Технические характеристики токарного станка 16Б16КП, схемы


Технические характеристики оборудования

Винторезная машина имеет широкий спектр техособенностей:

  • мощность электрического мотора обеспечивает функционирование привода основного хода и достигает 7,5 кВт. А сам привод, ответственный за передвижение суппорта, имеет мощность 0,37 кВт. Электрический мотор же для смазочного механизма – 0,12 кВт;
  • предельная длина обтачиваемой заготовки – 1,46 метра, а предельные размеры изделия, закрепляемые в центрах машины, 1,5 метра;
  • автоматическая коробка передач;
  • нарезка резьбы проходит с помощью выбора работником шага, устанавливающимся им исходя из вида заготовки;

  • максимальное сечение обтачиваемой над станиной заготовки не должно быть более 40 сантиметров, а над суппортом – 21 сантиметра;
  • количество обращений шпиндельного устройства в прямом движении – от 25 до 2500 об./мин., а в реверсивном – от 25 до 1250 оборотов в мин.;
  • в прямом движении шпиндельное устройство обладает 21 степенью скорости, а в реверсивном – 18;
  • привод машины – от 2-скоростного электромотора вместе с коробкой скоростей и переборкой, программирующей 12 степеней частот оборотов шпиндельного механизма в любом из 2 диапазонов;
  • поперечные подачи варьируются от 0,025 до 1,4 мм, а продольные – от 0,05 до 2,8 мм на вращение;

  • диапазон передвижения суппорта по винту составляет 75 сантиметров (вдоль) и 22 сантиметров (поперёк). Максимальный отрезок его передвижения по валику – 50 сантиметров;
  • подшипники качения создают жесткую и высокоточную опору;
  • направляющие кареток и пары качения винтов обладают импульсивной автосмазкой;
  • привод подач обеспечивает бесступенчатую регулировку подач;
  • загруз и выгрузка деталей осуществляется вручную.

Данные технические параметры дают возможность машине пользоваться популярностью даже через 50 лет с даты её выпуска. Буквы «К» и «П» в названии машины обозначают, что имеется копировочный механизм и увеличенная степень точности соответственно. Винторезная машина способна функционировать от сети с напряжением 220, 380, 400, 415 и 440 В. Она характеризуется современной эргономичной структурой и отличается удобством в эксплуатации и управлении.

Габариты и вес машины

Винторезная машина имеет небольшие размеры и вес для станка с подобным функционалом:

  • ширина – 1110 миллиметров;
  • высота – 1505 миллиметров;
  • длина – 2270 миллиметров;
  • масса – 2 тонны.

Назначение и область применения

Станок 16б16кп предназначается для исполнения разных токарных работ в центрах, цангах или в 3 или 4-кулачковом патроне, для нарезки разной резьбы плашкой либо метчиком. Непохоже на большинство иных марок, подобная машина предназначается для более тщательного обтачивания, в связи с чем его не рекомендуется применять в черновую. Обычно он устанавливается в небольших мастерских по ремонту. После обрабатывания на токарной машине изделия отличаются прекрасной чистотой поверхностей.

Сведения о производителе токарно-винторезного станка 16Б16кп

Производитель универсального токарного станка 16Б16кп — Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ, основанный в 1876 году.

Производство металлорежущих станков на Средневолжском станкостроительном заводе впервые началось в конце января 1926 года. Первым выпущенным станком на предприятии был токарно-винторезный станок со ступенчатым шкивом модели ТВ-155В.

В 1934 году на заводе был создан оригинальный токарно-винторезный станок модели СП-162 с числом скоростей — 8, числом оборотов шпинделя в минуту — от 24 до 482. На станке впервые был установлен индивидуальный электродвигатель мощностью в 1,5 квт.

В 1935 году завод первым в СССР изготовил резьбофрезерный станок модели 561, а с военного 1941 года приступает к выпуску целой гаммы резьбофрезерных полуавтоматов: 5А63, 5А64, 5М63, 5М64.

В годы войны завод освоил выпуск токарно-винторезного станка 1615

и вскоре модернизировал его, доведя скорость шпинделя до 1000 оборотов в минуту.

