня.

Надежно Возврат денег или товара по любой причине, быстро и без проблем.

Аккредитованный поставщик госкорпорации «Росатом» Наш металл постоянно проходят проверку на хим. состав — все технические характеристики по самым редким и сложным сталям полностью соответствуют заявленным.

Оптом и в розницу От прутка и килограмма до десятка вагонов.

Рекомендации Посмотрите отзывы наших клиентов

Склад работает круглосуточно Загрузим машину и выдадим документы в любое время дня и ночи.

Быстрая и недорогая доставка Загружаем машины на следующий день. Отпускаем по платежке. Низкие цены: от 2500 руб. с НДС за отдельную машину.

+ Еще преимущества

Литейные жаропрочные никелевые сплавы

Литейные жаропрочные никелевые сплавы по химическому и фазовому составам в значительной степени напоминают некоторые деформируемые никелевые сплавы. Например, зарубежные никелевые жаропрочные сплавы нимокаст 80 и 90 мало отличаются от нимоников 80 и 90 и т. д.

Наиболее высокие характеристики жаропрочности имеют жаропрочные литейные никелевые сплавы ЖС6-К (12% Cr, 2,75% Ti, 5,5% Al, 4% Mo, 4,5% Co, 5% W, 0,02% B), МАR-М-211 (9% Cr, 2% Ti, 5% Al, 10% Co, 5,5% W, 2,7% Nb, 0,05% Zr, 0,02% B), у которых предел длительной прочности при 900° С s100 = 320 МПа, апри 1000° С s100 =150-180 МПа.

Объясняется это умеренным содержанием легирующих элементов, снижающих температуру солидуса (титан, ниобий, молибден, хром), и повышенным содержанием элементов, не снижающих температуру солидуса сплавов (кобальт, вольфрам), при высоком содержании алюминия.

Литейные жаропрочные никелевые сплавы применяют для изготовления лопаток, газотурбинных авиационных двигателей и других деталей. В последнее время сплав ЖС6-К (рис. 4.21) стали применять в деформируемом варианте (ЖС6-КП) за счет улучшения технологии его изготовления.

Для повышения жаропрочности особое значение приобретает использование высокочистых (по легкоплавким примесям) шихтовых материалов и защитных сред при плавке, разливке и термической обработке жаропрочных никелевых сплавов, исключающих окисление и обеднение поверхностных слоев изделий легирующими элементами.

Температура закалки жаропрочных никелевых сплавов определенным образом связана с их химическим (и фазовым) составом и количеством избыточных фаз-упрочнителей. Чем больше в сплаве основной упрочняющей фазы Ni3(Аl,Ti) или Ni3Al, тем, при прочих равных условиях, выше его температура закалки. Сплавы ЭИ437А, ЭИ437Б, а также нимоники 80 и 80А, содержащие в среднем около 10% фазы Ni3(Al,Ti), закаливают с 1080° С, а сплавы ЭИ867, ЭИ929 и нимоники 105 и 115, содержащие в 3-4 раза больше упрочнителя Ni3(Al,Ti), — с 1220°С. Применяют двойную закалку (1160° С, 2 ч,

воздух и 1080° С, 4
ч,
воздух), старение сначала проводят при 840° С в течение 2
ч, а
затем — при 760° С в течение 16
ч.
Такой режим старения обеспечивает наиболее оптимальное сочетание характеристик жаропрочности и пластичности.

Жаропрочные кобальтовые сплавы

Кобальт является аналогом никеля, но претерпевает полиморфное превращение. Ниже 477° С кобальт имеет ГПУ, а выше — ГЦК решетку. По характеристикам кратковременной и длительной жаропрочности кобальт и никель близки, хотя предел ползучести при сжатии кобальта при 1000° С в три раза выше, чем у никеля. Что касается сплавов, то наилучшие из жаропрочных кобальтовых сплавов не способны конкурировать с лучшими жаропрочными никелевыми сплавами. Если к этому добавить, что кобальт является дефицитным и дорогостоящим металлом, то станет ясно, почему жаропрочные кобальтовые сплавы стараются, где это возможно, заменить никелевыми. Существуют американские сплавы HS-23 (25% Ni, 19% Cr, 10%W, 1,5% Nb, 1% Fe) и YS-27 (10% Ni, 20% Cr, 15%W, 1,5% Mn, 0,5% Si), HS-21 (называемый виталлиумом, 32% Ni, 27% Cr, 5% Mo, 1% Fe, 0,25% C, 0,6% Mn, 0,6% Si)

