Различие конструкций
Технические условия подразумевают различное оборудование при изготовлении тросов, но есть основные правила, которых придерживаются все производители. Трос по своей структуре не является одной сплошной нитью. Для его сборки применяется определенное количество стальных жил, которые переплетаются между собой. В конструкции присутствует сердечник, вокруг которого осуществляется намотка. Сердечником необязательно может выступать металл. В некоторых решениях он не несет основной нагрузки, но обеспечивает форму конечного изделия. Кроме того, его функцией является сохранение округлости при механическом воздействии. Сердечник, как и остальные элементы покрывается антикоррозионным составом, который основан на цинке или алюминии.
Кроме металлических сердечников, для тросов может быть использован трос из хлопка, пленка, манила или сизаль. Органические материалы имеют свойство разрушаться под воздействием бактерий и гнилостных процессов. Именно поэтому для прочности требуется их обработка специальными составами. В качестве них выступают различные смазки, которые также снижают трение компонентов, что уменьшает внутреннее напряжение. Было бы неправильно не упомянуть о возможности применения в качестве сердечника различных синтетических нитей. Чаще всего их изготавливают из полиамида, который имеет отличные прочностные характеристики. Часть из полиамидных нитей укладывается как разделитель между металлическими компонентами троса, что исключает трение и продлевает срок службы. Преимуществом таких решений является снижение веса конструкции.
Обратите внимание! Металлическими сердечниками могут выступать пластины или проволока, который также изолированы от остальных компонентов.
Все стальные канаты классифицируются по уровню гибкости:
- жесткие;
- средней гибкости;
- повышенной гибкости.
Основным критерием, по которому выполняется такое разграничение является количество и материал сердечника. В первом варианте сердечником является 42 проволоки и дополнительные органические составляющие. Для средней гибкости количество проволок в сердечнике увеличено до 72, а в гибких и вовсе достигает 144 штук, которые разделены на 6 отдельных прядей.
Как ехать?
Буксируемому ехать тяжелее. В фильме «Утренний обход» герой Андрея Мягкова, Москвич которого взял на буксир какой-то грузовик, тщетно пытается его остановить, потому что тот про него просто… забыл! Поэтому водителю буксира необходимо почаще поглядывать в зеркало: не потерял ли он бедолагу где-то по дороге…
На буксируемой машине должны работать рулевое управление и тормоза. Перед началом движения не забудьте разблокировать руль.
- Если у вас остались вопросы по подборке и правильной эксплуатации тросов, а также необходимым аксессуарам к ним, обращайтесь в интернет-магазин «За рулем»! По доброй традиции, на период размещения статьи цены на весь ассортимент снижены.
5 принципов буксировки: выбираем правильный трос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 13
Стальной трос типа ТК в 133 проволоки с металлическим сердечником
(ГОСТ 3067-55)
Диаметр троса, мм | Расчетный вес 100 погонных метров троса, кг | Расчетный предел прочности проволок троса при растяжении, кг/мм2 | ||||||||
120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | |||||
Разрывная крепость троса, кг | ||||||||||
9,0 | 33,35 | 3830 | 4150 | 4470 | 4790 | 5110 | 5430 | |||
9.75 | 39.45 | 4540 | 4920 | 5295 | 5675 | 6055 | 6435 | |||
10,5 | 45,36 | 5210 | 5650 | 6080 | 6520 | 6960 | 7390 | |||
12.0 | 59,27 | 6810 | 7380 | 7950 | 8500 | 9090 | 9640 | |||
13,5 | 74,95 | 8620 | 9360 | 10000 | 10 750 | 11450 | 12150 | |||
15,0 | 92.50 | 10600 | 11 500 | 12400 | 13300 | 14150 | 15000 | |||
16,5 | 111.9 | 12 850 | 13900 | 15000 | 16100 | 17 150 | 18200 | |||
18,0 | 133,1 | 15300 | 16550 | 17850 | 19 100 | 20400 | 21650 | |||
19,5 | 156,3 | 17950 | 19450 | 20 950 | 22450 | 23950 | 25500 | |||
21,0 | 181,4 | 20850 | 22600 | 24350 | 26050 | 27800 | 29550 | |||
22,5 | 207.4 | 23800 | 25800 | 27800 | 29800 | 31800 | 33750 | |||
24,0 | 236,8 | 27200 | 29500 | 31 750 | 34050 | 35300 | 38550 | |||
25,5 | 267,5 | 30750 | 33300 | 35 900 | 38 450 | 41050 | 43600 | |||
27,0 | 299,3 | 34400 | 37 300 | 40 150 | 43 050 | 45 900 | 48750 | |||
30,0 | 370,0 | 42550 | 46100 | 49650 | 53200 | 56 750 | 60 300 | |||
33.0 | 447,7 | 51 500 | 55800 | 60100 | 64400 | 69700 | 73000 | |||
36,0 | 532,6 | 61 250 | 65400 | 71 500 | 76600 | 81 700 | 86700 | |||
39.0 | 625,7 | 71 950 | 78800 | 84000 | 89650 | 95600 | 102000 | |||
42,0 | 724,7 | 83400 | 90100 | 97300 | 104000 | 110500 | 118000 | |||
45,0 | 833,1 | 95600 | 103 500 | 111500 | 119500 | 127500 | 135500 | |||
48,0 | 947,4 | 109000 | 118000 | 127000 | 136000 | — | — | |||
52,5 | 1133.6 | 130500 | 141000 | — | — | — | — | |||
57,0 | 1336,3 | 153500 | 166000 | — | — | — | — | |||
60,0 | 1481,2 | 164500 | 178000 | — | — | — | — |
- Примечания.
