Трос стальной – для чего нужна такая прочная “веревка”?


Различие конструкций

Технические условия подразумевают различное оборудование при изготовлении тросов, но есть основные правила, которых придерживаются все производители. Трос по своей структуре не является одной сплошной нитью. Для его сборки применяется определенное количество стальных жил, которые переплетаются между собой. В конструкции присутствует сердечник, вокруг которого осуществляется намотка. Сердечником необязательно может выступать металл. В некоторых решениях он не несет основной нагрузки, но обеспечивает форму конечного изделия. Кроме того, его функцией является сохранение округлости при механическом воздействии. Сердечник, как и остальные элементы покрывается антикоррозионным составом, который основан на цинке или алюминии.

Кроме металлических сердечников, для тросов может быть использован трос из хлопка, пленка, манила или сизаль. Органические материалы имеют свойство разрушаться под воздействием бактерий и гнилостных процессов. Именно поэтому для прочности требуется их обработка специальными составами. В качестве них выступают различные смазки, которые также снижают трение компонентов, что уменьшает внутреннее напряжение. Было бы неправильно не упомянуть о возможности применения в качестве сердечника различных синтетических нитей. Чаще всего их изготавливают из полиамида, который имеет отличные прочностные характеристики. Часть из полиамидных нитей укладывается как разделитель между металлическими компонентами троса, что исключает трение и продлевает срок службы. Преимуществом таких решений является снижение веса конструкции.

Обратите внимание! Металлическими сердечниками могут выступать пластины или проволока, который также изолированы от остальных компонентов.

Все стальные канаты классифицируются по уровню гибкости:

  • жесткие;
  • средней гибкости;
  • повышенной гибкости.

Основным критерием, по которому выполняется такое разграничение является количество и материал сердечника. В первом варианте сердечником является 42 проволоки и дополнительные органические составляющие. Для средней гибкости количество проволок в сердечнике увеличено до 72, а в гибких и вовсе достигает 144 штук, которые разделены на 6 отдельных прядей.

Как ехать?

Буксируемому ехать тяжелее. В фильме «Утренний обход» герой Андрея Мягкова, Москвич которого взял на буксир какой-то грузовик, тщетно пытается его остановить, потому что тот про него просто… забыл! Поэтому водителю буксира необходимо почаще поглядывать в зеркало: не потерял ли он бедолагу где-то по дороге…

На буксируемой машине должны работать рулевое управление и тормоза. Перед началом движения не забудьте разблокировать руль.

  • Если у вас остались вопросы по подборке и правильной эксплуатации тросов, а также необходимым аксессуарам к ним, обращайтесь в интернет-магазин «За рулем»! По доброй традиции, на период размещения статьи цены на весь ассортимент снижены.

5 принципов буксировки: выбираем правильный трос

  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

Таблица 13

Стальной трос типа ТК в 133 проволоки с металлическим сердечником

(ГОСТ 3067-55)

Диаметр троса,
мм
Расчетный вес 100 погонных метров троса,
кг
Расчетный предел прочности проволок троса при растяжении,
кг/мм2
120 130 140 150 160 170
Разрывная крепость троса,
кг
9,0 33,35 3830 4150 4470 4790 5110 5430
9.75 39.45 4540 4920 5295 5675 6055 6435
10,5 45,36 5210 5650 6080 6520 6960 7390
12.0 59,27 6810 7380 7950 8500 9090 9640
13,5 74,95 8620 9360 10000 10 750 11450 12150
15,0 92.50 10600 11 500 12400 13300 14150 15000
16,5 111.9 12 850 13900 15000 16100 17 150 18200
18,0 133,1 15300 16550 17850 19 100 20400 21650
19,5 156,3 17950 19450 20 950 22450 23950 25500
21,0 181,4 20850 22600 24350 26050 27800 29550
22,5 207.4 23800 25800 27800 29800 31800 33750
24,0 236,8 27200 29500 31 750 34050 35300 38550
25,5 267,5 30750 33300 35 900 38 450 41050 43600
27,0 299,3 34400 37 300 40 150 43 050 45 900 48750
30,0 370,0 42550 46100 49650 53200 56 750 60 300
33.0 447,7 51 500 55800 60100 64400 69700 73000
36,0 532,6 61 250 65400 71 500 76600 81 700 86700
39.0 625,7 71 950 78800 84000 89650 95600 102000
42,0 724,7 83400 90100 97300 104000 110500 118000
45,0 833,1 95600 103 500 111500 119500 127500 135500
48,0 947,4 109000 118000 127000 136000
52,5 1133.6 130500 141000
57,0 1336,3 153500 166000
60,0 1481,2 164500 178000
    Примечания.