Тугоплавкие металлы и сплавы на их основе

Металловедение тугоплавких металлов – это относительно новый раздел науки о металлах. Тугоплавкими называют металлы, температура плавления которых равна или выше температуры плавления хрома (1863 0С). Таких металлов в периодической системе Менделеева тринадцать. Они относятся к переходным металлам трех больших периодов периодической системы и находятся в IV-VIIIA группах (таблица 4.4).

Таблица 4.4.

Расположение тугоплавких металлов в периодической системе элементов

Номер периода Номер группы
IVАVIAVIIAVIIIA
ПервыйVCr
ВторойNbMoTcRu, Rh
ТретийHfTaWReOs, Jr

Хотя большинство из этих металлов известно науке давно (только гафний, рений и технеций открыты в 20 веке), широкое использование тугоплавких металлов в качестве основы конструкционных материалов началось относительно недавно, в послевоенные годы, особенно в 50-60-е годы. Развитие новых отраслей техники таких, как сверхзвуковая авиация, ракетная техника, ядерная энергетика, электронная промышленность, потребовало создание материалов, которые обладают высокой прочностью при температурах выше 1100 0С и даже выше 20000С. Жаропрочные стали и сплавы могут работать до 600-750 0С, жаропрочные сплавы на основе никеля и кобальта используются до 950-1050 0С. Современная технология создания супер-сплавов: получение быстрозакаленных сплавов методом гранульной металлургии, монокристаллическое литье, направленная кристаллизация и другие технологии позволяют поднять потолок до 1100-1150 0С.

К недостаткам следует отнести их высокую склонность к хладноломкости. Особенно ярко она выражена у металлов VIA группы – у хрома, молибдена и вольфрама. У этих металлов технической чистоты температура перехода из хрупкого состояния в пластичное лежит в выше комнатной (хром, вольфрам) или близка к комнатной (молибден). Это создает трудности при их производстве и применении. Другой существенный недостаток тугоплавких металлов заключается в их высокой склонности к окислению и к взаимодействию с другими газами воздуха (кроме кислорода) при нагреве, т.е. низкая жаростойкость. Это делает их нетехнологичными, требует применения защитных сред в виде инертных газов или вакуума при производстве полуфабрикатов и изделий. Кроме того, низкая жаростойкость тугоплавких металлов вызывает необходимость нанесения защитных покрытий на изделия при работе в условиях высоких температур.

При повышенных температурах химическая активность тугоплавких металлов резко возрастает. Это создает одну из главных проблем при работе с тугоплавкими металлами – их низкую жаростойкость. Заметное окисление тугоплавких металлов начинается при низких температурах – 400-6000С. Выше температуры 6000С все рассматриваемые металлы, за исключением хрома, активно взаимодействуют с кислородом. При рабочих температурах скорости окисления становятся катастрофически высокими, так, что не может быть и речи об использовании их в окислительной среде без защитных покрытий. Например, молибденовый лист без защиты при 12000С окисляется насквозь за несколько минут. Для повышения жаростойкости тугоплавких металлов в сплавы вводят небольшие количества активных металлов IIIA и IVА группы (V, La, Zr, Ti, Hf), которые образуют стабильные окислы. Наиболее часто используют плакирование более жаростойкими металлами (хромирование, цинкование); наносят термодиффузионным способом многослойные покрытия, в состав которых входит хром, кремний, или оксиды (Al2O3, ThO2, ZrO2), силициды MoSi2 и др.; наносят металлы электролитическим способом, напылением.

Сплавы тугоплавких металлов.

Ниобиевые сплавы.