1) ГОСТ 3067-55 предусматривает изготовление тросов диаметром от 3 мм и
с расчетным пределом прочности всех тросов и выше 170
кг 1мм2,
а именно: 180, 190, 200, 210, 220, 240, 250, 260.
Таблица 14
Стальной трос типа ЛК-0 в 42 проволоки с органическим сердечником
(ГОСТ 3069-55)
Диаметр троса, мм | Расчетный вес 1 0 погонных метров троса, кг | Расчетный предел прочности проволок троса при растяжении, кг /мм2 | ||||||||
120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | |||||
Разрывная крепость троса, кг | ||||||||||
2,1 | 1,54 | 270 | 242 | |||||||
2,3 | 1.83 | — | — | — | 277 | 287 | ||||
2,5 | 2,14 | — | 297 | 317 | 337 | |||||
2,7 | 2.49 | — | 345 | 368 | 392 | |||||
2,9 | 3.05 | — | — | — | 423 | 451 | 479 | |||
3,2 | 3.66 | 474 | 508 | 543 | 576 | |||||
3.5 | 4,37 | . | 566 | 606 | 646 | 687 | ||||
3,8 | 5.09 | 658 | 706 | 752 | 800 | |||||
4,7 | 7,91 | 952 | 1030 | 1 090 | 1 160 | 1230 | ||||
5.6 | 11,44 | 1260 | 1370 | 1 470 | 1580 | 1690 | 1 790 | |||
6,5 | 15,54 | 1720 | 1860 | 2010 | 2150 | 2290 | 2430 | |||
7,5 | 20,32 | 2250 | 2430 | 2620 | 2820 | 3000 | 3 190 | |||
8,5 | 25,68 | 2840 | 3 080 | 3320 | 3560 | 3800 | 4040 | |||
9.5 | 31,70 | 3510 | 3800 | 4100 | 4 390 | 4 690 | 4980 | |||
10,5 | 38,36 | 4250 | 4610 | 4960 | 5320 | 5670 | 6030 | |||
11,5 | 45,63 | 5060 | 5490 | 5910 | 6320 | 6750 | 7 170 | |||
12,5 | 53,58 | 5940 | 6440 | 6940 | 7440 | 7930 | 8420 | |||
13.5 | 62,19 | 6900 | 7470 | 8050 | 8630 | 9160 | 9740 | |||
14,5 | 71,07 | 7890 | 8550 | 9160 | 9830 | 10500 | 11 150 | |||
15,0 | 81,17 | 8980 | 9740 | 10500 | 11250 | 12000 | 12750 | |||
36,0 | 91,67 | 10 100 | 10950 | 11 800 | 12700 | 13550 | 14400 | |||
17,0 | 102,5 | 11350 | 12300 | 13250 | 14200 | 15150 | 16100 | |||
19,0 | 126.8 | 14050 | 15200 | 16400 | 17550 | 18750 | 19900 | |||
21 0 | 153,4 | 17000 | 18400 | 19800 | 21 250 | 22650 | 24100 | |||
22,5 | 182,5 | 20200 | 21 900 | 23600 | 25300 | 27 000 | 28700 | |||
24,5 | 214,4 | 23 800 | 25 750 | 27750 | 29750 | 31700 | 33700 | |||
26,5 | 248,3 | 27500 | 29850 | 32150 150 | 34400 | 36750 | 39050 | |||
28,0 | 285,5 | 31650 | 34350 | 36 950 | 39600 | 42250 | 44900 |
- Примечания.
1) ГОСТ 3069-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности и выше 170 кг/м2,
а именно: а) тросов всех указанных диаметров до 180 и 190
кг/мм
б) тросов диаметров от 2.1 до 2,3
мм
180 190 200, 210, 220. 230, 240, 250 и 260
кг/мм2,
в) тросов диаметром от 2,5 до 2,9
мм
180, 190, 210, 230 и 240
кг/мм2.
Смотрите Таблицы по растительным тросам
далее.
Сферы использования стального троса
В настоящее время чаще всего востребован буксировочный стальной трос в подъемных и тяговых механизмах (мостовые краны, экскаваторы, буровые установки). Также он может использоваться в лифтовых шахтах как механизм для подъема. Широко применяется он в армировании конструкций из железобетона. Благодаря своей высокой надежности канат может выдержать огромные нагрузки и свободно используется в процессе тяжелых строительных манипуляций, например, для подъема на высоту девятиэтажного дома бетонных плит. Из стальных тросов изготавливают канатные стропы – грузозахватные, крепкие, гибкие приспособления, которые применяются при погрузке любых крупногабаритных объектов.
