Физические свойства металлов
Металлы – химические элементы, атомы которых в процессе реакции стремятся отдавать электроны. Они обладают металлической кристаллической решеткой и общими физическими свойствами. На данный момент известно более 87 металлов.
Для металлов характерен ряд свойств:
- твердость (кроме ртути, которая представляет собой жидкость);
- металлический блеск;
- проводимость электрического тока и тепла;
- пластичность.
Металлы при ударах не разрушаются, а меняют форму. С этой особенностью связано то, что из них производят проволоку, металлические листы и др. Развитие бронзового и железного века связано с производством товаров из металлов.
Тест по теме
- /10
Вопрос 1 из 10Как изменяются металлические свойства в таблице Менделеева?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Александр Котков
10/10
- Александр Жабко
9/10
- Евгения Медникова
10/10
- Александр Котков
10/10
- Лидия Маслова
10/10
Физические свойства неметаллов
Неметаллы – химические элементы, атомы которых стремятся принять чужие электроны. Для них характерны атомные и молекулярные кристаллические решетки. Для атомов неметаллов не характерны общие физические свойства. На данный момент существует 22 неметалла.
Для неметаллов характерен ряд свойств:
- хрупкость (неметаллы нельзя ковать);
- отсутствие блеска;
- непроводимость электрического тока и тепла.
Расположение металлов и неметаллов в периодической таблице Д.И. Менделеева
Определить, является простое вещество металлом или неметаллом, можно с помощью периодической таблицы Менделеева. Металлы располагаются ниже диагонали «водород-бор- кремний-мышьяк-теллур-астат», а неметаллы выше.
Красные ячейки – неметаллы, синие – металлы
Элементы, расположенные вблизи диагонали, обладают смешанными свойствами: проявляют как металлические, так и неметаллические свойства. Они называются полуметаллами.
Красные ячейки – полуметаллы
Полуметаллы имеют ковалентную кристаллическую решетку при наличии металлической проводимости (электропроводности). Валентных электронов у них либо недостаточно для образования полноценной ковалентной связи, либо они не удерживаются достаточно прочно из-за больших размеров атома. Поэтому связь в ковалентных кристаллах этих элементов имеет частично металлический характер.
Закономерности в таблице Д.И. Менделеева
Каждый атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и нейтроны находятся в ядре, который несет положительный заряд. Вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Атомный номер указывает на количество протонов.
Чем больше заряд ядра, тем сильнее к нему притягиваются электроны. Т.о., атому сложнее отдавать электроны. Поэтому в периоде слева направо, с увеличением порядкового номера металлические свойства ослабевают, а неметаллические – усиливаются.
Неметаллы стремятся принять электроны от других атомов. Период в таблице указывает на количество электронных уровней. По мере увеличения числа орбиталей электроны отдаляются от ядра и атому сложнее удерживать электроны на последних уровнях. Т.о., в группе сверху вниз количество орбиталей возрастает, поэтому металлические свойства усиливаются, а неметаллические – уменьшаются.
2.3. Строение и свойства простых веществ — неметаллов.
Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные — немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.
Наглядно это отражено в схеме №2.
Простые вещества | ||
С немолекулярным строением | С молекулярным строением | |
C, B, Si | F2, O2, Cl2, Br2, N2, I2, S8 | |
У этих неметаллов атомные кристаллические решетки, поэтому они обладают большой твердостью и очень высокими температурами плавления. | У этих неметаллов в твердом состоянии молекулярные кристаллические решетки. При обычных условиях это газы, жидкости или твердые вещества с низкими температурами плавления. | |
Кристаллический бор В (как и кристаллический кремний) обладает |
очень высокой температурой плавления (2075°С) и большой твердостью. Электрическая проводимость бора с повышением температуры сильно увеличивается, что дает возможность широко применять его в полупроводниковой технике. Добавка бора к стали и к сплавам алюминия, меди, никеля и др. улучшает их механические свойства.
Как видно из схемы №2, углерод С, кремний Si, бор В имеют сходное строение и обладают некоторыми общими свойствами.
Химические свойства металлов
Все металлы проявляют восстановительные свойства. Легкость в отдачи внешнего электрона применяется в фотоэлементах. Степень активности определяется рядом активности. У самых активных на внешнем уровне располагается по одному электрону.
Общие химические свойства металлов выражаются в реакциях со следующими соединениями.
- С неметаллами
4 Li + O2→ 2 LiO2
3 Mg + N2 → Mg3N2
Активные металлы реагируют с галогенами и кислородом. С азотом взаимодействуют только литий, кальций и магний. Большинство металлов при взаимодействии с кислородом образуют оксиды, а наиболее активные металлы – пероксиды (N2O2).
- С оксидами металлов
2 Ca + MnO2 → 2 CaO + Mn(нагревание)
- С кислотами
Mg + H2SO4(разб)→MgSO4 + H2
Водород в кислотах вытесняют только те металлы, которые в ряду напряжений стоят до водорода.
- С растворами солей
Fe + CuSO4→ Cu + FeSO4
Cu + 2 AgNO3→ 2 Ag + Cu(NO3)2
Более активные металлы вытесняют из соединений менее активные.
- Химические свойства щелочных и щелочно-земельных металлов (реакции с водой)
2 Na + 2 H2O → 2 NaOH + H2
Ca + 2 H2O →Ca(OH)2 + H2
Химические свойства неметаллов
Неметаллы проявляют окислительные свойства. Самый активный неметалл – фтор. Он бурно реагирует со всеми веществами, а некоторые реакции сопровождаются горением и взрывом. В атмосфере фтора горят даже вода и платина. Фтор окисляет кислород и образует фторид кислорода OF2.
Неметаллы вступают в реакции со следующими веществами.