Ниобиевые сплавы среди сплавов тугоплавких металлов являются самыми многочисленными. Так как ниобий имеет самую низкую плотность среди тугоплавких металлов. Поэтому по удельной прочности и жаропрочности в интервале температур 900-13000С. Эти сплавы имеют хорошую технологичность по сравнению с молибденовыми и вольфрамовыми. Кроме того, ниобиевые сплавы хорошо свариваются и имеют хорошую коррозионную стойкость. Основные легирующие элементы – молибден, вольфрам, цирконий (15%W, 10% Mo, 7% V, 5% Zr). Для гетерогенизации структуры в отдельные сплавы вводят углерод (ВН3, ВН4), а для улучшения технологических свойств некоторые сплавы легируют (раскисляют) редкоземельными металлами (La, Ce), например, сплавы ВН4,ВН5. Например для сплава ВН3, при комнатной температуре sВ= 770 МПа, при 1100 0С – 450 МПа, а при 1500 0С – 125 МПа.

Танталовые сплавы.

Основное преимущество танталовых сплавов – это их высокая технологичность при обработке давлением и хорошая свариваемость, позволяющая получать пластичные сварные соединения при комнатной и более низких температурах. Существующие жаропрочные танталовые сплавы содержат 1-2 легирующих элемента (вольфрам, цирконий, гафний, ниобий, ванадий). Эти элементы даже в больших количествах (до 10%) не охрупчивают тантал. По уровню прочности танатловые сплавы до 1200 0С находятся на уровне ниобиевых, а при более высоких температурах уступают молибденовым и вольфрамовым. Танталовые сплавы требуют защиты от окисления. Основой коррозионно-стойких сплавов являются сплавы системы Ta-Nb.

Молибденовые сплавы.

При создании жаропрочных сплавов молибден легируют элементами, упрочняющими матрицу за счет образования твердых растворов и частиц избыточных фаз. Но при таком легировании снижается пластичность и повышается температура хрупкого перехода. Поэтому молибденовые сплавы малолегированные, суммарное содержание элементов 1-1,5% (сплавы ЦМ2А (0,1%Zr, 0,2%Ti), ЦМ5 (0,5%Zr, 0,06%C), с рабочими температурами 13000С, sВ=250МПа и 16000С, sВ=500 МПа, соответственно), исключение составляют сплавы – повышенной жаропрочности — ЦМВ30 (30% W) и МР47ВП (47%Re), имеющий порог хладноломкости ниже комнатной. Все молибденовые сплавы требуют применения защитных покрытий.

Вольфрамовые сплавы.

Создание вольфрамовых сплавов имеет свои специфические особенности. Для этих сплавов необходимо повышение высокотемпературной кратковременной и длительной прочности, а также улучшение низкотемпературной пластичности. Повышение прочностных характеристик может быть эффективно реализовано за счет деформационного упрочнения, но такое упрочнение эффективно до 0,4 от температуры плавления. При более высоких температурах из-за развивающихся процессов рекристаллизации сплавы быстро разупрочняются. Чтобы снижение температуры плавления (солидуса) было минимально в вольфрамовые сплавы вводят Ta, Mo, Nb, Re. Для предотвращения охрупчивания создана группа сплавов типа МВ, ВР и МВР с 15-50% Mo и 5-25% Re (такие сплавы имеют при 13700С, sВ=324МПа, sВ=560 МПа, при 16500С, sВ=206МПа, sВ=210 МПа, соответственно). Максимально достигнутые характеристики жаропрочности связаны с гететрофазным упрочнением, т.е. сплавы с карбидным и оксидным упрочнением (сплав с 0,92%Zr-0,72%C при 16500С имеют sВ=546 МПа и при 19270С sВ=436 МПа, сплав с 4% Re-0,28%Hf – 0,39%C при 19270С, sВ=414 МПа). Повышение характеристик жаропрочности вольфрамовых сплавов может быть достигнуто за счет увеличения объемной доли упрочняющих фаз, однако при этом резко ухудшается технологичность сплавов. Поэтому возможно создание других сплавов при использовании металлургии гранул, механического легирования и т.д.

Подшипниковые сплавы

Подшипниковыми

сплавами называются сплавы, из которых изготавливают вкладыши подшипников. Для этой цели применяют чугун, бронзу и легкоплавкие сплавы на основе свинца, олова, цинка или алюминия, так называемые
баббиты.
Несмотря на все большее применение в машинах подшипников качения (шариковых или роликовых подшипников), подшипники скольжения применяются достаточно широко.

Металл вкладыша должен обладать следующими свойствами:

1) коэффициент трения со стальной поверхностью должен быть небольшим; 2) обе трущиеся поверхности должны мало изнашиваться; 3) этот материал должен выдерживать достаточные удельные давления.