Стоит отметить, что, выбирая трос стальной для лебедки или других механизмов, следует обратиться к мнению профессионалов, поскольку среди нынешнего многообразия новичок не сможет подобрать нужное для себя изделие. Дополнительные элементы, поставляемые с тросами, проходят специальные испытания и должны соответствовать необходимым нормативным документам и сертификатам. Основные рабочие качества для каната – гибкость, предельные значения натяжения, прочности и грузоподъемности. Не стоит забывать и о нюансах обработки, позволяющих продлить жизнь троса в агрессивной среде. Для некоторых сфер использования важен вес стального троса, иногда это может стать даже причиной отказа от данного приспособления.
О чем говорит маркировка
Кроме тех факторов в отношении выбора, о которых говорилось выше, необходимо учитывать также конструкцию самого каната, которая может влиять на выдерживаемые им нагрузки. Самой простой конструкцией стального каната является одинарная свивка. Она представляет собой сердечник, вокруг которого свита проволока. Такие варианты могут применяться для буксировки, но чаще всего являются составными сложных конструкций. Например, для двойных. В них также есть сердечник, но вокруг него уже накручено две пряди, при этом должно соблюдаться определенное их чередование. Одинарные пряди применяются для создания стальных канатов, которые имеют в своей конструкции несколько слоев. Такой механизм дает возможность не только повысить прочность, но и исключить деформацию и скручивание элемента под нагрузками.
Тросы двойной свивки также лежат в основе изделий тройной свивки. Первые еще называют стренгами. Они могут отличаться некоторыми особенностями от обычных канатов двойной свивки, что дает возможность придать им требуемую форму. При изготовлении тросов используется понятие линейного касания, оно обозначается сокращением ЛК. Используется оно в сложных конструкциях, которые могут иметь несколько прядей с различным шагом свивки вокруг сердечника. Если ЛК равен нулю, то подразумевается, что все пряди имеют одинаковую длину и одинаковую площадь соприкосновения с сердечником, что отражается в равномерном рисунке.
Неравномерными в конструкции могут быть не только пряди, но и проволока в самих прядях. Если она будет различного диаметра, тогда на продукте будет обозначение ЛК/Р. В стальных канатах, в которых есть несколько прядей, одни из которых выполнены из проволоки одного диаметра, а другие из смешанных диаметров, тогда делается пометка в виде сокращения ЛК-РО. Каждый из тросов, где применяются эти пряди обладают определенными характеристиками, поэтом одни лучше подходят для буксировки, а другие для такелажных работ.
Для статических нагрузок чаще всего применяют стальные канаты, которые выполнены по технологии точечного касания. Они имеют в своей конструкции пряди, которые могут быть выполнены не только из проволоки различного диаметра, но и различного шага намотки. При этом различные пряди также перекрещиваются между собой. Причиной применения только для статических нагрузок является сильное трение отдельных компонентов при изменяющейся нагрузке. Это со временем выведет изделие из строя. Подвидом стальных канатов являются комбинированные, где используется технология линейного и точечного касания.
Разновидности стальных канатов
Тросы относятся к крученым или витым изделиям, изготавливаемым из стали, синтетических и органических нитей. В производстве стальной продукции применяется оцинкованная высокоуглеродистая проволока сечением 0,4–3 мм, обладающая значительным запасом прочности при нагрузках на разрыв (от 130 до 200 кгс/мм 2 ).
Металлические нити, используемые в изготовлении продукции, бывают нескольких марок. Наилучшими прочностными характеристиками обладает проволока категории В, менее качественным считается сырье марок I и II. Прежде чем определить, какую нагрузку выдерживает трос 5 мм или другой толщины, следует принять во внимание, что вне зависимости от качества материала канаты различаются между собой по конструкции и бывают трех типов:
- Одинарной свивки – сделаны из одной пряди с проволокой одинакового сечения. Их элементы свиваются вокруг одной из металлических нитей до 4-х слоев. Маркируются стальные тросы как сумма из цифр, указывающих на число проволок в плетении. Например, 1+9+9 говорит о том, что в канате имеется 19 проволок, из них одна размещается в центральной части, 9 свиты в первом слое и 9 во втором.
- Двойной свивки – изготовлены из нескольких прядей, накладываемых в 1–2 слоя вокруг сердечника. Для сердечника используют свитую проволоку, органические или минеральные материалы, которые улучшают прочность стального троса и предотвращают проваливание прядей внутрь изделия. Чаще всего такую продукцию применяют для тросовой работы.
- Тройной свивки – сделаны из нескольких тросов. Как и при двойной свивке, они имеют сердечник, однако изготавливаются из проволоки меньшего сечения и используется там, где необходима повышенная гибкость канатов (как правило, для кабельных работ).