- С металлами
3 F + 2 Al → 2 AlF3 (нагревание)
S + Fe →FeS (нагревание)
- С другими неметаллами
2 F2 + C → CF2 (нагревание)
S + O2→ SO2(нагревание)
- Со сложными веществами
4 F2 + CH4→CH3F + HF
3 O2 + 4 NH3→ 2 N2 + 6 H2O
Меньшей активностью обладают такие неметаллы как бор, графит, алмаз. Они могут проявлять восстановительные свойства.
2 C + MnO2 → Mn + 2 CO
4 H2 + Fe3O2 → 3 Fe + 4 H2O
Чем дерево похоже на металл и в чем их отличия
Дерево — это растительное сырье. Металл же это результат природного химического соединения. Чем отличается дерево от металла:
- Древесина не проводит электричество и возгорается при довольно низкой температуре по сравнению с металлами.
- Древесина не плавится при воздействии высоких температур.
- Также дерево плохо проводит тепло, в отличие от металлов.
- Древесина упругая, но не гибкая. Металлы же имеют более низкий коэффициент упругости, но они более пластичны. Так сложить пополам проволоку и не сломать ее можно легко, древесина при таком воздействии сломается пополам.
- Также отличительной чертой древесины от металла является то, что она не покрывается коррозией. Есть породы дерева, которые могут долгое время находиться в воде и не гнить. Металлы же при таких условиях покрываются ржавчиной.
- Плотность древесины достаточно низкая по сравнению с металлами. Хотя некоторые металлы имеют плотность ниже дерева, они относятся к легким металлам.
Коррозия металла
Коррозия – это процесс разрушения металлов или металлических конструкций под действием кислорода, воды и вредных примесей. Не все металлы подвергаются коррозии. Их стойкость зависит от ряда факторов.
- На благородных металлах не образуется коррозия.
- На поверхности алюминия, титана, цинке, хрома и никеля есть оксидная пленка, которая предотвращает процессы коррозии.
Различают несколько видов коррозии – химическую и электрохимическую.
Химическая коррозия
Химическая коррозия сопровождается химическими реакциями. Она образуется под действием газов.
3 Fe + 2 O2 → Fe3O4
2 Fe + 3 Cl2 → 2 FeCl3
Электрохимическая коррозия
Электрохимическая коррозия – процесс разрушения металлов или металлических конструкций, который сопровождается электрохимическими реакциями. В большинстве металлов находятся примеси. В процессе коррозии электродами могут служить не только металлы, но и его примеси.
Например, в железе могут находиться примеси олова. В этом случае на аноде электроны переносятся от олова к железу и металлы растворяются, т.е. железо подвергаются коррозии. На катоде восстанавливается водород из воды или растворенного кислорода. Электрохимическая коррозия может сопровождаться следующими процессами.
Анод: Fe2+ — 2e → Fe0
Катод: 2H+ + 2e → H2
Способы защиты от коррозии
В промышленности популярны различные методы защиты металлов от коррозии.
- Защитные покрытия
Покрытия защищают поверхности от действия окислителей. Ими служат различные вещества:
- покрытие менее активным металлом (железо покрывают оловом);
- краски, лаки, смазки.
- Создание специальных сплавов
Физические свойства сплавов и чистых металлов отличаются. Поэтому для повышения стойкости в сплав необходимо добавить дополнительные металлы.
Конспект урока — Металлы — 9 класс
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, вести дискуссию, уметь доказывать свою точку зрения.
Регулятивные:
уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблем.
Урок учитывал направленность класса. В классе 12 человек: 3 мальчиков и 8 девочек. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний. Успеваемость в классе – средняя. Ученики активные, любят доказывать свои позиции, обладают достаточными знаниями и навыками, мотивированы к самообразованию, готовы проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.
Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Поэтому мотивационный этап прошел в соответствии с моими планами. Дети заинтересовались.
Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися группы не наблюдалось. Так как не все учащиеся класса заинтересованы в получении новых знаний, я поставила перед собой следующие задачи:
— заинтересовать учащихся, используя демонстрацию дополнительных источников (образцы металлов и сплавов и изделий из них) и электронной презентации;
— вызвать заинтересованность применением металлов и сплавов в быту;
— применением исследовательского метода (изучение свойств металлов).
Для решения поставленных задач я использовала следующие дидактические материалы:
— образцы металлов и сплавов и изделий из них;
— мультимедийный комплекс (компьютер, проектор);
— мультимедийная презентация;
— учебник О. С. Габриелян «Химия. 9 класс»;
— дополнительная литература.
Изучение нового материала осуществлялось в соответствии с требованиями ФГОС: начиналось с наводящих вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным, подведение учащихся к самостоятельному формулированию новой темы, определению цели урока, составлению плана урока. При определении темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний, поэтому учащиеся смогли назвать тему урока.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной, практической деятельности учащихся.
Исследовательский метод обучения наиболее эффективный способ получения и освоения материала для подростков, поэтому нацелил их на практико-ориентированную деятельность. Использование задачи практической направленности помогло понять учащимся, как применить знания, полученные на уроке, в повседневной жизни, а также соблюдение техники безопасности.
Биологическая роль металлов и неметаллов
В организмах содержится множество различных металлов и неметаллов. Различных химических элементов в организме может не хватать, поэтому приходится потреблять их извне.Химические элементы можно разделить на две большие группы – макроэлементы и микроэлементы.
К макроэлементам относятся вещества, содержание которых в организме превышает 0,005 %. Эта группа включает водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.Микроэлементы – элементы, содержание которых не превышает 0,005%. К ним относятся железо, медь, селен, йод, хром, цинк, фтор, марганец, кобальт, молибден, кремний, бром, ванадий, бор. Каждый макро- и микроэлемент в организме выполняет определенную функцию.