Первое и второе требования удовлетворяются тогда, когда поверхность вала и вкладыша разделена пленкой смазки. Если структура вкладыша неоднородна и состоит из твердых включений и мягкой основы, то после непродолжительной работы («приработки») на поверхности вкладыша образуется микрорельеф — выступают твердые включения и между валом и вкладышем образуется пространство, в котором удерживается смазка (так называемый «принцип Шарпи»).

Подобной структурой обладают сплавы олова и сплавы свинца. Однако эти сплавы из-за своей низкой прочности не могут выдерживать больших давлений, а вследствие низкой температуры плавления — сравнительно небольшого нагрева. В современном машиностроении, как уже указывалось, для вкладышей подшипников применяют чугуны, бронзы и баббиты, а также пористые спеченные материалы.

Чугунные вкладыши изготавливают из серого перлитного чугуна (марки АЧЦ-1 и АЧЦ-2); это самый дешевый материал для вкладышей; он может выдерживать значительные удельные давления, но из-за более высокого коэффициента трения (у пары сталь — чугун по сравнению с парой бронза—сталь или баббит—сталь) чугунные вкладыши не следует применять в быстроходных двигателях.

Бронзовые вкладыши изготавливают из оловянистой и свинцовистой бронз. Благодаря неоднородной структуре бронзы (у оловянистой бронзы a-твердый раствор является мягкой основой, а эвтектоид a+b — твердыми включением) смазка хорошо удерживается на поверхности вкладыша. Бронзы обладают высокой прочностью. Сказанное позволяет применять бронзовые вкладыши для ответственных подшипников, работающих в тяжелых условиях (большие удельные давления, большие числа оборотов).

При применении очень мягких легкоплавких подшипниковых сплавов обеспечивается меньший износ шейки вала. Баббиты, кроме того, имеют и минимальный коэффициент трения со сталью и хорошо удерживают смазку. Поэтому наряду с чугунными и бронзовыми вкладышами в машиностроении для вкладышей подшипников широко применяют легкоплавкие сплавы на основе олова, свинца, а также цинка и алюминия.

Подшипниковые

сплавы, созданные на основе олова или свинца, заливают в стальную или чугунную обойму подшипника (литейные сплавы). Ликвационная неоднородность существенно ухудшает их эксплуатационные свойства. Вращающийся вал и вкладыш (залитый сплав) истирают друг друга при любой, даже очень хорошей, смазке. В производственных условиях стремятся к тому, чтобы истирался главным образом вкладыш, заменить который сравнительно просто. Вал должен быть значительно тверже и изнашиваться гораздо меньше, чем вкладыш, но все таки вкладыш не должен быстро изнашиваться. Материал трущейся пары (в данном случае вал — вкладыш) подбирают таким, чтобы получить минимальный коэффициент трения при хорошей теплопроводности вкладыша. Среди чистых металлов в паре со сталью этим условиям удовлетворяет лишь серебро, которое из-за дороговизны применяют лишь для особо ответственных авиационных подшипников малого размера.

В оловянных и свинцовых сплавах такое сочетание противоположных свойств, материал вкладыша должен быть и твердым и мягким одновременно, осуществляется, если они двухфазны или даже многофазны. Одна из составляющих должна быть твердой, а другая мягкой и пластичной. Твердой составляющей должно быть меньше и ее кристаллы в виде включений должны быть равномерно распределены в мягкой составляющей (основе). В процессе прирабатываемсти сначала истирается мягкая основа и включения твердой составляющей оказываются выступающими (в рельефе), далее трение в основном переносится на них. Их обтекает смазка, находящаяся в зазоре между валом и вкладышем, и задерживается ими. Давление, возникающее в отдельных точках, амортизируется благодаря тому, что твердые включения сплава вдавливаются в мягкую основу.