1) ГОСТ 3067-55 предусматривает изготовление тросов диаметром от 3 мм и

с расчетным пределом прочности всех тросов и выше 170
кг 1мм2,
а именно: 180, 190, 200, 210, 220, 240, 250, 260.

Таблица 14

Стальной трос типа ЛК-0 в 42 проволоки с органическим сердечником

(ГОСТ 3069-55)

Диаметр троса,
мм
Расчетный вес 1 0 погонных метров троса,
кг
Расчетный предел прочности проволок троса при растяжении,
кг /мм2
120 130 140 150 160 170
Разрывная крепость троса,
кг
2,1 1,54 270 242
2,3 1.83 277 287
2,5 2,14 297 317 337
2,7 2.49 345 368 392
2,9 3.05 423 451 479
3,2 3.66 474 508 543 576
3.5 4,37 . 566 606 646 687
3,8 5.09 658 706 752 800
4,7 7,91 952 1030 1 090 1 160 1230
5.6 11,44 1260 1370 1 470 1580 1690 1 790
6,5 15,54 1720 1860 2010 2150 2290 2430
7,5 20,32 2250 2430 2620 2820 3000 3 190
8,5 25,68 2840 3 080 3320 3560 3800 4040
9.5 31,70 3510 3800 4100 4 390 4 690 4980
10,5 38,36 4250 4610 4960 5320 5670 6030
11,5 45,63 5060 5490 5910 6320 6750 7 170
12,5 53,58 5940 6440 6940 7440 7930 8420
13.5 62,19 6900 7470 8050 8630 9160 9740
14,5 71,07 7890 8550 9160 9830 10500 11 150
15,0 81,17 8980 9740 10500 11250 12000 12750
36,0 91,67 10 100 10950 11 800 12700 13550 14400
17,0 102,5 11350 12300 13250 14200 15150 16100
19,0 126.8 14050 15200 16400 17550 18750 19900
21 0 153,4 17000 18400 19800 21 250 22650 24100
22,5 182,5 20200 21 900 23600 25300 27 000 28700
24,5 214,4 23 800 25 750 27750 29750 31700 33700
26,5 248,3 27500 29850 32150 150 34400 36750 39050
28,0 285,5 31650 34350 36 950 39600 42250 44900
    Примечания.

1) ГОСТ 3069-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности и выше 170 кг/м2,

а именно: а) тросов всех указанных диаметров до 180 и 190
кг/мм
б) тросов диаметров от 2.1 до 2,3
мм
180 190 200, 210, 220. 230, 240, 250 и 260
кг/мм2,
в) тросов диаметром от 2,5 до 2,9
мм
180, 190, 210, 230 и 240
кг/мм2.
Смотрите Таблицы по растительным тросам

далее.

Сферы использования стального троса

В настоящее время чаще всего востребован буксировочный стальной трос в подъемных и тяговых механизмах (мостовые краны, экскаваторы, буровые установки). Также он может использоваться в лифтовых шахтах как механизм для подъема. Широко применяется он в армировании конструкций из железобетона. Благодаря своей высокой надежности канат может выдержать огромные нагрузки и свободно используется в процессе тяжелых строительных манипуляций, например, для подъема на высоту девятиэтажного дома бетонных плит. Из стальных тросов изготавливают канатные стропы – грузозахватные, крепкие, гибкие приспособления, которые применяются при погрузке любых крупногабаритных объектов.

Стоит отметить, что, выбирая трос стальной для лебедки или других механизмов, следует обратиться к мнению профессионалов, поскольку среди нынешнего многообразия новичок не сможет подобрать нужное для себя изделие. Дополнительные элементы, поставляемые с тросами, проходят специальные испытания и должны соответствовать необходимым нормативным документам и сертификатам. Основные рабочие качества для каната – гибкость, предельные значения натяжения, прочности и грузоподъемности. Не стоит забывать и о нюансах обработки, позволяющих продлить жизнь троса в агрессивной среде. Для некоторых сфер использования важен вес стального троса, иногда это может стать даже причиной отказа от данного приспособления.