В 1949 году запущен в серийное производство станок 1616

, в шестидесятых годах модели —
1В616 и 1А616
, а с начала семидесятых годов начался выпуск серии
16Б16.
С 90х годов прошлого века предприятие СВСЗ выпускает токарные станки под торговой маркой SAMAT.

Станки производства Средневолжского станкостроительного завода, СВСЗ, г. Самара

  • 1А616
    станок токарно-винторезный универсальный, Ø 320
  • 1А616к
    станок токарно-винторезный с АКП, Ø 320
  • 1А616П
    станок токарно-винторезный повышенной точности, Ø 320
  • 1Б811
    станок токарно-затыловочный, Ø 250
  • 1Е811
    станок токарно-затыловочный, Ø 250
  • 1П611
    станок токарно-винторезный универсальный, Ø 250
  • 16Б16
    станок токарно-винторезный универсальный, 320
  • 16Б16А
    станок токарно-винторезный особо высокой точности, Ø 320
  • 16Б16КА
    станок токарно-винторезный особо высокой точности с АКП, Ø 320
  • 16Б16П
    станок токарно-винторезный повышенной точности, Ø 320
  • 16Б16КП
    станок токарно-винторезный повышенной точности с АКП, Ø 320
  • 16Б16Ф3
    станок токарный патронно-центровой с ЧПУ, Ø 320
  • 16Б16Т1
    станок токарный с ЧПУ, Ø 320
  • 16Д16АФ1
    станок токарно-винторезный особо высокой точности с УЦИ, Ø 320
  • 561
    станок резьбофрезерный, Ø 400 х 700
  • 1615
    станок токарно-винторезный универсальный, Ø 320
  • 1616
    станок токарно-винторезный универсальный, Ø 320
  • 1716ПФ3
    станок токарный с ЧПУ, Ø 320
  • 5350А
    станок шлицефрезерный полуавтомат, Ø 150
  • Samat 400
    станок токарно-винторезный повышенной точности, Ø 400
  • Умелец
    станок токарный настольный, Ø 175

Конструктивные узлы и механизмы станка

Машина имеет ряд основных узлов:

  1. Суппорт.
  2. Коробка подач.
  3. Коробка передач.
  4. Бабка задняя.
  5. Основная станина.
  6. Фартук.

Механизмы:

  • защитные детали. Имеется механизм защиты работника и агрегатных узлов от стружки, образующейся при исполнении работ. Это существенно увеличивает степень безопасности и время службы машины;
  • в винторезную машину внедрен механизм, отвечающий за изменение передач. Это значительно увеличило функциональную надежность винторезного станка;
  • электрическое оборудование. Основными деталями электросистемы являются 4 асинхронных электромотора винторезной машины с различными мощностями. Почти все элементы расположены в особом шкафу;
  • токарная машина имеет продольные отключающие упоры, защитное устройство от излишних нагрузок, механизм блокирования подач во всех направлениях.

Общий вид токарно-винторезного станка 16Б16КП

Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп

Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп

Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп

Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп

Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп

Расположение основных узлов токарно-винторезного станка 16Б16кп

Обозначение составных частей станка

ПозНаименование16Б16 16Б16П16Б16К 16Б16KП16Б16А16Б16КА
1Коробка передач (гитара)16Б16П.08016Б16П.08016Б16А.08016Б16А.080
2Электрооборудование16Б16П.19516Б16КП.195
3Бабка шпиндельная16Б16П.02016Б16П.02016Б16А.02016Б16А.020
4Охлаждение16Б16П.25116Б16П.25116Б16П.25116Б16П.251
5Резцедержатель16Б16П.04816Б16П.04816Б16П.04816Б16П.048
6Суппорт16Б16П.04516Б16П.04516Б16П.04516Б16П.045
7Каретка16Б16П.05116Б16П.05116Б16А.05116Б16А.051
8Бабка задняя16Б16П.33016Б16П.33016Б16П.03016Б16П.030
9Привод ускоренного хода16Б16П.15916Б16П.15916Б16П.15916Б16П.159
10Тумба правая16Б16П.01716Б16П.01716Б16П.01716Б16П.017.01
11Фартук16Б16П.06216Б16П.06216Б16A.06116Б16A.061
12Станина16Б16П.01116Б16П.01116Б16А.01116Б16А.011
13Коробка подач16Б16П.07016Б16П.07016Б16А.07016Б16А.070
14Коробка скоростей16Б16П.024АКП 109-6,316Б16П.024АКП 109-6,3
15Шкивы главного привода16Б16.16216Б16.16216Б16.16216Б16.162
Шкаф управленияШОС 5906ШОС 5906
Система смазки16Б16П.240.00016Б16П.240.000-0316Б16П.240.00016Б16П.240.000
Устройство разгрузки направляющих16Б16А.06216Б16А.062