Сплавы на основе олова,

так называемые
баббиты,
применяются в качестве подшипников подвижного состава железнодорожного транспорта. Они
легированы сурьмой (до 12 %) и
медью (до
6,5%).
Структура их в основном определяется диаграммой равновесия Sn—Sb (диаграмма перитектического типа). На микроструктуре сплава Б83 видна мягкая a-фаза (темная) и твердые кристаллы b-фазы (светлые квадраты). Фаза b при затвердевании выпадает в двойном сплаве в первую очередь. В b-фазе сурьмы значительно больше, чем в жидкой фазе, из которой она выпадает. Олово отличается гораздо большей плотностью, чем сурьма, и поэтому b-фаза всплывает — образуется ликвация по плотности. Чтобы предотвратить ее, вводят медь. Медь вместе с оловом образует e-фазу (~Сu3Sn), причем она тугоплавка и выпадает при затвердевании раньше b-фазы. По плотности она близка к жидкой фазе и поэтому при выпадении распределяется равномерно по всему ее объему. После нее из жидкости выпадают кристаллики b-фазы, но их всплыванию в тройном сплаве препятствуют мелкие кристаллики e-фазы. Подшипниковые сплавы на основе олова — это лучшие сплавы.

Сплавы на основе свинца являются их заменителями. Тройные сплавы легируют сурьмой (16—18%) и медью (до 3%). В тройных сплавах, содержащих 3 % Сu, сурьма выделяется в виде правильно ограненных первичных кристаллов и является твердой составляющей подшипникового сплава. Мягкой основой служит эвтектика Pb—Sb. Хотя она содержит 87 % Рb, все же она тверже и хрупче, чем a-фаза в баббитах на основе олова. Ликвация по удельному весу в сплавах Pb—Sb еще больше, чем в сплавах Sn—Sb, так как свинец имеет большую плотность, чем олово, а сурьма (твердая фаза) легче b-фазы. Введением меди в свинцовые сплавы преследуют ту же цель, что и введением ее в сплав Б83. Образуется соединение Сu3Sb, которое равномерно взвешено в жидкой фазе, обогащенной свинцом, и препятствует всплыванию кристаллов сурьмы.

Для повышения пластичности и прирабатываемости в подшипниковые сплавы на основе свинца, кроме сурьмы, вводят олово (до 16 %). Рассматриваемый тройной сплав 68/16/16 (Б 16) не слишком легкоплавок — температура начала его плавления составляет 245°С. В него также вводят 1,5—2 % Си для предотвращения ликвации по плотности. Содержание в нем ограничивают величиной около 0,1 ,% каждого элемента. В сплавы типа Б16 для улучшения их антифрикционных свойств вводят Ni, Cd, As (до 1%), Те (до 0,1 %).

Таблица 4.18.

Состав и структура баббитов

Марка

баббита

Содержание элементов, % Примеси Структура
SnSbCuPbПрочиеОсн.Твердое
Б83Основа10-125,5-6,50,55SnSnSb, Cu3Sn
Б89Основа7,2-8,22,5-3,50,55SnCu3Sn
Б65-614-162,5-3,0Основа2,0 Сd0,4PbSnSb, Cu3Sn
БТ9-1114-160,7-1,1Основа0,1 Te0,6PbSnSb
БН9-1113-151,5-2,0Основа0,8 As 1,0Ni 1,5Cd0,35PbSnSb, SnAs2
Б1615-1715-171,5-2,0Основа0,6PbSnSb, Cu3Sn
БС16-181,0-1,5Основа1,0Ca 0,7Na0,5ЭвтектикаSb
БКОснова0,7PbPb2Ca, Pb3Na

Приведенные в таблице 4.18. составы баббитов можно разделить на три группы. К первой относятся оловянносурьмяные (Б83 и Б89), ко второй — свинцовооловян-носурьмяные (Б6, БН, Б16), к третьей — свинцовые баббиты, не содержащие олова. Баббиты второй группы Б6, БН, БТ, кроме олова, сурьмы и меди, содержат еще добавки других компонентов. Назначение этих присадок различное — мышьяк увеличивает жидкотекучесть (облегчается заливка вкладыша), никель повышает твердость, что уменьшает износ, аналогично влияет и кадмий. Роль теллура и мышьяка — образовывать мелкие твердые включения, повышающие износоустойчивость баббита.

Оловянносурьмяные баббиты (Б83 и Б89) являются наилучшими. Оловянная основа вязкая и пластичная и менее склонна к усталостному разрушению. На втором месте стоит оловянносвинцовосурьмяный баббит (Б16), в котором мягкая основа — свинец. Оловянносвинцовосурьмяные баббиты значительно дешевле оловянно-свинцовых, а по качеству уступают им ненамного. Хуже свинцовосурьмяный баббит (БС), основой которого является недостаточно пластичная эвтектика. Баббит БК (кальциевый), применяемый в железнодорожном транспорте, как и баббит БС, является относительно дешевым сплавом, его структура: основа — свинец, твердые включения — химические соединения свинца с кальцием и натрием. Свойства этих баббитов приведены в таблице 4.19.