О чем говорит маркировка

Кроме тех факторов в отношении выбора, о которых говорилось выше, необходимо учитывать также конструкцию самого каната, которая может влиять на выдерживаемые им нагрузки. Самой простой конструкцией стального каната является одинарная свивка. Она представляет собой сердечник, вокруг которого свита проволока. Такие варианты могут применяться для буксировки, но чаще всего являются составными сложных конструкций. Например, для двойных. В них также есть сердечник, но вокруг него уже накручено две пряди, при этом должно соблюдаться определенное их чередование. Одинарные пряди применяются для создания стальных канатов, которые имеют в своей конструкции несколько слоев. Такой механизм дает возможность не только повысить прочность, но и исключить деформацию и скручивание элемента под нагрузками.

Тросы двойной свивки также лежат в основе изделий тройной свивки. Первые еще называют стренгами. Они могут отличаться некоторыми особенностями от обычных канатов двойной свивки, что дает возможность придать им требуемую форму. При изготовлении тросов используется понятие линейного касания, оно обозначается сокращением ЛК. Используется оно в сложных конструкциях, которые могут иметь несколько прядей с различным шагом свивки вокруг сердечника. Если ЛК равен нулю, то подразумевается, что все пряди имеют одинаковую длину и одинаковую площадь соприкосновения с сердечником, что отражается в равномерном рисунке.

Неравномерными в конструкции могут быть не только пряди, но и проволока в самих прядях. Если она будет различного диаметра, тогда на продукте будет обозначение ЛК/Р. В стальных канатах, в которых есть несколько прядей, одни из которых выполнены из проволоки одного диаметра, а другие из смешанных диаметров, тогда делается пометка в виде сокращения ЛК-РО. Каждый из тросов, где применяются эти пряди обладают определенными характеристиками, поэтом одни лучше подходят для буксировки, а другие для такелажных работ.

Для статических нагрузок чаще всего применяют стальные канаты, которые выполнены по технологии точечного касания. Они имеют в своей конструкции пряди, которые могут быть выполнены не только из проволоки различного диаметра, но и различного шага намотки. При этом различные пряди также перекрещиваются между собой. Причиной применения только для статических нагрузок является сильное трение отдельных компонентов при изменяющейся нагрузке. Это со временем выведет изделие из строя. Подвидом стальных канатов являются комбинированные, где используется технология линейного и точечного касания.

Разновидности стальных канатов

Тросы относятся к крученым или витым изделиям, изготавливаемым из стали, синтетических и органических нитей. В производстве стальной продукции применяется оцинкованная высокоуглеродистая проволока сечением 0,4–3 мм, обладающая значительным запасом прочности при нагрузках на разрыв (от 130 до 200 кгс/мм 2 ).

Металлические нити, используемые в изготовлении продукции, бывают нескольких марок. Наилучшими прочностными характеристиками обладает проволока категории В, менее качественным считается сырье марок I и II. Прежде чем определить, какую нагрузку выдерживает трос 5 мм или другой толщины, следует принять во внимание, что вне зависимости от качества материала канаты различаются между собой по конструкции и бывают трех типов:

  • Одинарной свивки – сделаны из одной пряди с проволокой одинакового сечения. Их элементы свиваются вокруг одной из металлических нитей до 4-х слоев. Маркируются стальные тросы как сумма из цифр, указывающих на число проволок в плетении. Например, 1+9+9 говорит о том, что в канате имеется 19 проволок, из них одна размещается в центральной части, 9 свиты в первом слое и 9 во втором.
  • Двойной свивки – изготовлены из нескольких прядей, накладываемых в 1–2 слоя вокруг сердечника. Для сердечника используют свитую проволоку, органические или минеральные материалы, которые улучшают прочность стального троса и предотвращают проваливание прядей внутрь изделия. Чаще всего такую продукцию применяют для тросовой работы.
  • Тройной свивки – сделаны из нескольких тросов. Как и при двойной свивке, они имеют сердечник, однако изготавливаются из проволоки меньшего сечения и используется там, где необходима повышенная гибкость канатов (как правило, для кабельных работ).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]