Коробка скоростей

Данный узел на 6 степеней устанавливается в обособленном корпусе и закрепляется сзади к внешней стенке левой поперечной грани. Для натягивания ремня, который идет от коробки к шпиндельному устройству, она способна совершать движение вертикально с применением винта. Устройство запускает 2-скоростной электрический двигатель через ременную передачу. Шкив 16, взаимосвязанный со ступицей 15, производит передачу вращательного хода валу 14, легко идущему через вал-гильзу 20.

Вал 14 взаимосвязан с муфтой 25, при запуске которой ход с него переходит увязанному с ней валу-гильзе 20 через полумуфту 24. Данный узел позволяет произвести 6 скоростей на шкиве 13. Ход путём ременной передачи поступает на шкив бабки. С валом 4 увязана производящая устойчивое и оперативное торможение машины муфта 3 с винтом 12. Все колеса 7-11, 18, 19, 22 произведены из сталей, подвергшихся температурному обрабатыванию с дальнейшей шлифовкой, а также легированию. Смазывание элементов происходит от насоса с использованием полива.

Шпиндельная бабка

Узел запускается коробкой скоростей ременной передачей и приемочным шкивом 7 с уплотнением 4. Выбор осевого люфта в подшипниках осуществляется пружиной 4. Узел от приемочного шкива муфтой 5 приобретает 12 вращательных скоростей; ещё 12 — посредством колес 5, 8, 16, 15 с переборкой 1:4, а 12 — колес 5, 8, 11, 10, 13, 14, 16, 15 с переборкой 1:16. Запуск переборочных групп, муфты 12 или отключение шпинделя для разделения на заходы при нарезке резьб делается с использованием рукоятки переводками через рычажный механизм, который управляется кулачками.

Прочное фиксирование рукояточной оси, предотвращающей проворачивание, обеспечивает подпружиненный шарик, располагающийся на задней стенке корпуса станины машины в стакане. Вращение шпиндельного устройства происходит с помощью 2 роликоподшипников 18 и 21. Выборка зазора в подшипниках осуществляется пружинами 20. Передачи осуществляют колеса 1, 2, 22, 23, 24 и вышеперечисленные колеса. Шпиндель, обладающий фланцевым концом и сделанный по ГОСТ, способствует скорой смене и устойчивому закрепление планшайбы. Устройство позволяет нарезать:

  • резьбу с повышенным шагом в 4 и 16 раз;
  • правые и левые резьбы;
  • многозаходные резьбы при работе с переборками 1:4 и 1:16 с количеством заходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30, а при работе напрямую — с количеством заходов 2, 3, 4, 6, 12.

Электрооборудование токарно-винторезного станка 16Б16КП

Схема электрическая принципиальная токарно-винторезного станка 16Б16кп

Электрическая схема токарного станка 16Б16кп

Схема расположения электрооборудования на станке предоставлена на рис. 16.

Электропривод станка состоит из четырех трехфазных асинхронных электродвигателей М1, М2, МЗ и М4.

Коробка скоростей главного привода станков 16B16, 16Б16П, 16Л20, 16Л20П и 16Г16 имеет две электромагнитные муфты, которыми осуществляются пуск и торможение шпинделя станка.

Коробка скоростей станков 16Б16К, 16Б16КП, 1620К, 16Г16К, 16Л20КП имеет семь электромагнитных муфт, с помощью которых осуществляются переключение скоростей, пуск и торможение шпинделя станка.