Таблица 4.19

Свойства баббитов

Марка баббитаПлотность г/см3tпл,0СsВ, МПаd,%Коэфф. тренияa×106
Б837,53809060,00521
Б897,3342909
Б69,6460700,50,00521
БТ8020,00923
БН9,54007010,006
Б169,3410800,50,00624
БС10,1410400,50,00726
БК10,54701002,50,00426

Дефицитность олова, а также свинца заставляет изыскивать и применять сплавы на другой, менее дефицитной основе (цинка, алюминия).

В качестве цинковых подшипниковых применяют сплавы марки ЦАМ10-5 и ЦАМ5-10. Их состав приведен в таблице 4.20 (там же указаны структура и некоторые свойства). Цинковые сплавы ЦАМ10-5 и ЦАМ5-10 уступают баббитам на оловянной основе по пластичности, коэффициенту трения и коэффициенту линейного расширения и примерно равноценны свинцовистым баббитам.

Имеется также серия алюминиевых сплавов, применяемых как подшипниковые. Это двухфазные высоколегированные сплавы, в которых твердый раствор на базе алюминия является мягкой основой, а химические соединения — твердыми включениями. Состав и некоторые свойства алюминиевых подшипниковых сплавов приведены в таблице 4.21. Алюминиевые подшипниковые сплавы обладают высокими свойствами (низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью). Но по технологичности они уступают обычным баббитам. Их более высокая твердость является скорее недостатком, чем преимуществом сплава, так как требует обработки цапф и вкладыша повышенной чистоты, а шейка вала должна быть твердой. Наблюдение этих условий вызовет ускоренный износ. Высокий коэффициент линейного расширения алюминиевых баббитов требует более тщательной сборки с большими зазорами.

Таблица 4.20.

Состав и некоторые свойства цинковых баббитов

Марка

баббита

Содержание элементов, % Свойства
AlCuПлотность г/см3tпл,0Сd,%Коэфф. тренияa×106
ЦАМ10-51056,33950,50,00927
ЦАМ5-105107,1500128

Примечания: 1. Мягкая основа баббитов — эвтектика Zn+Al+CuZn3; твердые включения — CuZn3. 2. Предел прочности указанных баббитов 300 МПа.

Алюминиевые баббиты применяют вместо оловянных и свинцовых баббитов, а также свинцовистой бронзы.

Таблица 4.21.

Состав и некоторые свойства алюминиевых баббитов

Марка

баббита

Содержание элементов, % Твер-

дые

включ

Свойства
SbPbMgДр.Плотность г/см3tпл,0СsВ, МПаd,%a×106
АСС6-55,54,5AlSb3,1750801424
АСМ40,6AlSb2,8750902924
АН2,53,0NiAl3Ni2,96501402325
Алькусин D8,5Cu 2,0SiCuAl22,9632160126

Процесс покупки

  • 1. Заказ Отправьте заявку, либо продиктуйте нужные позиции менеджеру по телефону.
    На крупные заказы предоставляем скидки от прайсовой цены.

    Работаем более чем с 13 заводами, можем найти и поставить редкие позиции «под заказ».

  • 2. Оплата
    Менеджер заполнит договор и проконсультирует по всем вопросам.

    Пришлите платежное поручение с отметкой банка для более оперативной отгрузки.

  • 3. Доставка и самовывоз
    Согласуйте с менеджером дату и время доставки, пришлите схему проезда и контакты принимающего лица.

    В случае самовывоза — отправьте вашему менеджеру данные на автотранспорт.

  • 4. Приёмка и разгрузка
    Разгрузка производится силами покупателя, однако, в случае отсутствия специальной техники поможем реализовать разгрузку металла.

    Пожалуйста, обеспечьте беспрепятственный заезд автотранспорта на место разгрузки.

    Возьмите у водителя-экспедитора отгрузочные документы: товарная накладная, счет-фактура, акт выполненных работ, сертификаты качества на металл.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]