Для управления включением и остановом шпинделя станка имеются две рукоятки: правая переключателя S 8 и левая переключателя S 9.

Реверс шпинделя станка осуществляется за счет реверса электродвигателя М1 главного привода.

Станок снабжен электрошкафом.

На ставке могут применяться следующие напряжения: силовая цепь — трехфазная, 50 или 60 Гц, 220, 380, 400, 415 или 440 В; цепь управления переменного тока — 110 В, постоянного тока — 24 В; цепь местного освещения — 24 В; цепь сигнализации — 29 В.

Задняя бабка

Она соединена со станиной ручкой. Контроль ее положения осуществляется оправкой, располагающейся по отметкам или в центрах. Промежуток между задней пинолью и вращающейся осью шпинделя должен быть более 0,1 миллиметра. Плоский конец винта 4 осуществляет скольжение в пазу диска 3. Чтобы отвернуть винт 4 для демонтирования диска 3, нужно произвести совмещение с ним цековки. Контролирование верного положения корпуса осуществляется по пригашенным при сборе областям и в точности по оправке, которая зажата в центральных частях машины. Пиноль 8 зажимается ручкой 7.

Важно! Предельный ход пиноли составляет 120 миллиметров. Винт 9 движется от маховика 2.


Станина станка

Монтируется на 1 тумбе. Данный узел представлен литой коробкой из чугуна с поперечными ребрами в виде буквы «П» — снабжён 2 плоскими и 2 направляющими в форме призм, претерпевшими температурную обработку и шлифование. В нише правого торца узла размещается электрический мотор убыстренных ходов салазки. На задней стенке у левого торца узла монтирована коробка скоростей, у правого торца — станция смазки, а также бачок для охладительного вещества и насос устройства охлаждения; внутри находится электродвигатель основного привода.

Кинематическая схема токарного станка модели 16Б16КП

Кинематическая схема токарного станка модели 16Б16кп

  • А — АКС — автоматическая коробка скоростей АКП 109-6,3 для станков 16Б16К, 16Б16КП, 16Е16КП
  • а — бабка шпиндельная
  • б — резцедержатель
  • в — суппорт
  • г — бабка задняя
  • д — фартук
  • е — каретка
  • ж — коробка скоростей для станков 16Б16, 16Б16П, 16Г16

* для частоты вращения шпинделя 16..1600 об/мин

** для частоты вращения шпинделя 25..2500 об/мин

Фартук

У фартука есть 4 пары сцепных муфт, дающих возможность производить прямое и реверсивное движение суппорта и салазки. Управление движением салазки и нижней частью суппорта производится ручкой, направление запуска которой соответствует направлению их движению. Пуск быстрых передвижений суппорта в 4 направлениях позволяет осуществить добавочное нажимание кнопки IB, которая расположена в ручке. При этом происходит запуск электрического мотора ускоренных ходов, который путём ременной передачи посылает движение ходовому валу.

Смазывание деталей узла делается внедренным в крышку поршневым насосом. В узле установлен блокиратор, предотвращающий совместный пуск подач маточной гайки и суппорта. В нём также установлено специальное защищающее устройство, предохраняющее от перегрузки и рассчитанный на наибольший показатель усилия отключения (6000 ± 500)H. При работе по упорам значение можно понизить до нужного уровня гайкой 6, а также путем ослабления пружины 7.

Расположение органов управления токарно-винторезным станком 16Б16КП

Расположение органов управления токарным станком 16Б16кп

Перечень органов управления токарно-винторезным станком 16Б16КП

  1. Табличка с поясняющими графическими символами
  2. Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
  3. Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
  4. Кнопка аварийная
  5. Кнопка включения электродвигателя главного движения
  6. Рукоятка включения нормального или увеличенного шага
  7. Рукоятка изменения направления нарезки
  8. Табличка с поясняющими графическими символами
  9. Рукоятка включения переборов
  10. Указатель нагрузки
  11. Лампа сигнальная
  12. Рукоятка включения электрооборудования станка в сеть
  13. Рукоятка включения насоса охлаждения
  14. Рукоятка переключения скорости электродвигателя главного движения
  15. Рукоятка управления АКП — автоматической коробкой передач
  16. Рукоятка поперечной подачи суппорта
  17. Рукоятка поворота и крепления резцовой головки
  18. Винт крепления каретки к станине
  19. Рукоятка подачи верхней части суппорта
  20. Кнопка включения электродвигателя ускоренных ходов каретки и суппорта
  21. Рукоятка крепления пиноли задней бабки
  22. Винт поперечного смещения задней бабки
  23. Рукоятка крепления задней бабки к станине
  24. Маховик перемещения пиноли задней бабки
  25. Винт натяжения ремня электродвигателя ускоренного хода
  26. Рукоятка управления ходами каретки и суппорта
  27. Рукоятка включения гайки ходового винта
  28. Гайка регулировки усилия отключения фартука по упору
  29. Рукоятка включения муфты перегрузочного механизма фартука
  30. Табличка с поясняющими графическими символами
  31. Рукоятки пуска станка и реверсирования шпинделя
  32. Кнопка включения реечной шестерни
  33. Маховик ручного перемещения каретки
  34. Табличка с поясняющими графическими символами
  35. Рукоятки пуска станка и реверсирования шпинделя
  36. Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
  37. Рукоятка управления коробкой скоростей
  38. Винт натяжения ремня привода шпиндельной бабки
  39. Винт натяжения ремня электродвигателя главного движения

Техника безопасности

  • Осуществлять работу исключительно на винторезных машинах, к которым есть допуск, и исполнять только требуемую работу.
  • Сосредоточиться на работе, не прерываясь на ненужные дела и разговоры; не мешать другим работникам.
  • Не опираться на функционирующую токарную машину и не давать другим сделать такое действие.
  • Не давать разрешение на свое место лицам, не имеющим отношения к конкретной работе. Без санкции мастера не доверять машину другому работнику.
  • Увидев несоблюдение правил другим оператором, сделать ему предупреждение об обязательности соблюдать положения инструкции.
  • В течение ремонтных работ станка и пусковых механизмов на нем необходимо вывешивать плакат: «Не запускать – ремонт».

  • Запрещено производить работу на неисправном и не имеющем требуемых ограждений токарном станке, а также ремонтировать и переделывать машину самому.
  • О любом происшествии незамедлительно информировать мастера и пойти в медпункт.
  • Чтобы избежать происшествий, загрязнения и попадания стружки в устройства винторезного станка запрещено осуществлять обдув воздухом из шланга обтачиваемой поверхности и машины.
  • Запрещено производить работу на токарной машине в рукавицах и перчатках, а также с перебинтованными пальцами без напальчников из резины.
  • Размеры и вес обтачиваемого изделия должны отвечать требованиям техпаспорта токарной машины.
  • Прочно и жестко крепить обтачиваемое изделие.
  • При любом перебое подачи электрической энергии незамедлительно отключить оборудование.
  • Если на металлических частях винторезной машины имеется напряжение (чувство тока), электромотор функционирует на 2 фазы (есть гудение), провод заземления оборванный, приостановить работу станка и незамедлительно сообщить мастеру о неисправности электрического оборудования.
  • Использовать деревянную решетку и обеспечивать соответствующий уход за ней.

Подготовительные работы перед проведением капитального ремонта станка16Б16КП

Ремонт токарного станка16Б16КП начинают с диагностики его работы на холостом ходу и на всех ступенях оборотов шпинделя, а также тщательного осмотра узлов. Для получения более полной информации о степени износа станка, в частности, о состоянии опор качения шпинделя, выполняют обработку контрольного образца. По результатам замеров определяют отклонения полученных значений точности выполненных работ от паспортных данных станка.

Измерение величин радиального и осевого биения шпинделя, а также выявление посторонних шумов и чрезмерных вибраций позволяют опытным инженерам достаточно точно определить изношенные узлы и возможные дефекты, которые иногда сложно обнаружить после разборки станка. Полученная информация учитывается при составлении ведомости дефектов и оценке объёма планируемых ремонтно-восстановительных работ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]